ПОИСК
Політика

Николай билоконь:»мое самое большое желание -- чтобы люди лучше относились к милиционеру»

0:00 20 грудня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Своими мыслями о жизни, о службе и об отдыхе с читателями «ФАКТОВ» поделился министр внутренних дел Украины

Накануне Дня украинской милиции в редакции нашей газеты побывал главный милиционер страны Николай Билоконь. О чем говорили с министром журналисты «ФАКТОВ», вы можете прочитать ниже.

«Если милиции дают 29 процентов от ее потребностей, то логично и требовать с нее на столько же»

-- Николай Васильевич, вы -- пятый министр внутренних дел в истории независимой Украины. Каждый из ваших предшественников запомнился по-своему. А каким министром хотелось бы вам остаться в памяти своих коллег, подчиненных, налогоплательщиков?

-- Знаете, я и сам, кстати, задавал себе вопрос о том, что оставлю работникам милиции как милиционер с 28-летним стажем. Мое самое большое желание -- чтобы люди уважительнее относились к сотруднику милиции. Кроме того, хотелось бы, чтобы милиционер был на голову выше, чем он есть сегодня, в своем отношении к людям, к самому себе, к выполнению своих обязанностей… Я не так много ездил за рубеж, но когда бывал там -- в любой ипостаси! -- меня всегда интересовало, что же из себя представляет полицейский, за что его уважают и за что боятся. И что мне в них нравится, так это их доброжелательное отношение к людям. Я не сказал бы, что они супермены, но нет в них зашоренности. А у нас зайдешь в райотдел -- все чем-то недовольны, все натянуты. Чувствуются какое-то внутреннее сопротивление, напряжение…

-- Говорят, что бедного человека сложно сделать уравновешенным, спокойным, доброжелательным…

РЕКЛАМА

-- Есть и такая проблема. По бюджету 2004 года мы имеем 29 процентов от потребностей. Вот и получается, что если дают 29 процентов, то тогда логично и требовать 29-процентной отдачи. Но такого никогда не будет. Это понимают все, кто причастен к борьбе с преступностью. Люди наши, защищая конституционные права граждан, работают добросовестно и сознательно. За это я им особенно признателен.

-- Но благодаря вам милиция теперь еще и в три смены работать будет…

РЕКЛАМА

-- А куда деваться, если преступление совершается ночью? Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что 72 процента преступлений совершаются после 17 часов.

-- Разгрузите дневные дежурства, ведь возможности человеческого организма не беспредельны.

РЕКЛАМА

-- А мы так и сделали. Исходим из того, что работники милиции будут чередоваться. Если, скажем, на одной неделе кто-то ночью выходит на дежурство, то на следующей неделе -- только днем. Трудовое законодательство -- это дело святое, и его мы стараемся придерживаться.

-- А хотя бы на зарплату милиции бюджетных средств хватает?

-- На зарплату -- да, а вот с техникой… Я вынужден был обратиться к министру обороны, чтоб он немного помог нам патронами. Ведь милиционеры должны находиться в форме, тренироваться.

-- Сколько же сегодня зарабатывает полковник милиции?

-- Думаю, что, в принципе, неплохо: 1400--1480 гривен. Но это, подчеркиваю, со всеми надбавками. А без них заработок «режется» наполовину.

-- И сколько лет надо служить, чтобы дослужиться до полковника?

-- Хотя бы лет 20… Лейтенант в Киеве получает до 600 гривен (тоже с надбавками), а в среднем -- гривен 450. Дня-три назад я подписал еще один нелегкий приказ -- чтобы людям, которые работают «на земле», в районах и непосредственно борются с преступностью (это оперуполномоченные уголовного розыска, следователи, инспектора патрульно-постовой службы), зарплату выплачивали в первую очередь. А уже после них ее будут получать штабные работники, дежурные, которым все-таки немного легче. Я знаю, что эта мера не принесет мне авторитета, но она необходима!..

-- Вы говорили, когда только стали министром, что будете поощрять раскрытие тяжких преступлений. Приходилось ли уже премировать своих работников?

-- Да, в частности, в Луганской, Донецкой областях, в Одессе.

-- И сколько «стоит» раскрытие резонансного преступления?

-- От полутора до двух с половиной тысяч. В зависимости от сложности раскрываемого преступления.

-- Помните, в Светловодске исчезли дети, две девочки -- трех и четырех лет?

-- Мы задержали подозреваемого. Малышки жили с ним в одном доме. Сейчас задержанный проходит экспертизы. Убийца держал живых детей у себя дома. Закрыл их в тумбочке, обмотал изолентой, а сам ушел в больницу! И девочки там умирали -- это время зафиксировано судмедэкспертизой. А через неделю он вернулся…

-- Он признает свою вину?

-- Да, признает. Пока дети умирали, он спокойно лежал в больнице, лечился, уколы принимал… Вернувшись домой, забрал трупы (соседи ухе были обеспокоены запахом, распространявшимся из его квартиры) и ночью вынес их. Мы серьезно поощрим людей за раскрытие этого зверского преступления. Но скажу вам, что дело не в поощрении. Скорее, это дело чести каждого милиционера раскрыть подобное преступление. Иначе стыдно будет в глаза всем людям смотреть -- не только родителям, знакомым или соседям.

«Мой любимый конь в прошлом году выиграл дерби в России»

-- А спортом ваши подчиненные начали заниматься, как вы того требуете?

-- Не могу сказать, что стопроцентно, но работа идет… Понемно-о-огу, со скри-и-ипом…

-- И стрелять учатся метко?

-- И стрелять… И я уже, кстати, иногда попадаю (смеется).

-- Зато, говорят, вы профи в конном спорте.

-- О-о-о! Люблю! Очень люблю. В прошлый раз вместе со мной ездил Дмитрий Киселев с ISTV. И я вам скажу: ка-а-ак он ездит! Он чуть меня не обогнал. Но все же не обогнал.

-- Политик…

-- Нет, он действительно старался.

-- Какой у вас конь?

-- Черный… (Улыбается).

-- Представляем: Билоконь -- на черном коне!..

-- С детства люблю коней. Но лет 20 не ездил -- не было такой возможности. Все свободное время забирает работа.

-- Сколько лет вашему черному любимцу?

-- Три с половиной. Я считаю, что он -- один из лучших в Украине. Кстати, принадлежит он динамовской спортивной школе. В прошлом году этот конь выиграл в России дерби. Там, в Ростове-на-Дону, один из самых сильных тотализаторов, мощнейший! Это меня восхищает… Кстати, и дочка моя верхом ездит. Ей 20 лет. В Институте международных отношений учится -- на факультете международного права.

-- И кем она хочет быть?

-- Адвокатом, хотя до конца еще не определилась. Мы иногда спорим с ней. Она говорит: «Я все ваши дела поломаю!.. » Готовится.

«Ни одно серьезное бандформирование, не имея отношений с сотрудниками правоохранительных органов, долго не просуществует»

-- А с «железными конями» в стране что происходит? Последнее ваше решение о повышении внимания сотрудников ГАИ к обладателям мигалок и крутых «ксив» обеспокоило многих. Потратился ведь народ. Чем было вызвано такое решение?

-- Тем, что водители злоупотребляют своими номерами и звуковыми сигналами. Вот мы и хотим сделать ревизию: кому они выданы? Есть ведь постановление, регламентирующее этот вопрос. А у нас как? Приезжай на бульвар Перова (местонахождение столичного авторынка. -- Ред. ), заплати, цепляй любую мигалку -- и все. И начинают творить, что Бог на душу положит! По Киеву нормально проехать невозможно: сирены со всех сторон! Вот мы и думаем месяца за два разобраться с этим. Отсюда и отдельные крики в Верховной Раде: Билоконя -- на трибуну!

-- Часто вас на эту трибуну вызывают?

-- На третий день после назначения на должность министра я получил приглашение за подписью руководителей всех оппозиционных фракций!.. Из-за того, что на коллегии сказал: «Уважаемые коллеги! То, что мы все находимся вне политики, говорит тот, кто не хочет, чтобы мы что-то делали. Вы меня извините, но как гражданин я имею право голоса? Имею! Любой милиционер имеет право принимать участие в политической жизни как гражданин государства. Так как мы можем лишить его этого конституционного права?» После этого меня еще много раз требовали на трибуну. А разве я неправильно сказал?

-- Николай Васильевич, а что сейчас происходит в Киеве? Ходят слухи о новых разборках в криминальных структурах, переделе каком-то. Связывают это и с убийством Валерия Прыщика, и со взрывом в машине другого, как утверждают правоохранительные органы, криминального авторитета -- Владимира Киселя…

-- Сложно что-то говорить, пока эти преступления не раскрыты. Но я думаю, что в случае с Прыщем мы, однозначно, имеем дело с криминальными разборками. И, по-моему, постарались тут люди из его ближайшего окружения. С Киселем же… Не исключено, что это был самопроизвольный взрыв. Но сам он не признается, говорит, что виноват водитель, который ничего уже не скажет, потому что умер. Надежда только на то, что мы установим кого-то, кто признается в намерениях его взорвать. Такие преступления очень сложно раскрываются.

-- Убийство Прыща как-то связано с переделом рынка «Троещина»?

-- Пока идет следствие, я удержусь от комментариев.

-- Официально руководители милиции много лет утверждают, что Кисель -- криминальный авторитет.

-- Я также это признаю!

-- И за все эти годы ничего не удалось найти, чтобы наконец арестовать его и легализовать этот его статус?

-- Его уже задерживали, хотя и не арестовывали. Если бы нам все удавалось, то, наверное, преступников на земном шаре было бы намного меньше. Но у нас нет правовых оснований для его ареста. Не думайте, что они такие дураки! Это уже не та молодежь, рэкетиры, с которыми легко было разобраться. А на таких киселей работают юристы, адвокаты… Им, к сожалению, есть кому помогать!

-- Но и правоохранительные органы должны идти в ногу со временем и менять свои методы. Говорят, что из десятков группировок в Киеве остались всего две. Так ли это?

-- Когда меня назначили министром, я пригласил одного из руководителей ГУБОП к себе и говорю: «Уважаемый, расскажи, сколько у нас в стране преступных группировок?» «Через какое время вам доложить?» -- спрашивает. Сутки ему дал. Приносит он мне документ и говорит: «Николай Васильевич, на территории государства действуют 35 преступных группировок». А я и говорю ему: «Ты мне правду скажи!» Информацию об этих 35-ти нам и в Администрацию Президента подавали, и бывшему министру. «Дайте мне еще сутки!» -- просит. Еще через сутки группировок оказалось еще больше. Я спрашиваю: «И это все?» Просит еще три-четыре дня. Мол, надо хорошо во всех сейфах поискать! И знаете, сколько он насчитал за эти три дня? Почти на порядок больше!

-- И в каких регионах таких группировок больше всего?

-- В Донецке, Днепропетровске, в Крыму, во Львове… И только на восьмом или девятом месте идет Киев! Организованные преступные сообщества работают там, где есть энергетика, уголь!.. Где есть, как говорят, возле чего «крутиться». В Киеве ведь в основном банковские, финансовые системы. Здесь очень сложно «воевать» -- все уже устоялось, работают в основном «беловоротничковые» преступники. Когда-то и они были авторитетами, а сейчас нормальные деятели VIP-бизнеса. А вот в регионах, где можно грабить грубо, где есть соответствующая среда, жируют классические группировки. Им иногда легко найти взаимопонимание с отдельными сотрудниками правоохранительных органов, потому что ни одно серьезное бандформирование, не имея отношений с такими людьми, долго не просуществует. К сожалению, это так.

«Если милиционер поймет, за счет кого он живет, то никогда не будет скрывать преступления»

-- Если уж мы заговорили о коррупции, то нельзя не вспомнить громкое дело Карамалаки, международного преступника, который был незаконно выпущен на свободу в Киевской области. Наша редакция располагает документами, свидетельствующими о том, что из криминального блока МВД и из Генеральной прокуратуры информация и документы о грядущей депортации Карамалаки и о том, в чем он обвиняется, в область поступили вовремя. А сегодня обвиняемые бывшие сотрудники милиции, судя по публикациям, строят свою защиту на том, что выпустили его на законных основаниях. Мол, о том, что планируется депортация, они не знали. Может, человек, представивший эту информацию и не сообщивший о ней своим коллегам, и виновен? И следует просто определить, кто он?

-- Вы, видимо, знаете, что одним из своих первых решений я снял с занимаемых должностей и начальника УВД, и его заместителя Топчия.

-- Были основания?

-- Да, были. Но я бы не сказал, что первичными были материалы, о которых вы говорите. Они были наказаны за положение с кадрами, сложившееся в области. Все было так запущено! И злоупотреблений было очень много. Но мне очень сложно дать сейчас правовую оценку -- ведь не мы ведем следствие, все документы находятся в прокуратуре. Я посчитал, что уволенные должны были более жестко вести себя в данной ситуации. Но у нас до сих пор нет пока протоколов допросов ни Топчия, ни начальника УВД, ни начальника райотдела, которых обвиняют. Преступники в милиции, конечно, есть. Вот только сейчас мы передали в прокуратуру около 500 материалов -- после того, как создали наш специальный отдел внутренних расследований. Конечно, это еще не значит, что все эти люди сядут. Необходимо провести более тщательную проверку. Есть у нас материалы и на работников прокуратуры, и по линии СБУ -- мы их тоже передали. А СБУ сейчас передала материалы на моих работников, по Киеву. Мы постоянно обмениваемся информацией! Но заявлять, как бывший Генпрокурор, о таких серьезных вещах, не информируя своих коллег, -- это, значит, укрывать преступления.

-- Как вы предполагаете на деле разграничить функции УБОП и уголовного розыска?

-- Вы задали вопрос, над которым ломал голову не один министр. В принципе, УБОП должен быть! Другое дело -- в каком качестве, какие уголовные дела он должен сопровождать? Основная разница между уголовным блоком и УБОП в том, что первые работают от преступления, а вторые -- от личности. Если есть бандиты, есть преступная группировка -- УБОП начинает работать. И потом уже выходит на преступления. Если же после совершенного преступления нет прямой зацепки, то, как правило, работать начинает уголовный блок. Сейчас мы приняли решение: если уголовный розыск чувствует, что действовала группа, значит, материалы сразу должны передаваться в УБОП. Более того -- все «расстрельные», взрывные дела тоже будет вести УБОП, чтобы немножко подгрузить его и разгрузить уголовный розыск.

-- При оценке работы подразделений вы по-прежнему опираетесь на показатели раскрываемости?

-- Ни в коем случае! Я считаю, что то, что делалось на протяжении 70 лет при Союзе и 12 лет при независимости, когда выставлялась планка -- 85 процентов раскрытия преступлений! -- было преступлением по отношению к работникам милиции! Потому что ни одна страна мира не имеет таких показателей! Это ОБЪЕКТИВНО НЕВОЗМОЖНО! Теперь почти втрое сократится ведомственная статистическая отчетность, и работу мы будем оценивать по раскрытию конкретного преступления, совершенного, как говорится, в условиях неочевидности. Ведь из-за прошлой порочной практики люди совсем перестали доверять милиции. В чем-то это объясняется тем, что она укрывала преступления! И с этим мы боремся. Я дал поручение показывать реальное состояние вещей. Ведь когда меня только назначили министром, в стране отмечалось снижение преступности на восемь процентов. А сейчас у нас рост -- плюс 17 процентов. И это только за те три месяца, что я руковожу министерством. А до конца года, думаю, мы выйдем и на 19--20 процентов. Можете себе представить, какая была подлость -- ведь мы уже выяснили, что укрывалось более 24 тысяч преступлений!

-- А это не может значить, что теперь их стало больше?

-- Нет, конечно. Просто раньше их не регистрировали. И сотрудники милиции развращались. Вот он скрыл -- и ему уже не надо работать! Выгнал бабку или деда, порвал их заявление -- и отдыхает! Система требовала, хотя никто никогда и не говорил: укрывай! Никогда этого не было! Просто спрашивали, у кого процент раскрытия меньше среднегосударственного? Поднимали человека на коллегии, выговаривали ему. Выходит так человек на трибуну раз, два, а на третий раз уже кто-то другой придет в его кабинет, в его машину. Не все выдерживают. Главное сейчас -- психологически переломить себя. Чтобы милиционер был готов к тому, что к нему приходят люди, за счет которых он живет. Налогоплательщики. Если милиционер это поймет, то никогда не скроет преступления!

Пользуясь случаем, я хотел бы от имени коллегии Министерства внутренних дел и от себя лично сердечно поздравить всех своих коллег и друзей с Днем милиции Украины и пожелать им и их близким здоровья, мира, любви и счастья. Уверен, что на новом этапе развития государства наша милиция станет надежным защитником своего народа.

P. S. «ФАКТЫ» тоже поздравляют всех сотрудников милиции с профессиональным праздником и желают им, чтобы день, когда этот праздник станет всенародным, наступил как можно быстрее.

С Николаем Билоконем беседовали Александр ШВЕЦ, Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Надежда КУТОВАЯ, Анатолий ГАВРИШ, Ирина КОЦИНА, «ФАКТЫ»

 


236

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів