Украинский гроссмейстер, претендент на мировое первенство александр белявский: «в лондоне меня и гарри каспарова для выяснения личности доставили в полицейский участок»
Из досье «ФАКТОВ»
Александр Белявский родился 17 декабря 1953 года во Львове. В 20 лет стал чемпионом мира среди юношей, в 22 — международным гроссмейстером. Чемпион СССР 1974, 1980, 1987 и 1990 годов. В 1983-м уступил в претендентском матче за шахматную корону будущему чемпиону мира Гарри Каспарову. В составе сборной СССР многократный победитель Всемирных шахматных олимпиад, чемпионатов мира и Европы.
Чемпионаты ведущей шахматной державы — Советского Союза — всегда считались самыми престижными турнирами в мире. Завоевать право на участие в столь представительном состязании само по себе было огромным достижением, что уж говорить о победе в нем. Александр Белявский выигрывал первенства страны больше, чем кто-либо из украинцев, — четыре раза. За тридцать лет пребывания в шахматной элите на счету львовянина победы в десятках международных турнирах, Всемирных олимпиадах, командных чемпионатах Европы и мира. Восемь лет назад Белявский после конфликта с украинской федерацией стал защищать цвета сборной Словении. Гроссмейстер редко дает интервью, предпочитая доказывать свою правоту за шахматной доской. Однако для читателей «ФАКТОВ» Александр Генрихович накануне своего юбилея сделал исключение.
«Готов помочь украинской команде в качестве тренера»
- Александр Генрихович, ваше решение выступать под флагом Словении стало сенсацией. Вас тогда обвинили в утрате чувства патриотизма и чуть ли не в рвачестве. Что же на самом деле послужило причиной такого шага?
- В 1992 году Украина должна была впервые выступать на Всемирной шахматной олимпиаде в Маниле отдельной командой. У нашей федерации денег на далекую поездку не оказалось. Энтузиазм по поводу провозглашения Независимости был огромным, и львовские гроссмейстеры решили оплатить расходы из своего кармана. Впоследствии часть денег нам вернули, но неприятный осадок остался. Через полгода на европейском первенстве ситуация повторилась. Тут уж состоялся серьезный разговор. Нам пообещали не только решить проблемы с финансированием, но и заплатить гонорары за участие. Однако в течение двух лет так ничего и не сделали. Я к обману не привык и выступать за команду отказался.
- Другие согласились, а вы проявили строптивость. Не жалеете?
- Выступая за Словению, никаких баснословных сумм я не заработал, но смог принять участие в гораздо большем числе соревнований. Из Львова никуда не уезжал и готов помочь украинской команде в качестве тренера. Правда, пока таких предложений не поступало. Всегда считал, что шахматисты должны получать достойное вознаграждение за свой труд. Раньше было принято, что советские артисты и спортсмены должны выступать на Западе бесплатно. В 1979- м, давая сеансы одновременной игры в Австрии, я попросил организаторов оплатить эти выступления. Согласились все, кроме местных коммунистов. Они были на содержании у КПСС и, видимо, считали, что для них все должно быть бесплатно. В Москве я сдал положенную часть заработанных денег в кассу Спорткомитета, но австрийцы не преминули сообщить о моих прегрешениях товарищам по партии. Для острастки, чтобы другим неповадно было, меня на несколько месяцев сделали невыездным.
- Чем вы можете объяснить стремительный взлет воспитанников львовской шахматной школы?
- Так получилось, что практически в одно время в львовский Дворец пионеров пришли будущие гроссмейстеры Олег Романишин, я, Марта Литинская, чуть позднее — Адриан Михальчишин (он, кстати, был самым способным из нас). Нам очень повезло с педагогом. Виктор Эммануилович Карт был в то время учителем истории в обычной школе и в общем-то случайно стал вести шахматный кружок. Это был созидатель, человек, стремящийся как можно больше знаний передать детям.
- Во время вашего матча с Каспаровым двадцатилетней давности ходили слухи о том, что, мол, это единственный поединок в истории, когда один шахматист играет под чужой фамилией, а другой — под чужим именем. Известно, что до десяти лет Каспаров носил фамилию своего отца — Вайнштейн. Скажите, это правда, что еще в детстве вы сменили имя Давид на Александр?
- Полная чушь! Родился я и живу с именем Александр.
«Играю в костюме и галстуке — по старой советской привычке»
- Говорят, тогдашний чемпион мира Анатолий Карпов до сих пор обвиняет вас в двойной игре — передаче информации его противникам.
- Да чего только не говорят? В 1986-м я пригласил Карпова, уже утратившего звание и находящегося в подавленном состоянии, на тренировочный сбор во Львов. В свою очередь, экс-чемпион мира организовал в Подмосковье ответный сбор. Никаких договоров мы не заключали, и польза от совместных занятий была взаимной. А вот через семь лет на лондонском матче Каспаров — Шорт я входил в тренерский штаб Гарри вполне официально.
В Лондоне мы с Каспаровым отправлялись гулять. Риджент-парк, ближайший к нашей резиденции, на ночь закрывался. Поскольку другого места для прогулок не было, мы нашли в ограде лазейку и тайком пробрались внутрь. Но не тут-то было. Внезапно нас резко осветила фарами патрульная машина. Полицейские доставили нас в участок для установления личности и вежливо попросили больше здесь не гулять. Каждый день история повторялась: мы проникали на территорию парка и нас потом забирали блюстители порядка. В участке чудаков-шахматистов встречали как старых знакомых, но однажды терпение полицейских лопнуло. Все-таки закон для всех один. Пришлось искать другое место
- Вы человек суеверный?
- Многие шахматисты — люди суеверные. Я в приметы не верю, хотя В 1984 году я должен был возглавить сборную страны на Всемирной олимпиаде (Карпов с Каспаровым играли свой матч). И за день до отъезда, играя в футбол, сломал левую руку. Сначала встал вопрос о замене, но потом спохватились — вносить изменения в состав было уже поздно. Я сыграл один из лучших турниров в жизни и показал лучший результат на первой доске. Самое интересное, что фигуры я всегда передвигаю левой рукой, а тут пришлось действовать правой. В минуты неудач я подумываю иногда: а что, если сменить руку?..
- Вы всегда играете в костюме и галстуке. На недавнем чемпионате Европы в Болгарии вас признали самым элегантным шахматистом и назвали «мистером турнира».
- Теперь эта советская привычка уже никому не нужна. Ведь раньше в шахматы играли в театрах и концертных залах, на сцене, в присутствии тысяч болельщиков. Для меня важно было соответствовать атмосфере праздника. Сегодня, когда игроков переместили в спортзалы, а строгие костюмы сменили свитера и джинсы, я многим кажусь белой вороной. Хотя, не скрою, приятно, что моим старомодным взглядам находятся почитатели.
«Всегда мечтал прыгнуть с парашютом»
- Ваших близких не раздражают постоянные поездки главы семьи на соревнования?
- Да кому же такое понравится. К счастью, у нас очень дружная семья. Жена меня всегда понимала. Работает она полостным хирургом в больнице скорой помощи. Сами понимаете, ночные дежурства, операции Наша радость — 12-летняя дочка Мишель.
- Живете в квартире или в частном доме?
- И там, и там. Мечта построить свой дом появилась у меня после общения с девятым чемпионом мира Тиграном Петросяном. Его дачу на теперь уже знаменитом Рублево-Успенском шоссе шахматисты называли «восьмым чудом света». Часто мы с Петросяном засиживались за шахматами далеко за полночь, и тогда Тигран Вартанович шел к своему соседу, министру финансов, с просьбой выделить служебную машину и отвезти меня в гостиницу. Хорошо помню, как тамошний швейцар, завидев правительственную «Чайку», становился навытяжку и отдавал честь. Мой дом — это память о Петросяне.
Вы знаете, для себя я выяснил одну интересную вещь: если строители работают на объекте больше месяца, у них пропадает энтузиазм. Так что пришлось на время сменить профессию и денно и нощно носить цемент на верхние этажи, чтобы поднять их дух.
- Для этого ведь нужна хорошая физическая подготовка. Со спортом вы дружите?
- Занимаюсь закаливанием, бегаю. Сколько себя помню, делаю утреннюю зарядку. Моя страсть — горные лыжи. Правда, катаюсь плохо, но зато с огромным удовольствием. Меня всегда тянуло к экстриму. Мечтал прыгать с парашютом, но не сложилось — хронически не хватало времени на обучение.
- А как насчет хобби?
- Для меня главным занятием всегда были шахматы. А вот хобби — экономика. Читаю много специальной литературы, интересуюсь инвестициями и ценными бумагами. Но, в отличие от многих других гроссмейстеров, не играю на бирже.
880Читайте нас у Facebook