ПОИСК
Події

Проехав 100 километров, «электро-таврия» съедает электричества на две гривни

0:00 16 липня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Массовой закупке таких машин для коммунальных нужд воспротивились шоферы, так как из электромобиля технически невозможно сливать топливо

В багажнике «Таврии»-гибрида установили итальянский моторчик от переносной электростанции

Профессор Виктор Борисович Павлов изобретает электромобили уже лет двадцать. Его лаборатория, принадлежащая Институту электродинамики НАН Украины так и называется -- «Лаборатория электромобилей». На машинах, которые создал вместе с коллегами профессор, перекатались все прошлые украинские премьеры. Опробовал «Электро-Таврию» и Леонид Кучма, посещавший выставку научных достижений. Профессор думал покатать Президента Украины, но Леонид Данилович взял да и сам уселся за руль. Надавил на газ…

-- О! Не едет!.. -- удивился Президент.

Тут профессор нажал тумблер, и машина рванула с места. Леонид Данилович мигом освоился с управлением и лихо закрутил рулем. Замелькали выставленные вдоль дорожек ВДНХ милиционеры.

РЕКЛАМА

-- Куда ехать? -- то и дело спрашивал Леонид Данилович.

-- Прямо, -- отвечал профессор, и сам-то толком не зная куда…

РЕКЛАМА

Не на шутку встревоженная охрана Президента тем временем вскочила в «БМВ» и догнала «беглецов» почти у самых ворот выставки.

-- А Пустовойтенко в машину сесть не решился, -- грустно сказал Виктор Борисович Павлов. -- Вообще, за исключением Президента, всех, кто машину осматривал, сразу снимали с должности. Думали поднять экологическое сознание нашей элиты и повезти электроцикл (электрический мотоцикл. -- Авт. ) на дачу Лазаренко. Но потом у Павла Ивановича начались проблемы… Сейчас хотим показать аппарат Виктору Януковичу.

РЕКЛАМА

По замыслу профессора, электромобили в первую очередь предназначались для пансионатов, домов отдыха, гаражей госучреждений. Но в массовое производство украинские машины на электротяге так и не попали: Виктор Борисович говорит, что они разрушают вековые устои работы наших шоферов, искореняя слив дармового бензина и «грачевание» -- нелегальный таксистский промысел. Электромобиль ведь рассчитан на определенный пробег в течение дня -- больше на нем не проедешь. Да и электричество по сравнению с бензином намного дешевле. Какой смысл его воровать? Короче говоря, ноу-хау могло вызвать ненужную социальную напряженность в широких водительских массах. И власти приняли правильное решение -- не рисковать.

Профессору Павлову осталось лишь уповать на истощение всемирных запасов нефти, подорожание бензина или хотя бы на серьезный экологический кризис. Вот тогда Родина вспомнит своих героев -- кинется к Виктору Борисовичу: спасай, мол, дорогой товарищ ученый, положение!

А тут подскочили цены на бензин. Правда, они еще далеки от европейских (в странах ЕС цена 95-го бензина в среднем колеблется от одного до двух евро -- то есть от 6 до 12 гривен за литр топлива). И тем не менее об электромобилях Павлова неожиданно вспомнили. Оказалось, что за время вынужденного «забвения» ученый времени даром не терял и «Таврию» на электротяге неутомимо совершенствовал. В частности, добавил тормоза, умеющие возвращать аккумуляторам часть энергии.

-- Если садятся батарейки и приходится тащить машину на буксире, я всегда жму на тормоз, -- говорит профессор. -- Это чтобы аккумуляторы подзаряжались. Водители ругаются: вы что, ребята, издеваетесь?..

А совсем недавно профессор с помощниками загнал в багажник машины маленький итальянский бензиновый движок от переносной электростанции. В критических ситуациях (например, зимой от холода сели аккумуляторы) моторчик включается -- подает энергию на электродвигатель и подзаряжает аккумуляторы. Также он добавляет машине мощности за городом, когда приходится ехать по трассе с большой скоростью.

Машины профессора Павлова заправляются от любой розетки

В институтском гараже у Павлова стоят две уникальные, единственные в своем роде «Таврии»: одна -- чисто электрическая (ее себестоимость чуть больше 5 тысяч долларов), другая -- гибридная (около 6 тысяч), которая ездит и на бензине, и на электричестве одновременно. Для создания гибрида было несколько причин. Во-первых, следовало бы отчасти утереть нос японцам, производящим свою «Тойоту-Приус» -- первый серийный гибридный автомобиль. Во-вторых, разработками профессора заинтересовался Евросоюз, согласившийся финансировать лабораторию Павлова. В-третьих, время показало, что окончательный переход на электромобили будет происходить постепенно -- через машины-гибриды. Расходы на эксплуатацию э-мобиля раз в десять меньше, чем на обычную машину. Электромотор гораздо проще и надежнее бензинового двигателя, и служит он гораздо дольше, чем кузов и все остальные детали. Но вот запас хода у машины небольшой: пробегав за день километров 60--80 по городу (этого вполне достаточно, чтобы съездить на работу, в магазин и обратно), «Таврию» на восемь часов придется «воткнуть в розетку». И только съев 15 киловатт электричества (около двух гривен), машина вновь будет готова к работе. Гибрид же позволяет не привязываться к батарейкам. Подзаряжая их бензиновым движком, спрятанным в багажнике, можно проехать почти тысячу километров. Но это тоже не снимает главную проблему электромобилей. Беда в том, что вся экономия, все расчеты летят к чертям, когда речь заходит о стоимости замены аккумуляторов. Самые дешевые батарейки (а их для «Таврии» профессора необходимо десять) стоят около 2 тысяч долларов. Хватит их года на три -- примерно на 30 тысяч километров пробега. Потом придется покупать новые.

Но, несмотря ни на что, ездить на «Электро-Таврии» -- одно удовольствие. С места машина трогается очень резво и совершенно бесшумно. Лишь на большой скорости она тихонько гудит, как маленький троллейбус. Скорости в ней всего две -- так что автомобиль получается с автоматической коробкой передач.

Бесшумность профессорской «Таврии» -- вечная причина курьезных историй.

-- Народ привык, что «Таврия» взвывает перед тем, как тронуться, -- говорит Виктор Борисович. -- А тут полная тишина. Народ за нами бежит, кричит: «Осторожно, у вас машина покатилась!»

Еще одно любимое детище и одновременно развлечение сотрудников лаборатории Павлова -- забавные мини-тягачи на аккумуляторах. Похожи они на газонокосилки. Надеваешь ролики, берешь такую «косилку» за ручку, и она довольно быстро тащит тебя по улице. Как-то Виктору Борисовичу пришла гениальная идея: что, если тягач присобачить к заднему багажнику велосипеда? Откровенно говоря, за границей электровелосипед уже изобрели. Но там и мотор, и батарейки крепятся к раме самого велосипеда. Поэтому он тяжелый, неповоротливый и маломощный. Украинское же «творение», подталкиваемое «газонокосилкой», может проехать до подзарядки километров восемьдесят.

4112

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів