ПОИСК
Події

Накануне великой отечественной войны значительная часть советского общества ожидала прихода немцев в надежде избавиться от большевистской тирании

0:00 3 березня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Об этом рассказывал секретарь ЦК КП(б)У Демьян Коротченко, воспоминания которого наряду с другими неизвестными историческими документами опубликованы в новой книге историка Юрия Шаповала «Невигаданi iсторiї»

По замыслу издателей книги (К. : Свiтогляд, 2004) внимание читателя должен привлечь броский коллаж на обложке. Под колхозной стелой с профилем Ильича заседает собрание: строгий Сталин, веселый Хрущев, сосредоточенно-немощный Брежнев, над которым угодливо склонился Щербицкий, рядом разочарованный Шелест, а на переднем плане -- Горбачев и Кравчук, нетерпеливо поглядывающий на часы (мол, не пора ли закончить заседание в колхозе «Память Ленина»?). Чем не поминки у надгробья ушедшей эпохи этот форум?

Подбор приглашенных в исторический «колхоз» не случаен. Да и автор -- доктор наук, профессор -- не просто размышляет о том, был ли Хрущев «мошенником высшей пробы», а Шелест -- «националистом». Читателю ненавязчиво предлагается зрить в корень. Помните анекдот? «Здесь надо менять всю систему», -- сказал, глядя на прогнившую трубу, водопроводчик, за что и попал в антисоветчики.

Юрий Шаповал о таких «врагах народа» и о пороках коммунистической системы знает немало. Как пишет автор, в конце 80-х -- начале 90-х годов он имел возможность «тотально, почти ежедневно, до головной боли читать архивно-уголовные дела из тогдашнего кагебистского архивного «Сезама». Это была тяжкая работа. Она лишала сил, а временами деморализовала, переворачивала мое тогда еще советское сознание, давала понять, в какой НЕПРАВДЕ воспитывалось мое поколение. Я понял, что не могу ограничиться писанием справок для служебного пользования в Комиссию по реабилитации. Обо всем этом следовало рассказать людям».

И он честно рассказывал не один год, и делает это сегодня -- с телеэкранов, по радио, в газетах. В этой книге, понимая, что «краще за правду не збрешеш», ничего приукрашивать не пытается. Один пример. Накануне войны советское общество после страшных лет голодомора и репрессий было затерроризировано и разобщено настолько, что «значительная его часть ожидала прихода немцев с надеждой избавиться от большевистской тирании»… Как вспоминал секретарь ЦК КП(б)У Демьян Коротченко (это вам не доктор Геббельс!), в начальный период войны «абсолютное большинство гражданского населения в Украине не желало продолжать борьбу против немцев, а пыталось различными способами приспособиться к оккупационному режиму».

РЕКЛАМА

А в это время на фронте народный героизм «стимулировали» действовавшие в прифронтовом тылу заградотряды из войск НКВД, созданные в сентябре 1941-го по секретному приказу N 001919. «Паникеров и трусов» расстреливали. За «самовольное» отступление карали военачальников. «Эти меры иногда приводили к бессмысленной гибели целых подразделений, частей и соединений, -- пишет историк, -- ибо командиры не имели права выводить их без разрешения с целью маневра, перегруппирования и т. п. До сей поры достоверно не известно, сколько было загублено людей заградительными отрядами». А вообще, по современным подсчетам, в 1941--1945 годах СССР потерял 32 млн. человек (из них не менее четверти -- потери Украины).

Автор статей, многие из которых впервые увидели свет на страницах прессы, сосредоточился на темах, личностях, периодах прошлого, о которых знает гораздо больше, нежели говорит. Это и соловецкая трагедия, и голодомор, и война. Это акция «Висла», борьба УПА, дело Еврейского антифашистского комитета. В контексте эпохи -- известные личности: Михаил Грушевский, Михаил Волобуев, Иосиф Сталин, Никита Хрущев, Петр Шелест, Владимир Щербицкий. В книге много иллюстраций -- редких снимков и копий документов из госархива Службы безопасности Украины, Центрального госархива кино-, фото-, фондодокументов Украины, частных собраний.

РЕКЛАМА

Прав историк: в постсоветской стране правду важно не только открывать и помнить, но и доносить до общества. Простую правду, которая, по словам Иосифа Бродского, даже в наши дни «нуждается в солидных подтвержденьях и доводах». В этом смысле книга Юрия Шаповала -- авторитетное собрание доказательств, работающее на преодоление тоталитарного наследия прошлого и построение в Украине демократического, гражданского общества.

РЕКЛАМА

329

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів