Последний карпатский маг 74-летний Михаил Нечай: «Я могу показать 65 поз карпатской Камасутры»
Где-то в Карпатах живет тот, кого любят и побаиваются, о ком слагают легенды и к кому всегда спешат за помощью. Ему ведомы древние заговоры и молитвы, целебная сила, скрытая в травах. Он владеет силами природы и белой магии, разгоняет грозовые тучи, снимает порчу и сглаз, отгоняет злых духов… Только не подумайте, что это очередная реклама шарлатана-экстрасенса. Его работа в рекламе не нуждается, поскольку делает он ее не ради денег, а по призванию. Михаил Нечай -- последний из посвященных карпатских магов (мольфаров), людей таинственных и удивительных. Ныне практика и традиция мольфаров, уходящая корнями в дохристианский период славянской истории, стала исчезающим элементом украинской культуры. И сегодня деда Нечая можно было бы смело вписать в Красную Книгу, если бы, конечно, туда заносили людей. Недавно его имя появилось на сайтах Интернета в Карпатском бестиарии (справочнике о мифических животных, духах, демонах и магах, населяющих одни из самых старых гор нашей планеты).
«Сейчас развелось столько звездунов-астрологов и бабок-кабалисток, что работать стало невыносимо»
По пути к Михаилу Нечаю над нами постоянно кружили беркуты, такие же исчезающие представители карпатского мира, как и мольфары. Посмотрев на них, гуцул-проводник серьезно заметил: «У журналистов, приезжающих к нашему шаману, часто отказывают диктофоны… » Мы, улыбаясь, переглянулись и беспечно шагнули на шатающийся подвесной мост.
Яркий дом мольфара показался сказочным пристанищем. Аккуратный, скромный, выкрашенный в белый, желтый и голубой цвета, украшенный зельями и перьями. На нем висит объявление: «Прохання пiдождати Михайло Нечай, є вдома i зараз буде в себе тут. 2003 рiк. ». Не дожидаясь стука, к нам вышла жена мольфара, поздоровалась и, пока ее муж был занят с пациентом, предложила располагаться во дворе.
Казалось, что время застыло у дома мольфара. Мы даже не заметили, как на пороге появился невысокий пожилой хозяин в старомодном костюме, худенький, седой, в больших очках на сияющем добром лице. Он стал на пороге, приветственно поднял руки и, мягко улыбаясь, заговорил о горах, магии, чудесах и шарлатанах. По нашей просьбе Михаил Нечай переоделся в свой колоритный «шаманский» наряд и пообещал не колдовать над диктофоном.
-- Знаете, -- начал интервью дед Нечай, -- сейчас столько развелось всяких экстрасенсов, шарлатанов-целителей, астрологов-звездунов и бабок-кабалисток, что работать становится невыносимо трудно. Они не лечат, а только деньги с клиентов берут, а потом сами же ко мне с ними едут и просят помочь. Вот и приходится всех лечить.
-- И что же вы умеете?
-- Снимаю порчу, сглаз, могу хлопца на любовь к девице привернуть, а девице такую силу над хлопцами дать, что они все за ней увиваться будут. Могу соединить обездоленных людей. Силу мужскую поднимаю и снимаю женскую хладость. Если нужно и если достойный человек ко мне пришел, то могу его и на службе повысить. Слабых лечу травами и заклинаниями, а наркоманов и алкоголиков духовно поддерживаю в борьбе с недугами. Я еще при министре здравоохранения Спиженко проходил экзамены в лаборатории института Стражеско в Киеве и официально получил документы, разрешающие мне практиковать. Работал в Ивано-Франковске и в психоневрологическом диспансере в Братовичах под Львовом. Обо мне тогда даже документальный фильм сняли «Михаил Нечай -- мольфар казацкого рода».
Кроме того, я могу остановить дождь, грозу и град. И хоть вмешиваться в силы природы грешно, иногда все же приходится это делать. В 1989 году меня из Черновицкого областного комитета комсомола пригласили разгонять тучи над первым фестивалем «Червона Рута» памяти Владимира Ивасюка. У меня даже телеграмма осталась… Все фестивальные дни тогда над Черновцами стояла ясная погода, хоть по всей Буковине шли проливные дожди.
-- Говорят, вы дружили с кинематографистами…
-- Как-то пришел ко мне бородатый режиссер -- просил сделать для сына вертящуюся на палке рождественскую звезду. Принес цветную бумагу, у нас такой красивой тогда в помине не было. И остался у меня на две недели. Сказал, что хочет снимать фильм по повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… Вот тогда я Сергею Параджанову (это был он) и подарил пороховницу из рога и резную скрыню из груши. Подбирал вместе с ним актеров для массовок, объяснял ему дух и традиции гуцулов. Ведь гуцулы -- это особенные украинцы, они гораздо импульсивнее других, открытые и гостеприимные, правдивые и сильные. Гуцулы настолько цивилизованный народ, что могут жить даже без государства. Кстати, образ злого мольфара Юры в фильме Параджанова -- моя заслуга, хоть играл его, конечно, не я. Хороший был человек Сергей Параджанов, за этот гениальный фильм его и обвинили в национализме, а пришили мужеложство…
-- Многие к вам за советом и лечением ездят?
-- Многие. И бизнесмены, и простые люди. Все ко мне идут с бедой и никто с цветком радости. День мой проходит так: днем лечу, один раз ем, а ночью сплю всего два часа.
-- А политики накануне выборов обращаются?
-- Знаете, политика, как сказал Ленин, это проституция, а потому о людях, которые ею занимаются, я и говорить не хочу.
«Наше искусство существует в Карпатах еще с пещерного века»
-- Все-таки объясните, что же это за слово такое «мольфар»?
-- «Мольфар» -- производное от слова «мольфа», означающего предмет, наделенный магической силой. Мольфа, как и мольфары, может быть заряжена на добро или на зло. Наше искусство в Карпатах существует еще с пещерных веков. Наверное, у нас были заимствования и от магических практик других народов, но в основном мы используем учения наших предков-язычников. Хотя при этом обращаемся с молитвами и к Господу нашему Иисусу Христу.
-- То есть вы и язычники, и христиане одновременно?
-- Совершенно верно. Христианство в Карпатах распространялось неравномерно. До высокогорных селений оно дошло достаточно поздно, и там продолжали поклоняться славянским языческим богам. Христианство органично слилось с язычеством, хранителями таинств которого и стали мольфары.
-- И сколько же вас осталось теперь?
-- Да как-то нескромно говорить, но остался я один. В позапрошлом году в Короливцах умер мой побратим Василий Шостак, в прошлом -- мольфар по прозвищу Гой, живший в Шешурах под Косовом. Они не оставили после себя учеников. Магия уходит из Карпат. Вот и я уже знаю, когда умру, и готов передать свое умение другому.
-- А мольфару не страшно умирать?
-- Страшно не умирать, а умирать без ученика. Так же трудно умирать нашим карпатским заклинателям змей. Недавно одна старуха так тяжело умирала. Ее уже обмыли, одели в похоронные одежды, а она все глаза открывает. Две недели все молились, чтобы Господь отделил ее душу от тела… А все оттого, что она свои знания не передала. Она умела заклинать гадов, и сползались к ней медянки, гадюки, ужи и полозы. Помню, на Воздвиженье она обвешивалась ими, как ожерельями… Есть у нас в Карпатах такие люди, как факиры в Индии. В детстве их выкармливают молоком гадюки. Обычно это дети одиноких матерей. Мать уходит работать к хозяину, перед этим утром покормив молоком свое дитя, а днем его выкармливает гадюка, набирая молоко из миски в свою пасть и впрыскивая его младенцу. Если жить в гармонии с природой, и среди гадов находятся помощники.
И я чувствую: если не найду ученика, тоже буду тяжело умирать, ведь кому-то я должен передать свои энергию и секреты. Вот один здешний таксист все время просится ко мне на похороны -- подержаться за мой мизинец, хочет получить немного моей силы и помочь мне опочить. Черным мольфарам так вообще своей смертью умирать не приходится, все они -- самоубийцы.
«В день моего рождения бабка дала мне дурманящее зелье и стала читать заклинания»
-- Михаил Михайлович, как у вас проснулись мольфарские способности?
-- Меня бабка с малых лет в горы за травами брала. Сажала в торбу за спиной и несла. От нее я всей травяной науке и научился, а когда мне было семь лет, на пастбище у моего друга случился солнечный удар, кровь из носу пошла. Ее не могли остановить ни компрессы травяные, ни лекарства. Я его тогда случайно погладил по носу, и кровь сразу свернулась. Прошло несколько лет, и когда я пилил с соседом дерево, тот порезал руку. Я его погладил по ране, и кровь опять свернулась. С этого все и началось…
А как вернулся после армии домой, продолжал учиться у бабки. Получил от нее мольфарское посвящение. В ночь на день моего рождения развела она три ритуальные ватры под небом, дала мне зелье дурманящее и начала читать заклинания на старославянском. Стал я тогда между огнями, увидел моего духовного учителя и моих духов-помощников… С тех пор уже 47 лет практикую.
-- Говорят, раз в год вы уходите высоко в горы и остаетесь там без еды и воды на две недели…
-- Вот об этом только пишите очень осторожно, а то найдутся энтузиасты, захотят попробовать и попадут в беду. Я-то к этому долго шел. Конечно, нужно как-то очищаться, ведь за год на тебя смотрят разные люди. И злые, и завистливые. Их энергия на тебя накручивается, как нить на катушку, нужно ее куда-то девать. Есть один хороший способ -- развести огонь под небом и голым прыгнуть через него, тогда вся темная энергия точно сгорает.
-- И сразу после этого, наверное, за цветком папоротника в лес отправиться…
-- Цвет папоротника злые духи и их нечистые прислужники -- ведьмы и упыри -- от человека охраняют. Он, как философский камень, недосягаем. Но если его найти, тому счастливцу откроются все языки мира. Все будет ему подвластно.
-- И до сих пор его ведьмы с упырями охраняют?
-- А как же, ведьмы с упырями и сейчас есть. Их очень просто отличить. Вот у ведьмы такие признаки. Нечистый глаз -- она как глянет на ребенка, тот сразу и заболеет, а посмотрит на ягненка -- тот умрет. Еще у нее на лобке нет волос, на половых органах чертовое тавро, коричневый иероглиф, а на копчике хвостик с мизинец. И чем он больше, тем больше сила ее злых деяний. Ведьмы ведь разные. Одни скотину морят, другие огороды опустошают, а есть и те, что, соблазнив мужчину, оставляют его на время импотентом. Но от ведьмы спасает палочка-громовица, сделанная из дырявой щепки сбитой с дерева молнией. Посмотришь через такую дырку на ведьму -- и ее сила на тебя уже не подействует. А вот упыря не отличишь от женщины -- у него высокий голос, бледное лицо и не растет борода с усами…
-— По горам ходят легенды о вашей удивительной мужской силе и любви к девушкам…
-- Мало ли чего говорят. В каждом селе своя легенда. Но я знаю и могу показать 65 поз любви, нашу карпатскую Кама-Сутру. Молодые ко мне приезжают, но вовсе не за тем, о чем говорят. Я помогаю людям и забеременеть при бесплодии, и в сексе даю важные советы тем, у кого патологии и физиологические аномалии. Вот приезжает ко мне модель -- ноги чуть ли не три метра длиной, где-то вверху только юбочка колышется. Ну подумайте, как с такой красавицей тяжело. Ведь в ней мужчина, как спичка в стакане. Приходится учить ее правильно работать нужными мышцами…
-- А милиции вам приходилось помогать?
-- Приходилось. Меня часто выбирали судебным заседателем, и я за это время хорошо изучил криминалистику и судебную медицину. Мог даже прокурора заменить -- ведь виновного я сразу вижу. Вообще-то милицию нужно уважать. Этим людям очень тяжело, они все время имеют дело со злом, и оно отражается на них. А против этого есть специальные серебряные обереги, которые еще казаки носили. Мой отец прошел с такой мольфой-оберегом шесть немецких атак и концлагерь и остался жив.
-- Скажите, при вашем лечении всем удается помочь?
-- Все зависит от веры человека. Когда-то был поставлен научный эксперимент. Человека, сильного верой и духом, лечили только водой, а слабого верой -- сильными медикаментами. Слабый верой умер, а сильный выздоровел. Когда-то Учителя с востока предлагали нам высокое учение о духе, но нам, европейцам, оно почему-то не понадобилось. Вот мы и стали сильными телом и слабыми духом. И потребляем то, что питает прежде всего тело, а не дух. Потому он и дальше слабнет, что едим слишком много… сала.
… Не знаю, от колдовства ли, но, напоминая о течении времени, диктофон резко щелкнул -- закончилась кассета. И мы заметили, что прямо на сырой земле просидели перед чудным добрым дедом полтора часа. Дед поднялся с табурета, позвал черного кота Менцура. Взял его на руки и сказал:
-- Сорок живых черных котов на костре зажаришь, а сорок первый станет тебе другом-помощником. Вот так я и живу -- лечу людей, у меня нет денег, скотины, только вот помощник Менцур и жена.
-- Так он у вас сорок первый?
-- Да, нет… -- улыбнулся дед Нечай, и кот резко рванулся из его рук, пролетел два метра в воздухе, проскакал, словно заяц, огородом и встал в боевую позу у порога. Со стороны гор показался еще один черный Менцур.
Вскоре настойка на 77 травах, которой нас угостил дед Нечай, бурлила в нашей крови всеми силами карпатских трав, и, сопровождаемые его таинственной улыбкой, мы снова беспечно ступили на подвесной мост.
Кстати, многие местные жители хату деда Нечая обходят стороной! «Ми ходимо до церкви», -- объясняют они свой выбор.
Р. S. Редакция «ФАКТОВ» благодарит за помощь при подготовке этого материала Верховинский РУ МВД Ивано-Франковской области и лично начальника ЦОС ГУ МВД Украины в Ивано-Франковской области Игоря Голинского.
9407
Читайте нас у Facebook