ПОИСК
Світ

Пассажиров украинского ил-76 выдуло из самолета на высоте более двух километров

0:00 13 травня 2003
И хотя, по данным западных информагентств, количество жертв может достигнуть 250 человек, Минобороны Украины утверждает, что в результате инцидента в Конго никто не пострадал

У двух беременных женщин прямо во время полета случились выкидыши

Обстоятельства аварии, происшедшей вечером 8 мая с самолетом Ил-76 в небе над Демократической Республикой Конго (ДРК), по-прежнему окружены завесой тайны. Военно-транспортный самолет, принадлежащий «Украинской авиатранспортной компании» (УАТК), вылетел из Киншасы (столица ДРК) в город Лубумбаши, что на юго-востоке страны. Ил-76 был зафрахтован конголезскими военными. Помимо груза, он перевозил пассажиров -- полицейских из спецподразделения и членов их семей.

Самолет преодолел более половины маршрута, когда в воздухе на высоте 2200 метров у него распахнулись главные двери грузового отсека. Произошла разгерметизация салона. По свидетельству очевидцев, десятки пассажиров попросту выдуло наружу, и они погибли. Украинский экипаж сумел развернуть самолет и посадил его в Киншасе. Уцелевших пассажиров разместили на военной базе.

Первые сообщения об этой аварии появились в западных информационных агентствах 9 мая. Сведения о количестве погибших были весьма противоречивы. Назывались цифры от 14 до 170 человек. Власти ДРК хранили молчание. Лишь 11 мая министр информации Демократической Республики Конго Кикайя бен Каруби заявил агентству Рейтер, что правительство его страны подтверждает гибель 60 человек. Кроме того, он сообщил, что начато официальное расследование причин аварии. Бен Каруби назвал две основные версии: ошибка пилотов или механическая неисправность.

РЕКЛАМА

Оставшиеся в живых пассажиры продолжают говорить о значительно большем количестве жертв. Полицейский Мамбаза рассказал репортеру Ассошиэйтед Пресс, что в самолете летели 350 человек, в том числе около 100 женщин и детей. По его словам, уцелели не более 100 пассажиров. «Остальных выдуло наружу, когда двери распахнулись. Повезло тем, кто сидел ближе к кабине пилотов или вдоль бортов. Они смогли ухватиться за какие-то крепежные ремни или привязанные ящики. Нам пришлось держаться изо всех сил в течение двух часов. И все это время мы видели перед собой зияющую дыру в салоне, в которую унесло наших товарищей… » Жена Мамбазы Бебе Кахома рассказывает, что большинство оставшихся в живых уцелели благодаря грузовику, закрепленному в середине салона. Машина послужила заградительным барьером для десятков тел. У двух беременных женщин прямо во время полета случились выкидыши.

Агентство Франс Пресс приводит рассказы других пассажиров самолета. Они сразу обратили внимание на то, что двери грузового отсека не были плотно закрыты. Сержант полиции Кабмба Кашала утверждает, что в ходе полета экипаж предпринял три попытки исправить ситуацию. Во время последней двери раскрылись полностью. Самолет резко дернуло сначала вправо, затем влево. Во время этих толчков большинство пассажиров вывалились наружу. Оставшиеся цеплялись за веревки и сети, которыми были закреплены ящики с боеприпасами. По мнению сержанта, число погибших колеблется от 170 до 250 человек. Официальные представители аэропорта в Киншасе называют другие цифры -- 129 погибших. Западные дипломаты в ДРК говорят о 180 жертвах.

РЕКЛАМА

Минобороны Украины не получало официальных претензий ни от правительства Конго, ни от заказчиков авиаперевозок

В то же время украинская сторона продолжает настаивать на том, что в результате инцидента в Конго никто не пострадал. Как сообщил «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Министерства обороны Украины Константин Хивренко, по состоянию на понедельник, 12 мая, Минобороны не получало официальных претензий ни от правительства Конго, ни от заказчиков авиаперевозок. Ссылаясь на информацию «Украинской авиатранспортной компании», К. Хивренко заявил: командир Ил-76 В. Волченко в письменном докладе указал, что среди членов экипажа и пассажиров -- военнослужащих Демократической Республики Конго, направлявшихся из Киншасы в Лумумбаши на праздничные мероприятия по поводу Дня революции, -- жертв нет. Не поврежден и перевозившийся груз, по крайней мере, претензий от заказчика (Министерства обороны ДРК) не поступало. Тем не менее, по словам К. Хивренко, утверждать стопроцентно, что во время разгерметизации самолета обошлось без жертв, можно будет лишь после получения официального подтверждения со стороны правительства Конго.

Пока украинским военным неизвестно и точное количество людей, находившихся на борту транспортного самолета. Украинский экипаж (как правило, это пять-шесть человек) сейчас находится в столице Конго Киншасе. Как рассказал К. Хивренко, в большинстве случаев на подобные рейсы не посылают новичков. Обычно это опытные пилоты, бывшие военные летчики, отлетавшие положенное количество часов на военных самолетах, вышедшие в отставку и работающие по контракту.

РЕКЛАМА

Командир Ил-76 обнаружил разгерметизацию самолета сразу после взлета. Подобную неполадку приборы должны были зафиксировать даже в случае, если бы люк в хвостовой части лайнера был просто неплотно закрыт и щель составляла два-три сантиметра. «Возможно, приборы сработали на малую щель, а через такое отверстие не может вылететь ни человек, ни груз, -- утверждает К. Хивренко. -- К тому же за десять лет работы с прессой я не помню прецедента, когда бы информация о предполагаемой массовой гибели людей не сопровождалась бы видеосъемкой ведущих мировых информагентств. В данном случае, когда инцидент случился в районе столичного аэропорта со свободным доступом для прессы, если бы этот факт соответствовал действительности, то телевизионные компании обязательно сняли бы место трагедии… »

К карте:

Ил-76 был разработан в бывшем СССР. Свой первый полет совершил в 1971 году. Было построено около 900 таких машин, предназначавшихся для перевозки военных и других грузов, а также для высадки десанта. Грузоподъемность -- 40 тонн. Длина -- 46 метров. Размах крыльев -- 50 метров. Ил-76 отличался высокой степенью надежности. Известны лишь восемь катастроф с ними, в которых погибли люди. Однако большинство эксплуатируемых в настоящее время самолетов этой модели уже исчерпали свой ресурс.

Эксперты утверждают, что Ил-76 не предназначен для пассажирских перевозок. В нем есть лишь несколько лавок вдоль бортов. Тем не менее в ДРК и других африканских странах, где не хватает пассажирских самолетов, часто используются военно-транспортные. Люди размещаются в просторном грузовом отсеке, усаживаясь прямо на пол и держась друг за друга.

1017

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів