Спикер парламента владимир литвин только под угрозой виселицы согласится баллотироваться на пост президента
Каких-то три недели отделяют нас от официального старта президентской предвыборной кампании. А там Чего только не придется пережить электорату и его избранникам во время избирательного марафона. Ведь уже сейчас в политтусовке сложилась довольно-таки неоднозначная ситуация. Оппозиционные лидеры не могут найти общий язык в вопросе, вместе или порознь идти им в бой за пост президента. Провластные же политики мужественно борются с личными амбициями, стремясь консолидировать усилия вокруг единого кандидата.
Например, недавно Владимир Литвин заявил, что он ни при каких условиях не собирается участвовать в выборах президента. Отвечая на вопрос о том, что может заставить его выдвинуть свою кандидатуру, он пошутил: «Только если меня будут вести на виселицу», -- цитирует его слова «Интерфакс-Украина».
Это заявление Председателя Верховной Рады более чем показательно. Во-первых, у Владимира Литвина, прими он решение участвовать в избирательной кампании, были бы довольно неплохие стартовые возможности и шансы, поскольку он имеет определенный вес в отечественном политикуме. Во-вторых, на этой неделе спикер стал лидером Народной аграрной партии (в прошлом Аграрной партии Украины. -- Авт. ), которая реально является одной из самых многочисленных в стране и может в значительной степени рассчитывать на сельский электорат. Съезд этой партии единогласно поддержал кандидатуру Владимира Литвина на пост председателя. Между тем, имея столь серьезный «задел», спикер заявил журналистам в Киеве, что поддерживает ранее задекларированную позицию партии о едином кандидате на президентских выборах.
Помимо всего прочего, позиция Владимира Литвина нанесла серьезный удар по любимому аргументу оппозиции -- дескать, пропрезидентское большинство формируется исключительно путем административного давления и несвободно в своих поступках. Теперь это утверждение не выдерживает никакой критики. Ведь Владимир Литвин -- руководитель законодательной ветви власти в стране, а посему утверждение о том, что административное давление распространяется и на него, выглядит попросту смешным. Если говорить прямо, то на него даже нечем давить, поскольку таких рычагов влияния не существует. Будучи спикером парламента, он имеет соответствующий иммунитет, и снять его с поста Председателя Верховной Рады может исключительно парламентское большинство. При нынешней расстановке сил в Верховной Раде это невозможно. Но даже если и допустить такой вариант, то сам Владимир Литвин его не боится. «Я не держусь за должность, мне нужно только собрать книги и несколько костюмов в кабинете, поскольку я там практически живу», -- цитирует его слова УНИАН.
Но есть и другие доводы, опровергающие существование административного давления. Как бы смог при его наличии, скажем, лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах выдвинуть свою кандидатуру на участие в выборах президента? А ведь он уже заявил, что собирается побороться за этот пост. Не исключает такой возможности для себя и лидер Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко. Другое дело, что его точку зрения не разделяют многие однопартийцы. Иных претендентов на президентский пост в среде большинства пока нет.
Вот и получается, что оппозиция, которая больше всех декларировала необходимость объединения своих рядов ради единого кандидата, на практике реализовала печально известный украинский постулат: где два украинца, там три гетмана. Ведь помимо Виктора Ющенко и Петра Симоненко, которые никогда не скрывали своих президентских амбиций, претензии на «гетманскую булаву» уже заявили Александр Мороз и Юлия Тимошенко. Конечно, под предлогом того, что союзники не выполняют каких-либо обязательств. И не исключено, что кандидатов от оппозиции на выборах будет явно больше, чем от большинства.
209Читайте нас у Facebook