Наконец-то пришла первая обнадеживающая новость: нефтепродукты в Украине постепенно начинают дешеветь. По крайней мере, две государственные нефтяные компании -- «Нефтегаз» и «Укрнафта» -- снизили стоимость топлива на своих автозаправочных станциях на 10 процентов. Это было сделано после соответствующего распоряжения правительства.
Теперь государственный бензин марки А-95 стоит 2 гривни 90 копеек. Естественно, у заправок госкомпаний сразу выстроились очереди, ведь российские нефтяные компании продолжают продавать свою продукцию по 3--3,3 гривни за литр. В этих условиях украинские государственные АЗС не могут еще снижать цену, так как при этом существенно возрастет спрос на их продукцию, и удовлетворить его только за счет собственного горючего будет очень сложно. Правда, по словам министра топлива и энергетики Сергея Тулуба, правительство вместе с государственными нефтяными компаниями сейчас занимается вопросами ввоза в Украину 25--30 тысяч тонн бензина по «нормальным ценам».
Пока же, как утверждают эксперты, цена на топливо в Украине наконец-то стабилизировалась. Крупнейшие продавцы горючего уже не повышают стоимость своего бензина, но и снижать ее пока не торопятся. Однако не исключено, что рано или поздно они это сделают.
Кабинет министров Украины своим постановлением закрепил право Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций регулировать, по согласованию с Министерством топлива и энергетики и Министерством экономики, предельные уровни розничных цен на дизельное топливо и бензины, реализуемые через АЗС. Соответственно, максимальные оптово-отпускные цены на дизельное топливо и бензин на внутреннем рынке (кроме продукции, реализуемой через АЗС) будут устанавливаться Минтопэнерго с Минэкономики.
Кстати, одной из причин возникновения нынешнего топливного кризиса эксперты называли остановку в апреле на ремонт двух крупнейших нефтеперерабатывающих заводов -- Херсонского и Лисичанского, что привело к недостатку топлива на внутреннем рынке. Теперь и эта проблема решена. Сегодня после планового ремонта должен возобновить работу второй по мощности в Украине Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий российско-британской компании ТНК-BP. В этом году завод намерен переработать 6 миллионов 500 тысяч тонн нефти. Хотя проектная мощность предприятия составляет 8 миллионов тонн в год. Что же касается Херсонского НПЗ, то он возобновил свою работу еще 18 мая.
А между тем вчера ажиотаж на мировом топливном рынке продолжался. Напомним, что в связи с терактами в Саудовской Аравии, являющейся крупнейшим мировым поставщиком нефти, стоимость сырья на Нью-Йоркской и Лондонской биржах взлетела до нового «исторического максимума» -- 42 долларов за баррель.
Относительно причин нынешнего мирового топливного кризиса существует несколько мнений. Одно из них высказала немецкая еженедельная газета «Цайт»: в высоких ценах на нефть виноваты не ОПЕК и не нефтяные магнаты, а владельцы автомобилей, причем как жители промышленно развитых западных стран, так и китайцы, наращивающие свой автопарк невиданными темпами. В минувшем году Китай вышел на второе место в мире по использованию нефти. Его опережают лишь США, третья в списке -- Япония.
Для сравнения: в Германии потребление энергоносителей на промышленных предприятиях и в жилых домах с 1970 года сократилось вдвое. Но расход горючего немецкими автомобилями за этот же период возрос в два раза. Похожая ситуация и в других странах Запада. В настоящий момент на транспорте используется почти 60 процентов всей нефти, расходуемой в промышленно развитых странах. И этот показатель будет расти еще, а с ним -- и цены на нефть.
В нынешней ситуации повышение цен на нефтепродукты может сильно ударить по экономике даже преуспевающей и стабильной Европы. Уже сейчас министры финансов стран еврозоны обсуждают в Люксембурге угрозу инфляции из-за высоких цен на нефть. Они пытаются выработать единую политику корректировки цен.
194Читайте нас у Facebook