На креслах валялись брюки и трусы, на столе остывал кофе, а двое обнаженных мужчин, продавец и «покупатель» фальшивых долларов, договаривались о сделке
Столичным управлением Службы безопасности Украины была получена информация о том, что в городе появились люди, ищущие покупателей на большую партию высококачественных фальшивых долларов. Судя по всему, речь шла об организованной группе, а значит, и о новом канале поступления в Украину фальшивок, поэтому в спецслужбе было принято решение внедрить в группу своего человека. Задача не из легких, если учесть, как жестоко владельцы сверхприбыльного преступного бизнеса -- фальшивомонетничества, наркоторговли или торговли оружием -- реагируют в случае выявления «крысятничества» (работы на правоохранительные органы. -- Авт. ). Чаще всего засвеченного агента ожидает смерть.
«Это настоящие доллары, я узнаю их по запаху», -- заверил банковский эксперт, которому показали фальшивки
Первый этап внедрения Николая в группу сбытчиков фальшивой валюты прошел достаточно гладко. Но когда он, изображая из себя солидного покупателя, начал торопить сделку, продавцы напряглись и пригласили его в свой офис. Там, не тратя времени на чай-кофе, оперативнику приказали раздеться догола -- мол, чтобы, исключить прослушивание. «А почему я вам должен доверять?» -- возразил тот. Собеседник молча стал снимать свою одежду. На креслах валялись брюки и трусы, на столе остывал кофе, а двое обнаженных мужчин вели беседу, пока хозяин помещения не решил, что для пущей безопасности им лучше перейти в другую комнату, оставив в первой вещи с возможными «жучками».
Банковский эксперт, приглашенный на встречу для оценки качества долларов, делал круглые глаза. Шутка ли, работать в такой обстановке! «Это настоящие доллары, я узнаю их по запаху», -- в конце концов сделал заключение эксперт, и продавец довольно улыбнулся. Ударили по рукам, договорились о цене -- 50 центов за фальшивый доллар (цена, в общем-то, стандартная -- столько поддельная валюта обычно и стоит), о месте встречи.
Еще до встречи, установив наблюдение за продавцами, оперативники выяснили, что фальшивые доллары были напечатаны подпольной типографией одной из скандинавских стран. В Украину подделки попали в опломбированных фурах, в сопроводительных документах которых числилась бытовая техника.
Владимир Б. , начальник подразделения по борьбе с фальшивомонетничеством столичного управления СБУ, разрабатывавший не одну успешную операцию, которая завершилась арестом продавцов подделок, борется, по его словам, с явлением старым, как мир. Фальшивые немецкие деньги начал выпускать, придя к власти, еще Наполеон Бонапарт, а пионерами качественных подделок стали нацисты, выполнявшие личное указание фюрера.
Фальшивомонетчиков не жаловали во все времена. К примеру, в средние века в Европе их варили в котлах, отрубали им правую руку и половые органы, снимали с головы скальп. В более цивилизованные времена за это предполагался расстрел. Например, в 20-е годы прошлого века в Киеве, в типографии Сидона на Пушкинской улице в доме N 2, чекисты захватили шайку из 13 человек. Фальшивомонетчики печатали «керенки», а спекулянты сбывали их на бирже и базарах окрестных сел за половинную цену от номинала. В ходе следствия выяснилось, что все «керенки», находящиеся в обращении на Киевщине, оказались фальшивыми. Коллегия киевской ЧК, рассмотрев дело фальшивомонетчиков, постановила всех их расстрелять. Приговор привели в исполнение в течение 24-х часов. Позже, в советские времена, с фальшивомонетчиками тоже особо не церемонились, поэтому желающих подделывать дензнаки и другие ценные бумаги почти не было. Сейчас наказание, конечно, помягче. По украинскому законодательству, за подделку с целью сбыта денежных знаков и других государственных ценных бумаг дают до 12--15 лет.
В последнее время мир наводнили так называемые «чеченские баксы». Ими полевые командиры расплачиваются с боевиками. Последние стремятся побыстрее сбыть их или обменять на настоящие, наводняя мир поддельными купюрами и подрывая тем самым экономику своего заклятого врага -- Соединенных Штатов Америки. Централизованное, инициированное государством печатание фальшивых денег обычно нацелено на экономическую дестабилизацию противника или конкурента. Но фальшивомонетничество еще и выгодный бизнес. Спецслужбу же это преступление интересует с точки зрения выявления каналов поступления поддельной валюты, подрывающей и нашу экономику. И оперативники, и преступники прекрасно знают: типографии, печатающие фальшивки, находятся как в ближнем, так и дальнем зарубежье
Подделать евро -- для специалистов не проблема
-- Какую валюту подделывают чаще всего, купюры какого номинала? -- спрашиваю у Владимира.
-- У нас ходят и доллары, и гривни, и евро. Любые: и крупные, и мелкие купюры, даже десятигривневые, которые легче сбыть. Кто будет обращать столь уж пристальное внимание на «десятку»? У нас же за последнее время, кроме уже упомянутого случая, самыми крупными можно считать такие уловы: одна партия в 25 тысяч евро, купюрами по 100 евро (кстати, в Украине пока крупнейшая. -- Авт. ), была изготовлена в Западной Европе, где очень много маленьких подпольных типографий. Арестованные в декабре прошлого года с этой партией преступники пытались организовать канал сбыта валюты на территории Киевского региона, пользуясь тем, что купюры евро до сих пор как следует банковскими служащими не изучены. Подделать евро, несмотря на наличие определенной защиты, для специалистов не является проблемой, да и бумага у этих денег тонкая. Изъятая нами валюта была очень качественной, изготовленной офсетным способом. И если уже сейчас качество фальшивых евро столь высоко, то через год-два нормальные деньги банкам можно будет и не заказывать. Найди подпольную фабрику -- и печатай себе. Курс евро сейчас растет, наблюдается определенный ажиотаж -- и фальшивок в последние две недели выявляется значительно больше. Много таких сигналов поступает и из банков.
А недавно завершился суд над группировкой, сбывавшей фальшивые гривни, тоже изготовленные за рубежом. По приговору, который, правда, еще не вступил в законную силу (подана апелляция), шесть человек (пятеро -- наши граждане, один -- Болгарии) получили от 3 до 6 лет лишения свободы. Они были задержаны в Киеве, на улице Глубочицкой, при попытке сбыть 50 тысяч гривен в 20-гривневых купюрах. Еще один болгарин, также принимавший участие в сделке и находившийся в то время в Киеве, не получив в назначенное время подтверждения о состоявшейся сделке, скрылся, и мы до сих пор его не нашли.
-- Выходит, этот вид преступлений неискореним. И как бы вы ни боролись, поддельная валюта все будет и будет поступать?.. Что же надо сделать, чтобы канал прекратил существование?
-- Нужно изъять клише. Если оно конфисковано, можно считать, что канал «умер». Ведь в изготовлении «матрицы» принимают участие профессионалы разной специализации. Один делает ее, другой -- бумагу, третий подбирает краску Есть и организатор, объединяющий всех этих умельцев. В домашних условиях сделать это чрезвычайно трудно, необходимо дорогостоящее оборудование -- профессиональные станки стоимостью до 50 тысяч долларов. Правда, поставить это оборудование можно где угодно, хоть в избушке какой-нибудь в Карпатах. А за границей, кстати, и бумага для долларов есть в открытой продаже.
-- А вам приходилось изымать клише?
-- Приходилось. Правда, людей, его изготовлявших, задерживать пока не удавалось. Значит, риск того, что они возобновят свою деятельность, остается. Тем более, что печатать деньги может любая типография -- даже совершенно легальная. Ведь кроме того, что перед началом печатного бизнеса нужно получить лицензию в МВД, тем самым поставив его на учет, другого контроля за деятельностью этого рода у нас нет. Знаю один случай, когда типографских рабочих, только на выходе продукции увидевших, что они напечатали фальшивые деньги, тут же запугали тем, что процесс производства снят на видеокамеру. И они молчали, пока о «проделках» их хозяев правоохранителям не стало известно из других источников.
«Чеченские баксы» легко распознать по «слоености» -- между двумя листами бумаги в них вклеен елочный дождик с микротекстом
-- Вы как человек, много лет борющийся с такими преступлениями, сами-то безошибочно отличаете фальшивки, если их и в банках не всегда отличают?
-- Чаще всего да. Обычно, когда мне в руки попадает 100-долларовая купюра, смотрю на водяной знак и защитную нить. В настоящей банкноте она видна только на просвет. Причем, с любой стороны купюры на нити хорошо прочитываются цифра и страна-изготовитель. Водяной знак -- это четкое повторение портрета президента с правой стороны, и он сделан как бы сеткой. А когда купюра поддельная, портрет президента либо косой, либо кривой, либо немного перекошенный, либо смазанный. К тому же, 100-долларовая купюра в правом нижнем углу имеет соответствующую сотку, выполненную особой краской, которая, в зависимости от угла зрения, меняет цвет. Необходимо обратить внимание на цвет и качество бумаги. Как правило, у подделок бумага тоньше и цвета «выгоревшие» или слишком яркие. К примеру, «чеченские баксы» легко определить по их «слоености» -- между двумя листами бумаги вклеивается елочный дождик с микротекстом. На вид -- прилично, но у денег на сгибе может осыпаться краска.
В сложных случаях, когда мы имеем дело с высококачественной подделкой, обращаемся к специалистам экспертно-криминалистических управлений.
Хотя недавно мы с товарищами пришли в обменник. Без всякой задней мысли -- обменять самую настоящую 100-долларовую банкноту на гривни. Девушка в окошечке отказалась брать наши деньги, мотивируя это тем, что они фальшивые. Удивившись, мы предложили ей поддельную. И она охотно взялась ее менять! Вот вам и качество, и подготовка работников в обменниках
343Читайте нас у Facebook