ПОИСК
Події

Единственной весточкой за четыре месяца, полученной родителями о сыне, стало… Сообщение о его гибели в ираке

0:00 22 листопада 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Сегодня на Осипенковском кладбище Запорожья будет похоронен капитан Алексей Бондаренко, находившийся в Ираке в составе 5-й отдельной механизированной бригады украинских миротворцев и 18 ноября покончивший с собой выстрелом из пистолета

Беды в этом доме не ждали. Она пришла из экзотической далекой страны, ошеломив родных, родственников, соседей. Надежда Николаевна, мама застрелившегося в Ираке капитана Алексея Бондаренко, держится мужественно, но чего это стоит ей -- выдает дрожь в руках. На столе разложены фотоснимки Алеши, его золотая школьная медаль, письма. На книжных полках -- книги, которые сын читал, толстые словари, которыми пользовался. Через месяц ему бы исполнилось 35.

«Алеша не сообщал, где он. Наверное, боялся сделать мне больно»

-- Сын был очень развитый мальчик. С детства знал много стихов, очень любил читать. Играл в теннис, серьезно увлекался футболом. Для него учеба не представляла трудностей. Окончил десять классов с медалью, поехал поступать в Московский Краснознаменный институт Минобороны. Его зачислили в группу, где изучали китайский язык. Но ему не понравилось, написал рапорт, уволился и вернулся домой в Запорожье. Здесь работал в мединституте лаборантом и самостоятельно занимался французским. А потом поступил в тот же вуз в группу, изучающую арабский и французский языки. Еще он знал английский и немецкий, у сына были способности к языкам, -- рассказывает Надежда Николаевна.

В начале 70-х семья Бондаренко с маленьким Лешей три года прожили в Сирии, где отец, монтажник-гидростроитель, сооружал ГЭС на Евфрате. Тогда, наверно, в мальчишке и проснулся интерес к заморскому языку.

Институт он закончил с красным дипломом военного переводчика-арабиста. Служил под Питером, в Алжире, Смоленске. В 1997-ом в звании старшего лейтенанта уволился из российской армии. По словам матери, не выдержал армейских беспорядков. Недолго пробыв в Москве, Бондаренко возвратился на родину.

РЕКЛАМА

В Запорожье работы по специальности не нашел. Единственное, что предложили -- место переводчика на «Укрграфите» за 100 гривен. Пошел за 400 консультантом-менеджером на фирму, торгующую импортными автомобилями. Поработав всего ничего, в июле уволился. С этого момента, утверждает Надежда Николаевна, она сына не видела. Ей звонили с его работы: «Где Алексей?». Искали почему-то из военкомата. Она не знала, что думать, переживала. Недели через две из того же военкомата сообщили, что направили Алексея в Киев на медобследование. Следующий звонок из военкомата был в сентябре: предложили прийти с паспортом, оформить счет на получение денег, выплачиваемых в Украине как часть зарплаты военнослужащего-миротворца. Тогда и сообщили, что сын в Ираке -- переводчик в 5-й украинской механизированной бригаде. Когда получать деньги, где и сколько, Надежда Бондаренко так и не поняла, никакого официального документа на руки ей не дали. На какой срок у сына контракт в Ираке, не сказали. А во вторник, 18 ноября, к ней пришли из военкомата, сообщили, что сын погиб. Такой была единственная весточка из Ирака. С тех пор, как Алексей исчез в июле из дома, он ни звонком, ни письмом не давал о себе знать.

-- Почему он молчал четыре месяца, Надежда Николаевна?

РЕКЛАМА

-- Наверное, не хотел сообщать, где находится, боялся сделать мне больно. Он часто говорил, что хочет поехать в горячую точку планеты, заработать много денег. Я отговаривала: «Ты что, телевизор не смотришь? Там же опасно!».

-- В телерепортажах сообщалось, будто сын недавно вам написал, что собирался жениться.

РЕКЛАМА

-- Письма я не получала. Девушки у него были, но о создании семьи он пока не думал, потому что и себя не мог обеспечить.

-- Простите, не могу не задать вопрос: почему Алексей решил свести счеты с жизнью?

-- Все ночи об этом думаю… Он на такое не способен! У него смелости не хватило бы с собой покончить. Для этого надо быть сильным, а Алеша был жалостливый. Там ведь такая обстановка, психическая нагрузка…

-- Говорят, Алексей оставил записку. Вы сможете узнать его почерк?

-- Конечно, у меня есть его письма из Алжира.

-- Будете требовать, чтоб вам показали записку?

-- Если оплатят дорогу в Киев, буду требовать. Сама я не в состоянии. Вы же видите, сидим в холоде, нечем платить за топливо. Пенсии у меня 150 гривен и у мужа 150.

Мы разговариваем, сидя в верхней одежде. Во времянке, где живут Бондаренки, нет ни горячей воды, ни тепла. Задолженность за коммунальные услуги достигла 2 тысяч гривен.

«Алеша был очень впечатлительным. Может быть, увиденное в Ираке надломило его психику»

Тетя Алексея, Лариса Николаевна Косенко, тоже не может объяснить поступок племянника. Парню действительно не хватало денег, все его сбережения, заработанные в Алжире, «сгорели» в России во время денежного обвала в 1998-ом. Но такого, чтоб молниеносно уволиться с работы и, не сказав ничего, надолго исчезнуть, раньше не было. Не мог Алеша, по ее мнению, и убить себя. У него были планы продолжить учебу, поступить в Запорожский университет «на психолога». Выкупить у соседей половину дома, сделать ремонт. Тетя, правда, вспомнила такой случай. Лет в 12 Алеша посмотрел детский фильм о животных «Черная гора», там есть эпизод, где слоненку большие слоны делают больно. После этого мальчик рыдал неделю. Таким впечатлительным он оставался и будучи взрослым. Может быть, увиденное в Ираке надломило психику Алексея?

-- Бондаренко производил впечатление энергичного, умного человека, -- рассказал Станислав Селин, коммерческий директор предприятия, в котором работал Алексей. -- Был хорошим бесконфликтным работником, но в технике не очень компетентным. На площадке продажи автомобилей работал активно, хоть не всегда умело. Но говорить с Бондаренко было интересно на любые темы. У парня был свой мир, в котором он жил. Например, целая теория, почему не надо жениться. Расстались мы очень по-доброму. Примерно через неделю после увольнения, он позвонил, сказал, что находится в Киеве, но с какой целью, не объяснил. Алексей выделялся своеобразным мышлением, я бы сказал, был не по-взрослому непосредственным. Но чтоб застрелиться… Честно говоря, не верю в это.

Заместитель областного военного комиссара Петр Донин сообщил «ФАКТАМ», что когда Украина начала формировать миротворческое подразделение для отправки в Ирак, в военные комиссариаты разослали разнарядку с перечнем нужных специалистов. Военного переводчика со знанием арабского языка в области нашли, подняв картотеку. Пригласили старшего лейтенанта Бондаренко в военкомат, предложили поехать, он согласился. Его личное дело отправили Киев. В столице Алексея обследовали врачи. После чего министр обороны своим приказом призвал его. Так единственный офицер-миротворец из Запорожья попал в Ирак. Уже там ему было присвоено воинское звание -- капитан.

-- Почему родители Бондаренко об этом не знали?

-- Будь Бондаренко солдатом, мы бы обязательно сообщили. Он офицер, взрослый человек, принял самостоятельное решение. Кто виноват, что родителям он не сказал об этом?

Кстати, по данным военкомата, после службы в Алжире Алексея назначили переводчиком в военную академию противовоздушной обороны сухопутных войск Российской Федерации. С этой должности он и был уволен из армии.

Что касается приглашения мамы Алексея в военкомат для оформления договора на получение части зарплаты сына, полковник Донин «не в курсе дела». Финансы -- не его компетенция. Но по закону близкие Бондаренко будут пользоваться льготами, как семья умершего военнослужащего. Это 50-процентная скидка за оплату коммунальных услуг, и один раз в год бесплатный проезд по территории Украины.

На похороны старшего брата из Москвы приехала сестра Лилия. Теперь у родителей, потерявших сына, осталась только дочь.

402

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів