ПОИСК
Події

«очнулся я, когда мы перевернулись -- все кресла в автобусе сложились, как гармошка, и навалились на меня. А кругом крики, стоны… »

0:00 24 грудня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
-- рассказывает один из пострадавших в аварии на трассе Симферополь--Ялта, шахтер Анатолий Боднар

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что 17 декабря в половине десятого вечера на трассе Симферополь--Ялта у поворота на село Изобильное перевернулся автобус с шахтерами объединения «Павлоградуголь», которые ехали на отдых в алуштинский санаторий «Золотой колос». В считанные минуты «Икарус» снес ограждение, рекламный щит и упал в глубокий овраг, на дне которого течет небольшая горная речушка. Пятнадцать пассажиров погибли на месте. 21 человек были доставлены в Алуштинскую республиканскую клиническую больницу. Двое из них в тот же день скончались. Вчера вечером умер 37-летний Игорь Котляр. На сегодня один из пострадавших находится в крайне тяжелом состоянии, двое -- в тяжелом, 15 -- в состоянии средней тяжести.

«У нас замечательные врачи!»

Учитывая тяжелое состояние пациентов, врачи разрешили мне поговорить лишь с одним из них -- Анатолием Боднаром, жителем города Первомайска. Войдя в палату травматологического отделения, в которой, кроме Анатолия, находится еще трое пострадавших, сразу поняла: медики не перестраховываются. Пациенты действительно очень тяжелые…

-- Наш автобус должен был прибыть в Алушту в шесть часов вечера, -- говорит Анатолий Боднар. -- Но из-за поломки мы два с половиной часа стояли под Джанкоем. Было уже совсем темно, когда подъезжали к санаторию. Говорят, что мы не доехали всего четыре километра. Вдруг раздался скрежет, и автобус покатил очень быстро… Очнулся я, когда мы перевернулись. Нога у меня была зажата. Кругом крики, стоны. Ощущение жуткое. Все кресла в автобусе сложились, как гармошка, и навалились на меня. Помню еще, как подбежали какие-то ребята и стали меня вытаскивать. Потом опять потерял сознание. Пришел в себя уже в УАЗике. Подумал: раз еду, значит, живой.

-- Не предчувствовали беду?

РЕКЛАМА

-- Что вы, наоборот, настроение было хорошее. Я работаю на шахте имени Сташкова в Первомайске. Наше объединение выполнило 15 декабря план, и нам как передовикам производства дали бесплатные путевки в «Золотой колос» на 12 дней.

Несмотря на большое количество травм, Анатолий Боднар рассказывал о случившемся на трассе достаточно спокойно. Как оказалось, он в прошлом -- «афганец», был ранен.

РЕКЛАМА

-- Там тоже были ситуации всякие, но мы понимали: идет война. А тут такое.. , -- вздыхает Анатолий. -- У меня день рождения 29 ноября, но теперь я буду отмечать и 17 декабря. Это точно. Я думаю, врачи поставят меня на ноги. Низкий поклон им. У нас замечательные медики. Я обязательно запишу их телефоны и буду поздравлять на все праздники. Это святое… (перебинтованной рукой Анатолий осторожно вытирает слезы).

-- О чем вы сейчас мечтаете?

РЕКЛАМА

-- Встретить этот Новый год дома. 19 декабря, в День Святого Николая, я загадал такое желание. Нам в этот праздник подарки принесли: радиоприемники и туалетные принадлежности. Будем теперь знать, что в мире происходит. Приходите завтра, побреюсь, буду как огурчик. А сейчас, извините, что в таком виде.

Такое же желание -- встретить Новый год всем вместе дома -- есть, конечно же, и у близких Анатолия Боднара, и у всех остальных пострадавших шахтеров и их родных. Но -- увы.

-- На следующей неделе мы, может быть, двух-трех пациентов разрешим транспортировать в лечебные учреждения по месту жительства, -- говорит заведующий отделением травматологии Алуштинской городской больницы Дмитрий Митюнин. И это не означает, что они выздоровели,

«За все время существования нашей больницы не было такого количества тяжело травмированных пациентов, поступивших в одночасье»

-- Из 12 человек, поступивших в отделение вечером 17-го декабря, у четверых -- открытые переломы конечностей, -- рассказывает Дмитрий Митюнин. -- В таких случаях необходимо неотложное оперативное вмешательство. Мы только что закончили операцию пострадавшему с переломом костей предплечья и открытым переломом голени. И на следующей неделе запланировано несколько операций. Их нельзя откладывать.

-- Известно, что после трагедии «скорые» прибывали в больницу каждые три-четыре минуты. Как справлялись медики?

-- Знаете, как говорят старые люди: глаза боялись, а руки делали. А если серьезно, применили навыки военно-полевой хирургии. При почти одновременном поступлении массы больных нужно выделить группу наиболее тяжелых, которые нуждаются в госпитализации в реанимационное отделение, быстро и точно определить, кто сможет подождать несколько минут, а кому надо оказать помощь немедленно.

-- Как переносят боль шахтеры? Они терпеливее других пациентов?

-- По-видимому, профессия дает себя знать. Эти люди привыкли к экстремальным ситуациям и готовы к ним, потому что работа в шахте -- это всегда риск.

-- У нынешних наших пациентов множественные травмы, на восьмые-девятые сутки может развиться так называемая травматическая болезнь, -- дополняет коллегу заместитель главврача больницы Татьяна Мызникова. -- Поэтому сейчас прогнозировать что-либо трудно. Но относительно 12 человек, которые находятся в отделении травматологии, опасений у нас нет. Те же пять больных, которые сейчас находятся в отделении реанимации -- в очень тяжелом состоянии.

«Мы взяли на себя тяжелую миссию -- сообщить оставшимся в живых о количестве погибших»

По решению Минздрава Крыма на следующий день после аварии в Алушту была направлена бригада психиатров Крымской республиканской клинической больницы N 1. В том числе и заведующий отделением невротических и соматоформных расстройств, доктор медицинских наук Игорь Ганзин.

-- Все пострадавшие -- пережили стресс, -- говорит Игорь Ганзин. -- К тому же их состояние усугублялось еще и полученными травмами. Но держались мужественно. Мы взяли на себя тяжелую миссию -- сообщить оставшимся в живых о количестве погибших, ведь рано или поздно люди все равно бы узнали о том, что случилось на самом деле. Это было очень тяжело. Но, повторяю, пострадавшие с тяжелейшими переломами, повреждениями, травмами, изо всех сил скрывая слезы, старались держаться мужественно. Один бывалый шахтер объяснил нам, что в шахте постоянно находишься в напряженной обстановке, нередко бывают и нештатные ситуации. «Мы -- люди привычные, сказал горняк. -- И, в конце концов, выжили. А значит, надо жить».

Пострадавшим назначено соответствующее лечение. Один из пациентов «потерял» воспоминания о событиях последней недели -- тех, что предшествовали аварии, и тех, что произошли в течение нескольких часов после нее. Хотя, когда ему оказывали медицинскую помощь вечером, сразу после катастрофы, он четко указал все свои данные и был в состоянии отвечать на все вопросы. Второй пациент, на которого мы обратили особое внимание и назначили ему серьезное лечение, -- это водитель злополучного автобуса.

-- В каком состоянии он находился?

-- Этот человек получил максимально тяжелый стресс. Насколько я понял из его рассказа, он изо всех сил пытался удержать автобус, не допустить беды. Водитель испытывал тяжелейшее чувство вины за погибших. Я не могу давать оценки его действиям, но в медицинском плане его состояние вызывает опасение, он нуждается в постоянном наблюдении.

Кроме того, мы тщательно готовились к встрече родственников потерпевших и погибших, чтобы смягчить их стресс.

-- Как вы считаете, последствия аварии могут в дальнейшем сказаться на психическом здоровье пострадавших шахтеров?

-- Безусловно. Но, пока они находятся в больнице, никаких сомнений в том, что им будет оказана необходимая квалифицированная помощь, у меня не возникает.

Пострадавшим шахтерам помогает весь Крым. На следующий день после аварии в алуштинском отделении республиканской станции переливания крови выстроилась очередь желающих сдать кровь для них. И по сей день раздаются звонки -- различные фирмы, организации предлагают материальную помощь для обеспечения нормального лечебного процесса.

Как сообщил «ФАКТАМ» министр здравоохранения Крыма Сергей Донич, Министерство здравоохранения Украины закупило и передало для пострадавших шахтеров медикаменты более чем на 23 тысячи гривен.

-- По решению Совета министров Крыма, для семей пострадавших выделено 100 тысяч гривен, -- напомнил министр. -- Еще 50 тысяч выделил Алуштинский горсовет на приобретение необходимых медикаментов и перевязочного материала. Фирма «Пфайзер» также поставила препаратов на 1000 долларов. Откликнулось ОАО «Черноморнефтегаз», перечислив на закупку необходимых препаратов 22 тысячи гривен. Словом, с медицинским обеспечением никаких проблем нет.

P. S. В приемном покое Алуштинской городской больницы работают телефоны горячей линии, по которым можно узнать о состоянии здоровья пострадавших шахтеров: (06560) 3-10-80, 5-02-48.

ГХК «Павлоградуголь» открыла благотворительный счет в Павлоградском отделении Проминвестбанка для помощи семьям пострадавших.

Код банка 305556 Идентификационный код 00178353 в ЗДОДПУ г. Павлоград ВАТ ДХК «Павлоградвугiлля» Р/c N2600430470917

 


342

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів