Никита хрущев летал только на четырехмоторных самолетах, полагая, что такое количество двигателей отказать разом не может
Как уже сообщали «ФАКТЫ», на минувшей неделе в Киеве при участии Президента Украины Леонида Кучмы был открыт Государственный музей авиации. Пока здесь представлены 33 самолета и вертолета, но в ближайшем будущем экспозиция должна увеличиться как минимум вдвое, к тому же уже в следующем году планируется строительство оригинального павильона, в котором разместят часть экспонатов, например, копию первого в мире самолета братьев Райт.
В правительственном авиаотряде самолеты эксплуатировались 2--3 года, затем их передавали в «Аэрофлот»
-- Вы из «ФАКТОВ»? Очень кстати приехали, ведь уже в первый день работы музея появились мифы о наших экспонатах, -- сказали нам в Государственном музее авиации Украины. -- Самая нашумевшая легенда -- будто бы у нас есть бомбардировщик, сбросивший на Новой Земле первую водородную бомбу в ходе ее испытаний.
Зато информация о том, что в музее есть ворошиловский Ту-104, -- правда. Этот самолет был построен в 1956 году и передан в правительственный авиаотряд. Специально за Ворошиловым, занимавшим тогда пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, машина закреплена не была -- на ней могли летать и другие высокопоставленные лица. Но, как правило, на этом Ту-104 возили Климента Ефремовича. В правительственном авиаотряде самолет прослужил лишь два года -- тогда, да и сейчас тоже, практически во всех странах придерживались правила: важных государственных персон следует перевозить только на новых самолетах, а через два-три года эксплуатации передавать эти машины в авиакомпании. В советские годы -- в «Аэрофлот». Ту-104 достался узбекскому управлению авиации, но уже через год самолет передали Киевскому институту гражданской авиации как учебное пособие. Дело в том, что тогда было принято решение о начале серийного производства Ту-104, а учить студентов его техническому обслуживанию «на пальцах» было невозможно.
-- В некогда обустроенный по специальному проекту салон правительственного самолета гостей пока не пускаем: многое пришло в негодность, ведь долгие годы машина простояла без дела, -- говорит начальник отдела Государственного музея авиации Украины Владимир Приходько. -- Но из документов известно, какой была ее начинка 50 лет назад, и мы попытаемся все восстановить. В этом самолете было два основных салона. В большом вдоль правого борта стояли кожаные диваны и стол. Возле левого борта -- еще один стол с двумя вращающимися креслами. В салоне находился также буфет с напитками и едой и какие-то статуэтки. Один из салонов отводили для сопровождающих лиц, а если кто-то из пассажиров хотел вздремнуть, то для этого была приспособлена небольшая комнатка с диваном.
Интересно, что Ту-104 был выбран для обустройства уникальной лаборатории по имитации условий невесомости, поскольку на нем лучше всего выполнять специальную фигуру высшего пилотажа -- горку, позволяющую создавать в полете в атмосфере условия невесомости на 25--30 секунд. Американцы сделать такую лабораторию так и не смогли.
В музее есть еще один пассажирский самолет, разработанный в 1950-е годы, -- Ил-18. Именно на машинах этого типа предпочитал летать Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Его выбор объясняется тем, что у Ил-18 четыре двигателя: вероятность того, что такое количество моторов откажет разом, крайне низка, а дотянуть до аэродрома можно и на одном.
Ил-18, действительно, один из наиболее удачных советских самолетов, поэтому его эксплуатация продолжается и поныне. Любопытно, что фюзеляж этого типа Илов выдержал даже испытание взрывом: проверяли, как Ил-18 поведет себя во время разгерметизации салона. Для этого в испытательном экземпляре машины подорвали взрывное устройство. Самолет частично разгерметизировался, но не разрушился, до того удачной оказалась конструкция фюзеляжа. Внешне Ил-18 похож на дельфина, как и его английский аналог, знаменитый «Бристоль».
-- Вероятно, не все машины правительственных авиаотрядов попадают в обычные авиакомпании?.. Скажем, самолеты президентов США вряд ли будут когда-нибудь проданы, -- задаю вопрос начальнику отдела музея Алексею Крошкину.
-- Для первых лиц государства не только в Америке, но и в других странах создаются самолеты по спецпроектам. Такие машины вплоть до их списания находятся в правительственных авиаотрядах. Для президента США построено два самолета на базе модели «Боинг-747». Самолет президента России сделан на базе Ил-96.
Як-40 -- единственный советский самолет, экспортировавшийся в США
-- Экспозицию музея открывает копия первого в мире самолета ФЛАЭР-1, построенного 100 лет назад братьями Райт. Ваш «Флаэр» может подняться в воздух?
-- Наш «Флаэр» -- не точная копия оригинала, который сейчас хранится в музее в Вашингтоне. У нас так называемая реплика. Чтобы сделать точную копию, нужно иметь информацию буквально обо всех, даже самых мелких, деталях самолета. Но времени на долгую переписку с американцами у энтузиастов из Украинской авиатранспортной компании, построивших этот «Флаэр», не было. Внешне он точно такой же, как настоящий. У первого в мире самолета, кстати, на шасси не было колес, и он разгонялся на тележке по рельсу, а садился на раму.
-- В коллекции музея много боевых самолетов?
-- Многие из них стояли без дела на задворках аэродромов и даже служили в качестве наземных мишеней. Поэтому каждый экспонат требовал кропотливой работы по реконструкции. Но для нас такой труд в радость -- ведь в музее собрались увлеченные люди.
Нам удалось заполучить немало интереснейших машин, в том числе один из самых первых советских истребителей Миг-15, подаренный музею киностудией имени А. Довженко. Он прославился в корейскую войну, а затем на нем учились летать многие поколения советских военных летчиков. Поэтому за Миг-15 закрепились добрые прозвища «школьная парта» и «утенок». К сожалению, учебный Миг-15 вошел в историю как самолет, на котором разбились Юрий Гагарин и его напарник, летчик-испытатель полковник Владимир Серегин.
У нас есть и современные боевые машины, в частности один из лучших в мире истребителей Миг-29. Это единственный советский самолет, который находился на вооружении армии ФРГ. Бундесверу он достался от вооруженных сил ГДР после воссоединения Германии.
Кстати, в коллекции есть и пассажирский Як-40 -- единственный отечественный самолет, который в бытность СССР экспортировался в капиталистические страны -- США и Италию.
1409Читайте нас у Facebook