«когда крик роженицы стал просто отчаянным, я остановил «таврию»»
Накануне в селе Васильевка-на-Днепре было торжественное собрание -- чествовали лучших женщин-тружениц. Конечно, сильная половина населения от души выпила за здоровье прекрасной половины. И те, кто помоложе, пошли на организованную в честь праздника дискотеку. 19-летняя Оля Доновская, придерживая довольно заметный животик, тоже весь вечер танцевала с мужем. А когда супруги поздно ночью вернулись домой, Оля вдруг почувствовала резкую боль внизу живота.
Точной даты предполагаемых родов молодая женщина толком не знала: на учете в районной больнице не стояла и за девять месяцев на прием к врачу в Синельниково ни разу не поехала. «Может пройдет?» -- с надеждой спросила у мужа. Юра пожал плечами: «Давай подождем». Но часа в три ночи он понял, что жену срочно надо везти в больницу и побежал по селу искать машину. Однако разбуженные односельчане все в один голос твердили: «Извини, друг, но я же выпил вечером, за руль сесть не могу». И только в доме, где живет участковый инспектор Валерий Гуль, зажегся свет. Хозяин квартиры собрался в пять минут, вывел из гаража служебную «Таврию». Олю, которая жалобно стонала, положили на заднее сидение. И машина рванула с места. От Васильевки-на-Днепре до райцентра -- более 40 километров.
Участковый был готов к любым превратностям службы, но только не к подобному происшествию
Участковым инспектором в отдаленном селе Васильевка-на-Днепре Синельниковского района Валерий Гуль работает всего 4 месяца. После окончания Харьковского высшего командного училища ракетных войск где только ни побывал. Последние годы служил в Симферополе -- в ракетных войсках. А поскольку в армии начались сокращения, Валерий решил получить еще и мирную специальность -- закончил заочно Симферопольский международный университет бизнеса и права. Когда вскоре расформировали его воинскую часть, пригодилась профессия юриста. По-армейски четко уяснив для себя, чего он хочет, Валерий решил, во-первых, жить где-нибудь в частном доме на берегу реки (сам он вырос на Харьковщине), в живописном селе. А, во-вторых, и дальше служить -- если не в армии, то в милиции. Сел на симферопольский поезд и вышел на большой станции Синельниково, от которой рукой подать до маминого дома -- на Харьковщину.
В горрайотделе милиции бывшему офицеру обрадовались: участковых не хватало. И сразу же определили его в Васильевский-на-Днепре сельский совет. В ведении Гуля два села: центральная усадьба и Варваровка, расположенная почти на границе с Запорожской областью. Зимой здесь затишье, зато с наступлением дачного сезона только успевай поворачиваться -- то хату какую-нибудь «обнесут» заезжие «гастролеры», то урожай с полей пропадет. За четыре месяца работы на своем участке Валерий успел и отличиться: в Варваровке обнаружил 28-летнего парня, который уже 12 лет в Харькове числился в розыске за кражи. Тот жил в селе без документов, не упуская случая и здесь утянуть все, что плохо лежит.
Словом, старший лейтенант был готов ко всему, но только не к принятию родов.
Врачи строго запретили Ольге рожать в ближайшие два года
Семья Доновских -- многодетная, и хотя Олиной маме Наталье Степановне всего 38 лет, она родила уже десятерых ребятишек! Причем, 19-летняя Оля -- не самая старшая из детей в семье, а в январе у нее появился самый младший братик. Олина мама, правда, родила мальчика в больнице, без всяких осложнений. А вот почему дочку не заставила обратиться к врачам -- для всех сельчан загадка.
-- Это у Оли второй ребенок, -- рассказывает председатель сельского совета Наталья Пасько. -- Первый родился в минувшем году, и тоже не без трудностей. Здоровье у молодой женщины очень слабое -- семья ведь бедная, неблагополучная. А она и во время первой беременности в женскую консультацию не обращалась. С помощью депутата облсовета главного врача днепропетровского роддома N 2 Людмилы Ивановны Падалко мы все-таки госпитализировали Олю в областную больницу, где ей сделали кесарево сечение. Видимо, слишком серьезной была ситуация, если спасать ребенка пришлось таким способом.
-- Действительно, эта молодая женщина всего лишь 11 месяцев назад родила дочку, -- комментирует заведующая родильным отделением Синельниковской районной больницы Неля Николаевна Борода. -- Плод перенес сильную гипоксию из-за ослабленности материнского организма, поэтому врачи областной больницы сделали ей кесарево сечение. В подобных случаях женщине запрещено рожать как минимум в течение двух лет, иначе может возникнуть угроза разрыва матки, массивного кровотечения. Ольга подвергала себя большому риску, не обращаясь к врачам.
И еще неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не четкие действия участкового милиционера.
Дорога от Васильевке-на-Днепре до райцентра Синельниково в основном проходит по трассе Москва--Симферополь, поэтому Валерий погнал новенькую «Таврия», которую недавно вручил райотделу министр внутренних дел Украины Николай Билоконь, по ночному шоссе на предельной скорости. Валерий не только следил за дорогой, напряженно вглядываясь в темноту, но и непрерывно набирал по рации номер скорой помощи. Вызвать медиков никак не удавалось, поэтому он набрал дежурную часть райотдела милиции: «Ребята, срочно звоните в больницу, пусть высылают мне навстречу «неотложку» -- женщина рожает». «Слышу, что рожает», -- ответил дежурный милиционер, едва разобрав за отчаянным криком роженицы слова участкового. -- «Не беспокойся, сейчас свяжусь с больницей».
«Я за жену так не волновался, как за эту женщину»
Минут за двадцать «Таврия» доехала до поворота на Синельниково, где начиналась довольно ухабистая дорога. Валерий снизил скорость. Но автомобиль все равно так затрясло по выбоинам, что Ольга закричала еще сильнее.
-- Оглянувшись, я понял, что у женщины вот-вот появится ребенок, -- рассказывает Валерий Гуль. -- Пришлось остановить машину. До больницы не доехали километра два.
Включив аварийную сигнализацию милиционер открыл заднюю дверь машины. И в этот момент услышал детский крик.
-- От волнения у меня просто затряслись руки, -- вспоминает те минуты Валерий. -- Я за свою жену, когда она рожала нашего Руслана, так не волновался под окнами больницы. Взял мокрого, крошечного ребенка и дал его в руки Оле, а сам лихорадочно думаю: чем же и как перерезать пуповину? Но, к счастью, в это время на дороге показалась «скорая помощь».
Валерий с Олиным мужем Юрием осторожно вынесли женщину с ребенком из машины, что было не так-то просто, и переложили ее на носилки. Врачи тут же обрезали пуповину и завернули крошечную новорожденную девочку в пеленки.
-- Ребенок родился вполне доношенным, вес 2600 граммов, -- рассказывает Неля Борода. -- Но у девочки гипотрофия 1 степени, то есть задержка внутриутробного развития, которая бывает из-за плохого самочувствия и недостаточного питания матери. Организм Ольги явно не восстановился после предыдущих родов, ведь она забеременела лишь через два месяца после такого тяжелого рождения первого ребенка. И хотя за год у нас происходят 5--6 случаев родов вне стен больницы, именно эта ситуация была очень опасной и для матери, и для новорожденной.
Если бы Ольга осталась в эту ночь дома, считают специалисты, последствия могли быть самыми плачевными. Так что помощь участкового подоспела очень вовремя.
На днях Ольгу Доновскую выписали из роддома. Кроме мужа Юрия ее с цветами встречал и Валерий Гуль. «Будете крестным у нашей Маринки?» -- спросила Оля, прижимая к себе дочку. «Конечно, -- ответил участковый. -- Ведь и она мне боевое крещение устроила».
935Читайте нас у Facebook