ПОИСК
Події

В смерти заместителя главы налоговой администрации жовтневого района столицы тамары калиушко обвиняются члены банды, которой руководил глава фирмы «топ-сервис»

0:00 16 травня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Апелляционному суду Киева предстоит рассмотреть еще 17 эпизодов по этому уголовному делу

В Киеве продолжается сенсационный судебный процесс, известный как «дело «Топ-Сервиса». Из обвинительного заключения следует, что один из руководителей этой столичной фирмы создал банду, члены которой совершили на территории Украины ряд тяжких преступлений, в том числе три заказных убийства и пять покушений на убийство. Причем жертвами злоумышленников зачастую становились не только коммерсанты, но и чиновники весьма высокого ранга. В настоящее время в суде закончилось исследование эпизода, связанного с гибелью заместителя главы государственной налоговой инспекции Жовтневого района Киева Тамары Калиушко.

«Мама умерла прямо на лестничной площадке»

Тамара Калиушко была очень пунктуальным человеком. 11 августа 1997 года ровно в восемь часов утра она, как обычно, вышла из квартиры, не догадываясь о том, что на лестничной площадке ее уже ждут. Как только Тамара Васильевна начала закрывать тамбурные двери, на нее набросился молодой человек и стал ожесточенно наносить удары ножом в область бедер. Женщина пыталась защищаться руками и сумочкой, однако силы оказались неравными. По заключению судебно-медицинской экспертизы, нападавший нанес ей более двадцати ранений. Нашла Калиушко живущая этажом выше соседка, которая сразу же вызвала скорую, но было уже поздно -- Тамара Васильевна умерла от потери крови.

-- Обычно мы никогда не шли на работу вместе, -- вспоминает о том страшном дне муж погибшей Владимир Калиушко. -- Я выходил из дому в начале восьмого, а Тома -- примерно в десять минут девятого. За ней каждый день приезжала служебная машина. А в тот роковой понедельник водитель взял отгул.

-- В материалах дела сказано, что злоумышленники долго следили за Тамарой Васильевной. Она ничего не замечала?

РЕКЛАМА

-- Нет. Жена ведь не была профессионалом в таких делах.

-- А у вас в тот день не было никаких дурных предчувствий?

РЕКЛАМА

-- Нет, все было как обычно. Утром я сел в машину и поехал по делам. Когда вернулся на базу, мне позвонил начальник налоговой администрации Жовтневого района. Почти сразу за мной заехал старший сын Юра: ему уже сообщили страшную новость… Мы помчались домой. Там уже работали эксперты. Тело Тамары еще лежало в подъезде возле лифта.

-- Мама умерла прямо на лестничной площадке, -- вступает в разговор старший сын Тамары Калиушко Юрий. -- Когда мы приехали, все было залито кровью.

РЕКЛАМА

До того, как соседка обнаружила раненую Тамару Васильевну, многие жильцы дома шли на работу, но никто почему-то не обратил внимания на истекающую кровью женщину. Кстати, милиция появилась на месте раньше врачей, приехавших только через полчаса после вызова. Если бы было наоборот, может быть, Тамару и удалось бы спасти…

Все время, пока работали эксперты, Тамара Калиушко лежала на лестничной площадке. Муж и старший сын были рядом с ней. Лишь после того, как тело увезли, они отправились за младшим -- Женей, в то лето близкая подруга Тамары Васильевны забрала одиннадцатилетнего мальчика к себе на дачу.

-- Владимир Викторович, вы как-то подготавливали ребенка к ужасному известию?

-- Женя был уже достаточно взрослым, поэтому мы ему сразу сказали, что мамы нет… Услышав это, он закричал: «За что?!»

Исполнитель получил тысячу долларов

Причины и обстоятельства гибели Тамары Калиушко достаточно подробно изложены в обвинительном заключении. ООО «Топ-Сервис» заключило договора с российской и латвийской фирмами на поставку продуктов питания. Поскольку указанные фирмы -- иностранные, то, по украинскому законодательству, «Топ-Сервис» имел право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 3 миллиона 676 тысяч гривен. Когда соответствующие документы поступили в налоговую инспекцию Жовтневого района Киева, Тамара Калиушко решила провести проверку украинских партнеров «Топ-Сервиса», которые также участвовали в сделках, в том числе и находящейся в Черновцах фирмы.

Поскольку черновицкие партнеры предпринимательской деятельностью не занимались, руководитель «Топ-Сервиса» Игорь Шагин, понимая, что проверка может закончиться для него плачевно, «решил создать условия, при которых Калиушко временно не сможет исполнять свои служебные обязанности». Разобраться с налоговиком он поручил руководителю банды Совенко (ныне покойному. -- Авт. ), пообещав заплатить за это 10 тысяч долларов. Подручные Совенко Алексей Маркун и Вячеслав Гандрабура в течение нескольких дней следили за Тамарой Васильевной, устанавливая место жительства и маршруты ее передвижения по городу.

Осуществлением плана по нейтрализации Тамары Калиушко занялся Константин Стариков, а нанести ножевые ранения жертве должен был Анатолий Геринков, за что ему пообещали тысячу долларов. Рано утром Стариков на «восьмерке» привез Совенко и Геринкова к дому, в котором проживала Калиушко. Когда женщина открыла дверь, Геринков достал из левого рукава рубашки нож и направился к ней, а Совенко спустился на первый этаж, чтобы обеспечить безопасность «операции».

Расправившись с Тамарой Васильевной, Геринков вернулся в «восьмерку» и отдал нож Совенко. Троица отправилась в квартиру Старикова, где Геринков переоделся, так как вся его одежда была в крови. Совенко щедро расплатился со своими подчиненными. Кроме Геринкова, по тысяче долларов получили все участники «операции» -- Стариков, Гандрабура и Маркун.

«Она была моей детской любовью»

-- Убийством вначале занялся уголовный розыск. Было несколько версий, -- рассказывает Владимир Калиушко. -- Меня и Юру буквально на следующий день стали вызывать на допросы. Проверяли мое алиби, ездили на работу. Разрабатывали версию об ограблении. Но я говорил сотрудникам уголовного розыска: «Ребята, если бы хотели обчистить квартиру, скорее всего, подождали пока все уйдут. В конце концов, оглушили бы, связали, отобрали ключи…

-- Владимир Викторович, как вы познакомились с Тамарой Васильевной?

-- Она была моей детской любовью… Мы одногодки, родились на Донбассе, в маленьком шахтерском городке Селидово, в сорока километрах от Донецка. Вместе ходили в ясли. Потом десять лет проучились в одном классе. Правда, за одной партой не сидели. После школы наши пути ненадолго разошлись: я поступил в Харьковский авиационный институт, а она училась в Донецком университете на экономическом факультете. Встретились совершенно случайно -- приехали в родной город на майские праздники. Детская любовь вспыхнула снова… В 1973 году мы, двадцатилетние студенты, поженились. Почему так рано? Тома в 1974 году должна была защищать диплом, и чтобы ее не услали далеко по распределению, мы решили расписаться. А ровно через девять месяцев родился Юра.

После окончания института Владимира Викторовича распределили в Киев, в проектный институт. Организация была маленькой, и молодые специалисты там очень быстро получали жилье. Начальник подразделения поставил перед Калиушко условие: «Я добьюсь, чтобы вам выделили квартиру, а ты приводи в институт жену -- нам нужны толковые экономисты». В январе 1978 года мы уже имели собственное жилье.

Супруги проработали в одной организации семь лет. Когда в Украине начали создавать налоговые инспекции, Тамару Васильевну очень заинтересовало это новое дело. Сначала налоговая служба Минского района столицы, куда она пошла работать, ютилась в обычном жилом доме, а затем переехала в новое здание.

-- Я по пальцам могу пересчитать людей, которые вместе с Томой начинали это дело в Минском районе, -- продолжает Владимир Калиушко.

«Случалось, поднимешь трубку, а в ответ короткие гудки… »

«ФАКТАМ» удалось выяснить, что в налоговой администрации деловые качества Тамары Васильевны Калиушко ценили очень высоко: от рядового инспектора она быстро доросла до начальника отдела.

-- В конце 1996 года жене предложили перейти в городскую налоговую администрацию, -- вспоминает Владимир Викторович. -- Она отказалась. Сказала: «Я не хочу стать клерком и носить бумаги из кабинета в кабинет. Городская налоговая администрация, в основном, контролирует работу районных. А мне интереснее заниматься живой работой». Тогда Тамаре предложили занять должность заместителя начальника Жовтневой налоговой администрации. Это было в конце зимы 1997 года. Жена моталась по предприятиям, знакомилась со многими людьми… Тогда никто не знал, насколько опасна эта работа.

-- Мама была умной женщиной и умела очень хорошо организовать работу, -- дополняет отца Юрий.

-- Тамаре постоянно звонили, даже в выходные, -- продолжает Владимир Калиушко. -- И не только сотрудники. Бухгалтеры предприятий постоянно консультировались с ней. Тамара, в основном, занималась налогами на добавленную стоимость, и если сама не могла достаточно полно ответить на вопрос, давала координаты коллег. Иногда телефон не умолкал до полуночи.

-- Среди множества звонков попадались ли такие, которые могли бы вас насторожить?

-- Были… Случалось, поднимешь трубку, а в ответ короткие гудки.

-- Жена ничего вам не рассказывала о «Топ-Сервисе», не носила домой документы?

-- С домашними о работе Тамара вообще не говорила. Она относилась к тому типу людей, которые оставляют все рабочие проблемы и неприятности за порогом. Конечно, она иногда работала дома с документами. Но я никогда не лез в ее дела, тем более, что в экономических вопросах не могу тягаться с профессионалом.

-- Тамара Васильевна любила, когда вся семья собиралась вместе?

-- Да, особенно когда родилась внучка, Настенька. Тома очень рано стала бабушкой, в сорок два года (малышка родилась в 1995-м), и Настя была для нее как бы третьим ребенком. Она давно хотела девочку, а у нас двое пацанов. Поэтому была очень счастлива, когда родилась внучка. Боже, когда мы ее из роддома забирали, сколько было радости!.. А как она хлопотала, когда Юра женился! Сын по нашим стопам пошел: женился в двадцать, отцом стал в двадцать один, как и мы в свое время.

-- На лестничной площадке напротив лифта и в тамбуре перед входом в квартиру у вас висят венки…

-- Убивать Тамару начали, когда она открыла дверь из тамбура в подъезд: там ей нанесли первый удар ножом. Поэтому один венок висит возле входа в квартиру, а второй возле лифта.

-- Шесть лет прошло с тех пор…

-- Венки будут здесь висеть, пока мы живы.

-- Мы постоянно обновляем венок в коридоре, -- объясняет Юрий. -- Этот с зимы висит, пора свежий купить…

-- Пока не было консьержки, несколько раз веночек из подъезда воровали, -- вздыхает Владимир Викторович.

-- Вы были на нескольких судебных заседаниях. Какие впечатления у вас остались после них?

-- Больше всего меня поразили не лица тех, кто сидит на скамье подсудимых, а роскошные машины, на которых приезжают к зданию кинотеатра «Загреб», где проходит процесс, их приятели и родственники. Как вызывающе дорого одеты их подруги!..

-- Эпизод о гибели Тамары Васильевны -- первый в этом объемном деле, и судебное следствие, видимо, закончится не скоро. Вы придете на приговор?

-- Обязательно! Вместе с сыновьями.

P. S. В суде обвиняемые отказались от данных во время предварительного следствия показаний и заявили, что не имеют к убийству Тамары Калиушко никакого отношения. И лишь Геринков признался, что действительно несколько раз ударил ее ножом, но о том, что было дальше, вспомнить не смог. По заключению психиатрической экспертизы, он признан вменяемым, во время совершения преступления мог отдавать отчет своим действиям. Эксперты также отметили «замедленность темпа мышления, эгоцентричность и демонстративность» подсудимого.

В настоящее время суд приступил к рассмотрению других обстоятельств «дела «Топ-Сервиса» (будут рассматриваться еще 17 эпизодов. -- Авт. ), а оценку того, что случилось в Киеве 11 августа 1997 года, судя по всему, Фемида даст в конце нынешнего года.

747

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів