За 40 лет железнодорожник миклош решетарь из закарпатья сдал бесплатно 268(! ) литров крови
«58-летний инженер из Днепропетровска добровольно отдал 254,3 литра крови и 138,9 литра плазмы -- то есть в три раза больше, чем какой-либо другой донор на планете» -- так назывался материал, напечатанный в «ФАКТАХ» в конце июля нынешнего года. А в начале октября в редакцию обратился 60-летний железнодорожник из Закарпатья, который за 40 лет донорства сдал 268(!) литров крови с редким, отрицательным, резус-фактором. Миклош Решетарь из поселка Королево Виноградовского района не стремится попасть в Книгу рекордов Гиннесса или прославиться каким-либо иным способом. Он, трижды пострадавший от стихийного бедствия и не получивший от государства ощутимой помощи, уже пятый год безуспешно пытается воспользоваться льготами, которые ему гарантирует Закон Украины «О донорстве».
Кровь Миклоша переливали потерпевшим на скниловском авиашоу
-- Донором я стал еще в армии, причем случайно, -- рассказал «ФАКТАМ» Миклош Решетарь. -- В начале службы у нас из пальца брали кровь, а сразу после этого меня вызвал полковник медицинской службы и прямо с порога заявил: «У тебя же минусовый резус -- редкая кровь! Становись донором. И другим людям поможешь, и сам здоровее станешь». За три года службы я под наблюдением полковника, который постоянно контролировал состояние моего здоровья, сдал аж 18 литров крови. А после демобилизации стал на учет в районной станции переливания крови. Совсем бросил пить, а не курил и раньше. Врачи объяснили, что с такой, как у меня, кровью доноров всего процентов пятнадцать. Поэтому попросили быть всегда в форме. Ко мне даже среди ночи приезжали, чтобы срочно взять кровь в экстренных случаях.
Миклош Решетарь уже более четырех десятилетий работает на железной дороге в Чопе. Добираясь на работу в электричке, он многие годы агитирует за донорство. И довольно успешно: за это время убедил последовать его примеру восемьдесят человек, которые ради этого бросили пить и курить.
-- Последний раз я сдавал кровь после катастрофы на Скниловском аэродроме, в конце июля прошлого года, -- продолжает Решетарь. -- Был в Тячеве на рынке, когда подъехали несколько «скорых» и по мегафону объявили: «Срочно требуются доноры-добровольцы для сдачи крови потерпевшим на авиашоу». Как я мог не откликнуться!
За 40 лет донорства Миклош стал четырехкратным почетным донором СССР и двукратным -- Украины. Он вполне мог получить и звание Заслуженного донора Украины -- особое отличие Президента Украины, которое присваивают за сто и более кровесдач. Но для оформления различных документов требуется время и беготня по инстанциям, да и Миклош Ласлович считает, что ему это ни к чему.
Впрочем, вовсе не почетные звания Миклоша Решетаря вызывают искреннее восхищение, а количество сданной им крови -- 268 литров! Эта цифра кажется невероятной (Книга рекордов Гиннесса фиксирует всего лишь 106 литров крови), ведь простой подсчет показывает, что в течение 40 лет Миклош Ласлович должен был сдавать по 6,7 литра крови в год. Тогда как инструкция по медицинскому освидетельствованию доноров гласит: «На протяжении года доноры могут сдавать кровь не более пяти раз с интервалом между кровесдачами не менее шестидесяти дней. После пяти кровесдач делается перерыв не менее трех месяцев. Разовая доза кровесдачи не должна превышать 450 миллилитров цельной крови».
Сам Миклош Ласлович свою рекордную цифру объясняет просто:
-- Когда пациенту, который находится в критическом состоянии, срочно нужна кровь с отрицательным резусом, а в больнице ее нет, на инструкции не очень обращают внимание. Мне приходилось сдавать по 750 и даже по 950 миллилитров крови шесть--восемь раз в год. Как я мог отказать человеку, нуждающемуся в моей помощи?
Количество сданной Миклошем Решетарем крови подтверждает официальная справка управления здравоохранения Закарпатской облгосадминистрации, выданная на основании подсчетов карточек кровесдачи. Но эту справку донор «выходил» совсем не для того, чтобы зафиксировать свое личное достижение. Уже пятый год Решетарь безуспешно пытается воспользоваться льготами, предусмотренными Законом Украины «О донорстве крови и ее компонентов», гарантирующем почетным донорам право на получение льготных ссуд для строительства индивидуального жилья. Миклош трижды пострадал от стихийного бедствия -- в 1993, 1998 и 2001 годах. Поэтому гарантированные законом льготы ему пришлись бы очень кстати.
Чиновники попросили не морочить им голову, заявив, что удостоверение почетного донора можно купить на базаре
-- Моя хата находится всего в 150 метрах от Тисы, -- объясняет Миклош Ласлович. -- Поэтому и подтапливало ее уже трижды за последние десять лет. Особенно разрушительным был паводок в 1998 году. Увидев, как стремительно поднимается вода, мы с селянами бросились носить на дамбу 70-килограммовые мешки с песком. Помню, от страха я даже не чувствовал их веса. Тиса была темно-коричневой и бурной, а вниз по течению неслись обломки мебели и разбухшие туши утонувшего скота. Дамба выдержала, но Тиса вышла из берегов выше по течению и подтопила часть нашего поселка. В моей хате вода дошла до окон, полностью прогнил пол, рассохлась мебель, треснули стены (все это подтверждают соответствующие акты обследований). Но дом, который я построил двадцать лет назад из кирпича, выстоял. Соседям, у которых вода снесла хаты, выделили по 20--25 тысяч гривен помощи, а мне всего 2700, да и то треть из них почему-то удержали. Я неоднократно обращался к нашим властям с заявлениями о помощи, ведь дом нуждается в срочном капитальном ремонте, а денег у меня нет. Но всякий раз получал стандартный ответ: «Право на получение компенсации имеют граждане, которые вследствие паводка потеряли жилье, а другого у них нет. Вы к этой категории не относитесь »
Поняв, что на помощь в качестве потерпевшего от стихии рассчитывать ему не приходится, Решетарь решил воспользоваться льготами, предусмотренными для почетного донора. И началась волокита, продолжающаяся уже пятый год. Ее результат -- несколько пухлых папок со всевозможными формальными отписками и полное разочарование Миклоша в местных органах власти.
-- Сначала чиновники из райгосадминистрации заявили, что никакого закона о донорстве не знают, и попросили не морочить им голову, -- говорит Миклош Ласлович. -- Когда же я принес газетную вырезку с текстом закона, сказали, что мои удостоверения почетного донора, наверное, фальшивые, они, дескать, и сами могут купить такие же на базаре. Тогда я начал писать официальные обращения, но в ответ приходили лишь отписки.
В последней из них, за подписью главы Виноградовской райгосадминистрации, сообщается, что Миклош Решетарь уже неоднократно получал кредиты для строительства, поэтому депутатская комиссия пришла к выводу, что он воспользовался льготной ссудой, предусмотренной Законом «О донорстве» пять раз, и приняла решение отказать в выделении кредита. Кроме того, районные депутаты признали последнюю ссуду, выданную Миклошу Решетарю, материальной помощью, а дальнейшие обращения о выделении кредита к рассмотрению не приняли.
-- Все эти кредиты на небольшие суммы я получал под 20--40 процентов годовых еще до паводка 1998 года на строительство летней кухни, -- объясняет Миклош Ласлович. -- И погашал их. Так какая же, спрашивается, это льготная ссуда? К Закону о донорстве кредиты вообще не имеют никакого отношения!
Миклош Решетарь попытался решить свою проблему в Ужгороде, побывал на приемах у троих губернаторов (за пять лет руководители области сменялись неоднократно), но так ничего и не добился.
В отдельной папке Миклош Ласлович хранит переписку с народными депутатами (в их числе вице-спикер Верховной Рады), председателем Всеукраинского общества «Красный крест», церковными деятелями и другими влиятельными в Украине личностями. В их обращениях к закарпатским чиновникам перечисляются заслуги почетного донора, которые являются уникальными в масштабах не только Украины. В другой области или стране такими людьми, наверное, гордились бы и помогали им по собственной инициативе, а в Закарпатье отфутболивают от одной инстанции к другой.
-- Я вырос в простой селянской семье, где с малых лет учат помогать людям, не отказывать тем, кто попал в беду, -- с обидой в голосе говорит Миклош Ласлович. -- Поэтому за всю сданную мной кровь я не взял у государства ни копейки. У наших же чиновников, наверное, и зимой снега не выпросишь
Миклош Решетарь сдал бесплатно крови в общей сложности на сумму около 100 тысяч гривен. Так неужели государство не оценит этот поступок и не найдет возможности предоставить этому человеку полагающийся ему по закону льготный кредит, который он обязуется возвратить?
378Читайте нас у Facebook