Обязательная страховка для машин класса «жигули» будет предположительно стоить около двухсот гривен
Обязательная страховка действует в Европе еще с тридцатых годов. Недавно принудительную «автогражданку» ввела Россия. От страхования за причиненный другому человеку ущерб выигрывают, кажется, все, и дедуля на «Запорожце», въехавший в зад «Мерседеса», больше не рискует расплачиваться за это собственной квартирой (свой драндулет он уж как-то отремонтирует сам). «Мерседесу» тоже не придется брать грех на душу и выколачивать из старичка последнюю копейку.
К сожалению, в Украине принятие закона об обязательной «автогражданке» пока буксует. В прошлом году его принятию воспротивились, смешно сказать, комитеты по защите прав потребителей! В этом году общественное мнение, казалось бы, наконец дозрело. Правда, принятый Верховной Радой закон был отправлен Президентом на доработку. И вот на днях с поправками он принят вновь. Сейчас последнее слово вновь за главой государства. Однако представители страховых компаний не сомневаются: закон пройдет и начнет действовать с начала следующего года. О том, как это произойдет и сколько предположительно будет стоить, «ФАКТЫ» спросили сведущего в этом вопросе человека -- киевского страхового брокера Ибрагима Габидулина.
-- Ибрагим Абдулович, уже известно, сколько будет стоить «автогражданка»?
-- Еще нет, но думаю, что стоимость полиса увеличится. Если сейчас «автогражданка» для «Жигулей» стоит 94 гривны, то новая обязательная страховка обойдется гривен в 200. Дело в том, что, по новому закону, сумма, которую покрывает страховка, увеличилась. Теперь до 25 с половиной тысяч страховая компания выплачивает за ущерб, нанесенный вами чужому автомобилю, и 51 тысячу -- за вред, причиненный людям -- водителю, пассажирам или пешеходам. В России, например, аналогичная обязательная страховка стоит порядка 60 долларов, то есть около 300 гривен.
-- Так что, заплатил двести гривен и круши «мерседесы»?!
-- Да нет, не все так просто. Во-первых, для материального ущерба предусмотрена двухпроцентная франшиза от лимита ответственности. То есть, разбив чужой «Мерседес», ремонт которого обойдется, например, в двадцать тысяч гривен, 510 гривен из этой суммы все же придется выложить из собственного кармана. Во-вторых, если размер ущерба превысит 6375 гривен, то страховка прекращает свое действие. Ее вновь придется покупать. Но это еще не все. В новом законе предусмотрена система поощрений и наказаний для автовладельцев. Если в этом году вы попали в аварию, то в следующем сумма страховки увеличится на 40%!
-- То есть хозяину «Жигулей» придется выложить уже 280 гривен!
-- Да. А если за год вы разбили две чужие машины, страховка вырастет в 2. 45 раза. Но в случае, если целый год прошел без происшествий, вам должны предоставить в следующем году пятипроцентную скидку. А если десять лет вы проездите без аварий, тариф снизится в два раза!
-- Ну, это невозможно!
-- Почему? Иностранцы, которые, бывает, и по двадцать лет без аварий обходятся, уезжая с Украины, справочку от страховой компании специальную берут о том, что не пользовались страховкой. Они безаварийной историей очень дорожат. Для них же это реальная экономия на страховке!
-- А где лучше всего покупать полис?
-- Не всем компаниям разрешат продавать полисы обязательной «автогражданки». По моим сведениям, такое разрешение получат лишь 14 крупнейших компаний (в новом варианте закона требования к страховым компаниям, желающим продавать полисы, снижены, и, возможно, после этого их число увеличится). Только они имеют права продавать полисы от своего имени, и лучше всего их покупать только у них. Но смогут ли эти компании обслужить всех желающих -- вот в чем проблема. У них дорожными авариями занимается десяток сотрудников. Но количество дел с вступлением закона в силу значительно возрастет. И чтобы компания занялась вашим делом, придется потолкаться в очередях и пообивать пороги.
-- Интересно, может ли какая-нибудь ушлая страховая компания подстроить все так, что обязательная страховка не покроет ущерба?
-- Часто бывает так: разбита старенькая машина, и эксперт оценил ущерб в небольшую сумму. Но отремонтировать автомобиль за эти деньги не реально. Машина старая, но запчасти-то ведь нужны новые! А они дорогие. И тут нужно постараться, чтобы заставить страховщиков выплатить реальную стоимость ремонта.
Одним из камней преткновения, тормозящих принятие закона, стал вопрос о компенсации морального ущерба. За границей обязательная страховка не покрывает расходов на «душевные переживания» пострадавшего в аварии. По нашим же законам человек имеет право требовать оплатить ему страдания, связанные с разбитым автомобилем и синяком на лбу. Поэтому в окончательном варианте закона на возмещение морального ущерба отводится до 2550 гривен. А если суд решит, что потерпевший «настрадал» на большую сумму, то платить ему будет виновник аварии из своего собственного кармана.
919Читайте нас у Facebook