23 февраля 1918 года стал праздником красной армии по недоразумению, а якобы состоявшееся в тот день сражение революционных солдат с немецкими войсками -- миф сталинской пропаганды
Первое празднование 23 февраля большевики провели в Москве в 1919 году. Тогда никто и не помышлял связывать этот день с обороной Петрограда в 1918-м от немецкой армии -- город был беззащитен, и Ленин справедливо оценил это как «позор большевистской партии». Легенда о разгроме под Нарвой германских войск отрядами красного командира Дыбенко была запущена только в 1942 году ради поддержания духа советских бойцов. А апофеозом этой грандиозной выдумки стал впечатляющий большим количеством персонажей памятник в честь мифической победы под Нарвой, который установили уже при Брежневе.
Дни рождения Красной Армии и Тараса Шевченко совместили
Чем больше документов по истории СССР становятся достоянием гласности, тем более укрепляешься во мнении, что советская пропагандистская система была просто-таки фабрикой мифов. События подавались в искаженном виде, многие факты и личности замалчивались, более того, в ранг хрестоматийных вводились напрочь выдуманные истории, вроде подвига 28-и панфиловцев. Оказывается, День Красной, а затем Советской Армии -- тоже пропагандистская выдумка. Исследованием связанных с этим событий занялась старший научный сотрудник Института истории Национальной АН Украины кандидат исторических наук Людмила Гриневич. Мы побеседовали с ней сразу же после ее возвращения из Москвы. В тамошних архивах ей удалось обнаружить документы о том, что празднование дня рождения Рабоче-крестьянской Красной Армии было в 1919 году буквально навязано московскими большевиками формально независимому «красному» правительству Украины.
-- Хотя в феврале 1919 года Киев и Харьков были в руках большевиков, правительство Украины тогда считалось независимым, -- рассказывает Людмила Гриневич. -- Тем не менее, из Москвы (Центральный исполнительный комитет переехал из Питера в белокаменную в марте 1918 года) категорически потребовали от украинских коммунистов отпраздновать первую годовщину Красной Армии. (Эта идея принадлежит большевику Подвойскому, по его же инициативе стали отмечать 23 февраля в Москве. ) Ситуация сложилась весьма щекотливая: в Украине было национальное большевистское воинство -- красное казачество. Оно было образовано 27 декабря 1917 года. Но в Москве этот факт проигнорировали, ведь Ленин и Троцкий твердо решили вернуть Украину в лоно империи, а единая армия является одним из основных ее атрибутов.
Руководство «красной» Украины во главе с Христианом Раковским восприняло это как должное, ведь его власть установилась, по сути, в результате интервенции Советской России, воспользовавшейся тем, что в Германии началась революция и немецкая армия эвакуировалась на родину. В Киевсовете, где было немало патриотически настроенных коммунистов, решили совместить празднование дней рождения РККА и Тараса Шевченко. Поэтому торжества провели 6--8 марта. В Киеве устроить откровенно пророссийское празднество не удалось. Раковский на это и не надеялся, поэтому устроил его по большевистскому сценарию в Харькове. А в Киеве торжества проходили весьма своеобразно: мне удалось найти кинопленку, на которой демонстранты наряду с алыми несут сине-желтые знамена, в титрах указывается, что они поют «Интернационал» и «Ще не вмерла Україна», лозунги на транспарантах большевистские и патриотические.
В 1920-е годы коммунист-патриот Скрипник и его единомышленники, проводившие политику украинизации, организовали масштабные торжества по случаю годовщины красного казачества, опубликовали декрет 1917 года о его создании. Это была последняя в советские годы попытка утвердить украинские традиции в армии (тогда даже по национальному составу части, дислоцировавшиеся на территории нашей страны, были украинскими). Более осторожные, чем Скрипник, деятели понимали, что украинизация эта ненадолго. Я нашла документ о том, что один из организаторов красного казачества Примаков побоялся приехать на празднование десятилетия этих частей. Он попросил совета у украинского большевика Затонского, а тот переадресовал его Кобе (кличка Сталина)
-- Почему праздник Красной Армии отмечали 23 февраля?
-- В сознании советских людей укоренилась легенда о том, что в этот день в 1918 году отряды под руководством матроса-большевика Дыбенко (кстати, мужа Александры Коллонтай, которая в годы Второй мировой войны была советским послом в Швеции) разбили войска кайзера под Нарвой и Псковом, тем самым не позволив немцам захватить Петроград. Среди советских историков эта трактовка праздника не раз ставилась под сомнение, а окончательную точку в дискуссии поставил документ, опубликованный в газете «Красная Звезда» накануне развала СССР. В нем четко указывалось, что инициатором празднования дня Рабоче-крестьянской Красной Армии был один из ее организаторов, Подвойский. Он участвовал в подготовке декрета о создании РККА. Декрет был подписан Лениным 15 января 1918 года. Через год Подвойский вошел в ЦИК с письменным предложением отмечать день рождения армии, но соответствующий документ подал поздновато. Пока его рассмотрели, наступил февраль, поэтому празднование назначили не на 15 января, а только на 16 февраля. Но и к этой дате подготовить торжества не успели и перенесли их на следующее воскресенье. Оно попало на 23 февраля. Вот и получается, что за этой датой никакого события нет.
Только в 1922 году на пятилетии РККА ее основной организатор Лев Троцкий попытался оправдать дату 23 февраля тем, что в этот день якобы был опубликован в газетах декрет о создании армии. Это выдумка, что дало основания Клименту Ворошилову попытаться перенести празднование дня РККА на лето. Летом 1918 года Красная Армия одержала первую реальную победу под Царицыном. Победа, кстати, была достигнута жестокими мерами, предпринятыми Троцким: он приказал расстреливать каждого десятого бойца из частей, посмевших отступать. Но, устранив Троцкого от власти, Сталин и Ворошилов стали приписывать эту победу себе. Поэтому Ворошилов и попытался перенести празднование дня РККА, чтобы можно было заявить: день рождения Красной Армии празднуется в честь победы над белыми, одержанной под руководством Сталина. Однако не получилось: воспрепятствовали военспецы, заявившие, что праздновать 23 февраля стало уже традицией.
В тридцатые годы, когда власть Сталина была абсолютной, дату торжества, возможно, и перенесли бы, но этому помешал приход в 1933 году к власти в Германии Гитлера. Гитлер был для СССР угрозой номер один, поэтому в Кратком курсе истории ВКП (б) вдруг появилась легенда, что 23 февраля 1918-го под Нарвой и Псковом произошло столкновение революционных войск с армией кайзера. О разгроме противника тогда еще не говорили. Кстати, антинемецкую пропаганду режиму пришлось развернуть не только из-за внешней угрозы, но и по причине «крамольных» настроений в народе, особенно на территории Украины. Согласно секретным документам НКВД, население Украины, возненавидевшее Советскую власть из-за голодомора и коллективизации, могло увидеть в Гитлере своего освободителя, ведь фюрер объявил коммунизм своим злейшим врагом.
Только в 1942 году в одном из приказов, подписанных Сталиным, легенда о 23 февраля дополнилась победоносным сражением отрядов Дыбенко с немцами. Понятно, что это было сделано ради подъема духа советских бойцов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. Миф укрепился в массовом сознании до того глубоко, что известный советский писатель Степанов, автор романа «Порт-Артур», вознамерился было написать о победе над немцами под Нарвой и Псковом. Но в архивах не было документов, свидетельствующих об этом, и Степанов обратился к Сталину с письмом помочь. Поразительно, что вскоре после войны была опубликована целая масса «воспоминаний» людей, якобы бивших немцев под Нарвой.
При Хрущеве легенду о 23 февраля изменили: мол, под Нарвой были бои, но без впечатляющих успехов. Однако Брежнев, придя к власти, реанимировал этот миф, а в 1968 году под Нарвой был установлен памятник.
Из-под Нарвы Дыбенко чуть было не угодил в тюрьму
-- А почему в этой истории появилась фамилия Дыбенко?
-- Он руководил отрядами Красной Армии, стоявшими под Петроградом. Но они были недееспособными. Нарком иностранных дел Чичерин в 1919 году признавал, что немцы в 1918-м могли захватить Петроград без боя -- армия была деморализована. «Наша власть удержалась милостью кайзера», -- заявил он. Но Питер немцам был не нужен, их интересовали Украина, Белоруссия, Прибалтика. А Питер, Псковскую губернию брать было для них опасно -- свою власть на этой территории пришлось бы удерживать силой, ведь русские стали бы сопротивляться оккупантам.
Поначалу большевики выступали против регулярной армии, и только в марте 1918-го Троцкий начал настаивать на привлечении царских офицеров. Когда немцы стали наступать, к отрядам Дыбенко -- он занимал также пост наркома Военно-морского флота -- направили царского генерала Парского. Дыбенко должен был ему подчиняться. Но моряк взбунтовался и увел свои отряды. За это его временно исключили из партии и хотели посадить в тюрьму. Коллонтай его спрятала. Кстати, в это же время печально известный большевик Муравьев, войска которого захватили Украину, сидел в тюрьме -- так правительство Ленина наказало его за то, что он сдал Украину.
А правдоподобные воспоминания о том, что в 1918-м на самом деле происходило под Нарвой, были опубликованы в 1927 году: красноармейцы и немецкие войска стояли друг против друга, но в бой не вступали. Единственным инцидентом стал случайный взрыв немецкого склада с боеприпасами
-- Депутат Госдумы Сергей Юшенков выступил с предложением о переносе в России Дня защитника отечества на другую дату
-- В Украине с 1999 года также введен праздник Дня защитника отечества. На мой взгляд, следовало оставить старое название. Тогда у ветеранов был бы свой праздник. Для бойцов УПА можно было сделать официальным праздником 14 октября (Покров). А общий для всех праздник должен быть лишен поводов для противостояния -- им, например, могло бы стать 6 декабря, День украинской армии.
2099Читайте нас у Facebook