Огромная шляпная коробка, принадлежавшая марлен дитрих, продавалась на блошином рынке в киеве всего за 120 гривен
В минувшую пятницу в Музее одной улицы, что на Андреевском спуске в Киеве, открылась выставка «Голубой ангел», посвященная звезде мирового кино и эстрады середины ХХ века Марлен Дитрих. Экспозицию, основу которой составляют фотоснимки, собирали в течение нескольких лет по букинистическим и антикварным магазинам западноевропейских городов. Но одну ценную вещь -- шляпный кофр с персональным вензелем Марлен -- совершенно случайно удалось отыскать на блошином рынке в Киеве.
Немецкая актриса Марлен Дитрих выступала перед советскими солдатами сразу после войны
-- Люди, продававшие шляпную коробку Марлен Дитрих, приехали с Западной Украины и понятия не имели о знаменитой владелице «картонки». Лишь могли сообщить, что кофр с вензелем MD был привезен кем-то из их родственников в 1945 году из оккупированного советским войсками Берлина, -- рассказывает директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский. -- Он сделан из фанеры и обшит каким-то искусственным материалом, обит медными гвоздиками. У него кожаная ручка, а внутри специальные защипы для крепления шляпы. Разве это не мистика: мы постоянно ходим на рынок старых вещей, но кофр Дитрих появился там как раз тогда, когда готовилась выставка, посвященная кинодиве середины XX века.
Нет оснований сомневаться, что эта внушительных размеров коробка для шляпы, которую мы приобрели за 120 гривен, действительно принадлежала Марлен Дитрих. Актриса приезжала к своей матери в Берлин именно в 1945 году. В нашей экспозиции есть фотография Марлен, сделанная в том победоносном году, на которой она снята в американской военной форме с советским значком «Гвардия» на клапане кармана. Напомню, актриса, снимавшаяся в Голливуде, отказалась вернуться в фашистскую Германию, несмотря на щедрые посулы гитлеровцев. Когда началась война, она вступила во фронтовую концертную бригаду армии США. Награждена многими военными наградами -- американскими и французскими. В 1945 году, пока Сталин не побил горшки с союзниками, она выступала с концертами перед нашими солдатами. Тогда-то ей преподнесли значок «Гвардия» и увели кофр.
-- Подобные этому кофры я видел в Берлинском музее кино, где собраны почти вещи Мадлен Дитрих, -- вступает в разговор заместитель директора Музея одной улицы Леонид Красицкий. -- Дитрих ничего не выбрасывала, по крайней мере, более или менее ценное. И после смерти актрисы в 1992-м в возрасте 91 года почти все добро, накопленное за ее долгую творческую карьеру, было скуплено Берлинским музеем кино. Там, например, хранятся 90 костюмов звещды -- для кино и концертных, 70 сумочек, 120 пар перчаток, 430 -- обуви, 400 шляп. А различных кофров -- 130 штук: для костюмов, шляп, саквояжи для косметики. Гастролируя, Дитрих возила за собой весь свой богатый концертный гардероб, для которого приходилось нанимать целый багажный вагон. И на всех ее вещах, вплоть до нижнего белья, стоит вензель MD -- как и на кофре, который отыскали в Киеве.
-- Что вас подтолкнуло к созданию выставки, посвященной Марлен Дитрих? -- спрашиваю директора музея Дмитрия Шленского.
-- Непосредственного повода не было. Он оказался скорее ассоциативным. Год назад мы готовили выставку к 110-летию автора знаменитых повестей о послереволюционной Одессе Константина Паустовского. Марлен Дитрих была влюблена в его творчество. И во время своих гастролей в Москве в 1964 году попросила организовать с ним встречу. Писатель тогда был болен, находился в санатории где-то на юге, но его таки попросили приехать. Когда Паустовский пришел на концерт, Марлен была до того благодарна, что опустилась перед ним на колени. От волнения она не могла произнести ни слова, хотя русским, вероятно, немного владела, ведь многие годы ее служанкой была гувернантка из России. Впрочем, Паустовского она читала в переводе.
Именно история о ее встрече с Паустовским вдохновила нас на подготовку выставки. Тем более, что в течение нескольких лет во время поездок в Рим, Лондон, Париж и Берлин, мы собирали связанные с Дитрих материалы -- фотографии, записи песен, фильмы, книги, афиши Тогда делали это просто из-за увлечения ее творчеством.
На некоторых снимках Марлен Дитрих и Любовь Орлова похожи, словно родные сестры
-- Экспозиция охватывает всю кино- и эстрадную карьеру актрисы -- начиная с фильма «Голубой ангел», сделавшего Дитрих знаменитой, -- рассказывает Леонид Красицкий. -- На снимках она держит в руках куклу негритенка. Марлен считала, что эта игрушка приносит ей удачу, поэтому не расставалась с ней всю жизнь. Кстати, «Голубой ангел» был единственным фильмом Марлен Дитрих, снятым в Германии.
В качестве центрального снимка экспозиции мы выбрали фотографию, на которой Дитрих запечатлена в своем «фирменном» концертном платье и манто из лебяжьего пуха. Существует предание: когда на концерте в Москве министр культуры СССР Екатерина Фурцева увидела певицу в этом телесного цвета облегающем длинном платье, непроизвольно обронила: «Она что, голая?» Фото актрисы в этом наряде мы увеличили почти до высоты выставочного зала.
Платье, поразившее Фурцеву, сшил для Дитрих известный кутюрье Жан Луи. Актрисе тогда пришлось выдержать неимоверно продолжительные примерки -- несметное количество блесток и стразов пришивали к платью, надетому на нее. В этом наряде Дитрих выступала всю свою певческую карьеру -- с 1958-го до последнего концерта в Сиднее в 1974 году. Кстати, эстрадной певицей Дитрих стала потому, что после войны ее редко приглашали сниматься в кино. На сцене она выступала со своими популярными шлягерами из фильмов 30-х годов, в которых звучит много музыки. А Дитрих в них блистает красотой, женским обаянием и прекрасным голосом.
Любопытно, что в СССР Марлен была известна, в основном, по другим картинам, снятым после войны: «Нюрнбергский процесс», «Свидетель обвинения», «За 80 дней вокруг света». Последний фильм примечателен тем, что в нем в эпизодических ролях снялись несколько десятков кинозвезд. Дитрих в нем досталась роль владелицы казино.
Впрочем, красоту и хорошую фигуру ей удалось сохранить до преклонных лет. Те, кто общался с актрисой, вспоминали, что у нее была гладкая кожа и далеко не старое лицо, когда ей стукнуло 60. Мы специально выставили рядом две фотографии Марлен Дитрих, сделанные с разницей в 30 лет. Это поразительно: лицо за столь большой промежуток времени почти не изменилось. Впрочем, ходили слухи, что ей делали подтяжку кожи. Как бы там ни было, умение Дитрих оставаться привлекательной вопреки возрасту являлось предметом зависти и восхищения миллионов женщин.
Однако после своего последнего фильма, в котором она снималась в 1978 году, Дитрих перестала появляться на публике. К тому времени она стала почти инвалидом. После неудачного падения, приведшего к перелому бедра, она не могла самостоятельно пройти и несколько шагов.
-- Есть ли в экспозиции фотографии Дитрих, сделанные в последние годы ее жизни?
-- Нам не удалось отыскать ни одной. В 1980-е, когда известный режиссер Максимилиан Шелл снимал о ней документальный фильм, старушка Дитрих ни разу не показалась в кадре -- лишь комментировала и вспоминала о своих звездных годах, -- отвечает Леонид Красицкий .
-- Легендарное платье с блестками было ее единственным любимым концертным нарядом?
-- Конечно, нет. Еще в молодости ей пришелся по душе мужской костюм -- фрак и цилиндр с тростью. В нем в 1930-е она любила появляться в ночных клубах Берлина, а затем в этом наряде начала сниматься в кино. Есть основания предполагать, что Любовь Орлова в фильме «Цирк» появилась в цилиндре и лебедином манто по примеру Марлен Дитрих. Как раз накануне съемок «Цирка» его режиссер Григорий Александров (он же снял ленты «Волга-Волга», «Веселые ребята») вместе с Эйзенштейном был на стажировке в Голливуде. На нашей выставке демонстрируется фотография Марлен Дитрих в лебедином манто, снятая в такой же позе и с таким же выражением лица, с которыми в кадрах своих фильмов появляется Любовь Орлова. Глядя на эти фотографии, можно подумать, что Дитрих и Орлова -- родные сестры.
547Читайте нас у Facebook