ПОИСК
Культура та мистецтво

О гибели мужа -- известного артиста евгения урбанского -- дзидре ритенбергс, только что родившей дочь, сообщила екатерина фурцева

0:00 1 квітня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

В марте ушла из жизни заслуженная артистка Латвийской ССР, всемирную известность которой принесла роль Мальвы в одноименном фильме, снятом украинским режиссером Владимиром Брауном

Эмилия КОСНИЧУК

специально для «ФАКТОВ»

29 августа Дзидре Ритенбергс исполнилось бы 75. Она снялась в 13 фильмах, среди них такие, как «Гроза над полями», «Игра без правил», «Под одной крышей», была кинорежиссером трех кинокартин и готовилась к четвертой. Несмотря на то, что на Киевской студии она снялась всего в двух лентах, довженковцы считают ее своей актрисой. Звукооператор Лариса Польская, художник по костюмам Алла Костенко и актер Валентин Грудинин, работавшие с Дзидрой Артуровной в «Мальве» и «Грозе над полями», рассказали о ней так живо и так подробно, как будто и не прошло 47 лет между печальным днем сегодняшним и радостным утром 1956-го…

РЕКЛАМА

«Внешность девушки привлекала всеобщее внимание, и дипломники-режиссеры разрывали ее на части»

-- Это был 1956-й, -- вспоминают Лариса Польская и Алла Костенко. -- Когда мы увидели Дзидру Ритенбергс впервые в сопровождении режиссера, оператора, второго режиссера и директора, удивились: почему такие почести неизвестной актрисе, которая, возможно, и пробы в «Мальве» не пройдет? Нас поразило в Дзидре все: смеющиеся необычного голубовато-зеленого цвета глаза, королевская стать, одежда, которая сидела на ней как влитая. В те годы мы одевались кое-как, чем-то были похожи на детдомовцев. А тут -- человек из другого мира! Крой костюма, мягкие туфли, изящная сумочка, летние перчатки -- как в заграничных журналах. Когда раззнакомились, естественно, стали расспрашивать, и были сражены наповал ее ответом: «Девочки, да это все наше, рижское».

РЕКЛАМА

Несмотря на то, что режиссер обращался с актрисой как с сокровищем, а все мужики сошли с ума от ее красоты, Дзидра никогда, ни на одну минуту не подчеркивала, что она -- прима. Рядом с ней было тепло и уютно. Поэтому она и стала кумиром всей нашей творческой группы.

Девчонки наши сгорали от нетерпения узнать, кто и где ее нашел, замужем она или нет (ей ведь было уже 28!), снималась ли, что заканчивала… Подробности ее судьбоносной встречи с нашим любимым режиссером Владимиром Александровичем Брауном мы узнали из письма Дзидры. Она писала, что случилось это зимой 1955 года. Киностудии в Риге тогда еще не было, поэтому для съемок приспособили старый кинотеатр. Там и снимали свои дипломные работы первые выпускники ВГИКа. Дзидра после окончания театральной студии работала в театре приморского города Лиепая и уже снялась в фильме «Причины и следствия». Внешность девушки привлекала всеобщее внимание, и дипломники разрывали ее на части.

РЕКЛАМА

И вот однажды она «вошла в кадр», не заметив, что в павильоне, куда никого не пускали, сидит человек с непокрытой головой, закутанный шарфом. Было так холодно, что пар валил изо рта при каждом слове. Дзидре стало жаль этого замерзающего человека, и она на него посмотрела внимательно и долго. Это и был знаменитый Киноайвазовский -- так Брауна уже все называли за его пристрастие к морской стихии. «В мирные дни», «Командир корабля», «В дальнем плаванье», «Максимка», «Матрос Чижик» -- известные фильмы режиссера. Он искал героиню для своей новой картины «Мальва», ездил по всем студиям и театрам Союза и, наслышанный о рижской красавице, посетил Латвию. И пригласил актрису в Киев, предложив ей роль Мальвы.

Интеллигентной, воспитанной, тонкой по душевной организации актрисе довелось играть простую русскую рыбачку -- натуру гордую, свободолюбивую, непокорную. Ее Мальва, протестуя против мужского насилия, стремится вырваться из своего окружения, где все подчинено наживе, где узаконено скотское отношение к женщине, где человеческое и женское достоинство не ставятся ни во что. Дзидра понимала, что ее героиня жаждет свободы, но не знает пути к ней. Ведь именно этим объясняется и метание Мальвы между двумя любящими ее мужчинами -- отцом и сыном, ее бесцельное бунтарство. Нам было интересно наблюдать на съемочной площадке, как рождалась звезда.

«Во многих странах Европы публика восторгалась исполнительницей роли Мальвы»

-- Помню, как Браун нам всем объяснял: «Произведения Горького всегда интересны, всегда будут нужны людям», -- продолжают Лариса Польская и Алла Костенко. -- А Дзидра это доказывала в каждом эпизоде. Потрясла одна ее придумка прямо на съемочной площадке. Снимали сцену прощания Мальвы с Василием. Напомним сюжет фильма. Рыбак Василий безумно влюблен в красивую, жизнерадостную Мальву. Приезд его сына Якова внес такое смятение в сердце отца, что между ними началась настоящая борьба -- за любовь Мальвы оба могли отдать жизни. Василий, не в силах совладать с ревностью, ссорится с сыном и избивает Мальву. Для нее же это становится концом не только любви. Она понимает, что расстаться и с Василием и с Яковом -- жизненная необходимость, иначе погибнет ее свободолюбивая душа.

И вот прощание с Василием. Режиссер объясняет Ритенбергс и сыгравшему героя Павлу Усовниченко: «Вы идете по берегу рядом, молчите, потом Мальва останавливается, целует Василия в губы и идет назад». В группе привыкли, что Браун, после того как поставил задание перед актерами, репетирует сцену. А тут он подошел к Дзидре, положил ей руку на плечо и тихо сказал: «Кончился большой этап в твоей жизни, Мальва… » И сразу же громко: «Мотор!» Они пошли, остановились, Мальва поцеловала Василия, повернула назад. Но, увидев свои и Василия следы на песке, стала засыпать их ногой. Как бы сейчас сказали, стирала информацию о той своей жизни навсегда.

Находка актрисы сделала образ Мальвы глубоким, многоплановым, пронзительным. А ведь это был по сути дебют Ритенбергс в большом кино, который вознес ее на киноолимп. На XVIII Международном кинофестивале в Венеции (1957) Дзидра Ритенбергс получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль и сразу стала знаменитой. Фильм демонстрировался во многих странах Европы, пресса восторгалась исполнительницей роли Мальвы.

«Дзидра и Слава Тихонов не сводили друг с друга влюбленных глаз»

-- На моем творческом пути это была единственная актриса, у которой отсутствовала занудная звездность, -- вспоминает актер Валентин Грудинин. -- Она сияла изнутри, оставаясь скромным, добрым и контактным человеком. Не было на студии лица мужского пола, которое не бегало к нам на съемочную площадку. Народу поглядеть на Дзидру набивалось в декорации и за декорации столько, что бедной актрисе приходилось чувствовать себя как на театральной сцене. «Гроза над полями» -- так называлась наша картина, такая же атмосфера царила и на съемочной площадке. Так уж устроены мы, мужики: каждый надеется, что именно он найдет ключ к сердцу красавицы. Но, общаясь с ней чаще, я понимал, что на самом деле Дзидра -- это горная вершина, и подняться на самый верх позволит только своему избраннику.

Таким оказался красивый, загадочный, тихий Слава Тихонов, чья звезда только-только восходила. Он тогда начинал сниматься у нас на студии в «Чрезвычайном происшествии (ЧП)» у Ивченко, а мы свою «Грозу» заканчивали. Павильонные съемки проходили по соседству. Да и жили Дзидра и Слава в одной гостинице -- в «Украине». Помню, как они смотрели друг на друга. Как только совпадал перерыв в съемках, они бежали в беседку во внутреннем дворике и сидели там, не спуская друг с друга влюбленных глаз. На студии знали, что у Тихонова недавно произошел разрыв с Нонной Мордюковой, а Дзидра разошлась со своим мужем -- театральным режиссером. Вся студия любовалась такой на редкость красивой и, как всем казалось, Богом избранной парой.

Наш фотограф Саша Кислый, влюбленный в Дзидру до фанатизма, сделал ее огромный фотопортрет, потом его раскрасил так, что не отличить от живописного, и выставил в фотоцехе. Когда Тихонов увидел это произведение искусства, он прямо замер перед ним. Каждый день потом забегал в фотоцех, чтобы, как Саша говорил, помолиться перед «иконой». Сумасшедший роман!

Съемки нашей «Грозы» в разгаре, а тут приходит телеграмма на студию -- Ритенбергс должна в составе советской делегации вылететь в Канны. Когда? Сегодня! Дзидра растерялась, даже мы, ее ближайшие партнеры, не поняли, в чем дело. Оказывается, ее мучил извечный вопрос: «В чем я поеду во Францию? Мне абсолютно нечего надеть!» Вся группа кинулась в костюмерный цех просить костюмеров подобрать соответствующий наряд нашей любимице. Нашли! Художник по костюмам долго колдовала и к вечеру сообразила сногсшибательный наряд. Говорят, когда Татьяна Самойлова увидела нашу Дзидру в этом платье, то мрачно произнесла: «Зачем во Францию во французском?»

«Судьба готовила актрису к самой испепеляющей любви в ее жизни»

-- Наша Дзидрочка была столь ослепительной, что весьма известный в те времена американский кинопродюсер потерял голову, -- вспоминает Валентин Грудинин. -- По приезде Дзидра рассказывала, что он пригласил ее в Голливуд, возил в Париж выбирать подарки. Она не приняла ни кольцо с бриллиантом, ни другие сувениры. Магнат был в недоумении -- такого с ним не случалось! И только в последний день Дзидра согласилась, чтобы он купил дорогую французскую косметику -- «для девочек с киностудии». И что вы думаете? Привезла каждой женщине в группе редкостные косметические наборы в такой упаковке, что гримерный цех в полном составе прибежал «изучать новинки макияжа».

Думаю, в том, что она отвергла такой шанс, виноват был Слава Тихонов. Это лично мои наблюдения. Наши девчата долго потом представляли себе возможную жизнь Дзидры в Голливуде -- ведь ей пришлось пообещать своему миллиардеру, что она обсудит его предложение, доснимется в картине, подумает… Чего жаждала тогда ее душа, может, и она сама не знала? А может, это Судьба готовила актрису к самой испепеляющей любви в ее жизни -- ко встрече с Евгением Урбанским? Они встретились сразу после окончания съемок «Грозы» в 1959 году…

Казалось бы: как играть актрисе, обожаемой мужчинами, любовь безответную? Откуда могла знать эта женщина о безответной любви? А ведь ее Софья в «Грозе над полями» -- именно такая героиня. Софью оставил бывший любовник Яков, оправдываясь тем, что «пеший конному не пара»: она -- богачка, он -- пролетарий. Бежит от нее на фронт. И Софья за ним. Но Якову дороже ее любви дружба с большевиком Артемом, давшая ему силу… убить бывшую возлюбленную.

Дзидра справилась и с этой ролью блестяще. Жаль, что Мальва заслонила Софью. На мой взгляд, Дзидра и тут достигла голливудских вершин актерского перевоплощения.

Может, эта оценка и заставила ее стать режиссером. Я видел все три фильма, снятые Дзидрой: «Эта опасная дверь на балкон», «Вечерний вариант», «Чужой случай». Кстати, с последней она была на Всесоюзном кинофестивале телевизионных фильмов, который прошел в Киеве в 1985 году. Когда я спросил, что для нее значат эти фильмы, она ответила: «Каждым из них я продолжаю нескончаемый разговор с дочерью Женей, отвечаю на ее вопросы: «Что это?», «Как мне быть, мама?» И именно тогда Дзидра рассказала нам, как получилось, что дочь она назвала Женей, а не Катей, как хотела. Ребенок родился. Она была еще в больнице, когда сообщить о гибели мужа -- Евгения Урбанского -- пришла Екатерина Фурцева, с которой Дзидра дружила! В честь подруги и хотела назвать девочку Катей. Но жизнь дала ей другое имя…

Мы не могли не вспомнить и киевский период ее жизни. Дзидра Артуровна говорила: «Я давно не была в любимом мной Киеве. Знаю, что на киностудии имени Довженко созданы прекрасные фильмы, работают интересные и талантливые люди. Сегодняшнему вашему успеху начало положено давно. Есть там и крупица нашей «Мальвы» и «Грозы… ». Я поняла, что это был мой звездный час актрисы».

Уходя, я заметил на столике в ее номере нитроглицерин… Почему мне запомнилась эта деталь?

 


«Facty i kommentarii «. 01-Апрель-2003. Культура.

6280

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів