ПОИСК
Події

Екатерина брондукова: «бронечка уже пять лет не говорит. Лишь когда смотрит фильмы со своим участием… Плачет»

0:00 28 лютого 2003
Завтра заслуженному артисту Украины исполняется 65 лет

Екатерина называет его Бронечкой и крепко держит за руку. Борислав Николаевич медленно поднимает на нее глаза, ласково смотрит и, если б смог, как всегда, прошептал бы: «Как я люблю тебя, Ласточка моя… » Брондуков всегда называл жену Ласточкой. Даже тогда, когда Катерина была его ученицей и не хотела думать о замужестве.

Когда они встретились, Екатерине было 18 лет, а Бориславу Брондукову, уже получившему награду за лучшую мужскую роль в фильме «Камiнний хрест», -- 31. Ее отец был против свадьбы, его мать -- за. Тогда Екатерина сказала: «Краса на два часа. Мне с ним нужно жить, не думая ни о чем. Я всегда буду для него молодая и красивая… » Она родила ему двоих сыновей и поставила крест на своей карьере актрисы. Беды на счастливую семью Брондуковых свалились в конце восьмидесятых. Сначала у Брондукова случился один инсульт, потом второй, третий. Пять лет Бронислав Николаевич не разговаривает и почти не двигается. Семья Брондуковых живет за городом, в частном доме. Большую квартиру в центре Киева сдает. Бориславу Николаевичу лучше на воздухе. Так сказали врачи. Екатерина сделала посреди участка большую клумбу с его любимыми ромашками и, как только наступает весна, Брондуков сидит там в своем любимом кресле. А пока он с помощью Екатерины тихонько передвигается по дому. Ест с ложечки и смотрит телевизор. Иногда плачет…

«У мужа редко бывают просветления -- тогда он, ну… как живой сидит»

-- Особых изменений в здоровье Бронечки за прошедший год не произошло. Правда, я уже практически не делаю ему уколов. С 18 сентября прошлого года, когда у него был последний приступ эпилепсии. У меня есть определенная схема, по которой лечу мужа. Конечно, наша главная беда -- это карбомазепин, лекарство от приступов эпилепсии. Они у нас случаются раз в год, в сентябре. Со времени последнего приступа я должна два года давать карбомазепин. И если в течение двух лет приступов эпилепсии не будет, значит, нормализуется кровообращение и, может быть, уменьшат дозу лекарства или отменят его. Уж слишком много дури от них в голове. Конечно, пока Бронечка их принимает, видно, что он больной человек.

У мужа редко бывают просветления -- тогда он ну… как живой сидит, -- такой хорошенький. Потом я даю таблетку, и снова… Еще одна наша беда -- давление. Сейчас такая погода… Бронечка постоянно на таблетках, чтобы давление было в норме. Наша задача -- держать ровный пульс, следить за давлением и не тучнеть. Но он не тучный, у него даже животик спал…

РЕКЛАМА

-- Аппетит у Брондукова хороший?

-- Ничего, ничего… Правда, последнее время не очень, но я стараюсь еду разнообразить. И когда что-то новенькое, Бронечка ест с большим удовольствием. Кашки, супчики. Он у меня всеядный. Когда ухудшился аппетит, я купила сок подорожника. Потихонечку принимает. Ничего, помогает.

РЕКЛАМА

-- А ведь бывало время, когда Брондуков и сам готовил…

-- Конечно! Его фирменное блюдо -- домашняя колбаса. Бывало, купит на базаре кишки, выделает их, потом начиняет и -- в духовку. Аромат по всему дому! И обувь я лет пятнадцать в починку не сдавала. Пока Бронечка не заболел, сам чинил. А еще он великолепно… шил. Да-да! Брюки, сумочки. Спортивные, через плечо. Сядет за машинку и строчит. А строчечки такие аккуратненькие!.. Когда мы в 1986 году переехали в четырехкомнатную квартиру на Институтской, Бронечка сам сделал шкаф-купе и студио. Друзья все удивлялись: «Какие вы прогрессивные!» Кто бы мог подумать, что в Бронечке есть хозяйственная жилка… Правда, когда Бронечка за мной только ухаживал, он тоже кормил меня. Помню, как-то мы пришли к нему домой, он наварил целую кастрюлю картошки с сосисками…

РЕКЛАМА

-- Но вы даже после этого не стали думать о женитьбе.

-- Тогда я действительно об этом не думала. Встретив Брондукова, я все еще мечтала о карьере актрисы. И, наверное, так приглянулась Бронечке, что на предложение позаниматься со мной он сразу ответил согласием. И начал меня готовить в театральный… Мы встречались почти каждый день. Но о влюбленности с моей стороны и речи не было! Мне все говорили: «Ты должна выйти за него замуж». А я: «Да никогда в жизни!»

Меня не смущала разница в возрасте, просто… Не думала тогда ни о чем, кроме профессии. А потом… Брондуков ввел меня в круг своих друзей. Всегда представлял как свою девушку. Мы бывали дома у Миколайчука, Степанкова, Гаврилюка, Савченко… Я впитывала все, как губка. Наши творческие встречи в доме у Миколайчука были такими захватывающими! Бронечка был частичкой этого интереса. И я при Броне. Мне было так хорошо! Все это и вылилось в замужество…

«Еще несколько лет после нашей свадьбы я обращалась к Бронечке только на «вы»

Свидетелями на свадьбе Брондуковых были Маричка и Иван Миколайчуки. Платье свадебное и костюм молодые не покупали. Маричка дала Екатерине отрез гипюра, из которого мама Брондукова сшила модное по тем временам платье-мини. Вместо фаты -- три ромашки. Белые туфли Катя так и не достала. Гуляли дома у Екатерины. Том самом, где теперь они живут. Выпили шампанского и съели легкую закуску. Брондуков все шептал Кате: «Какая ты у меня красивая! Как я тебя люблю… »

-- Обручальные кольца из Америки нам привезла Маричка Миколайчук. Не золотые, но очень красивые. Правда, Бронечка свое кольцо потерял. Мы купили другие -- широкие, золотые, рифленые. Броня и его потерял. А когда заболел, я пошла к мастеру, и он из моего широкого кольца сделал два. Помню, пришла к Бронечке в больницу, где он лежал после первого инсульта, и надела его половинку. Это кольцо он уже не терял. Но после третьего инсульта у него стали отекать пальцы, и кольцо пришлось снять. Вернее, распилить. Бронечка аж плакал…

-- Он часто вам объяснялся в любви?

-- Очень. Бывало, подойдет сзади, нежно-нежно обнимет. Даже слов не нужно. Я еще несколько лет после нашей свадьбы говорила ему «вы», не могла иначе. И называла его только Бронечкой. Так и теперь. А он меня ласково -- Ласточкой или Катериной. Знаете, он мне вначале почти не делал подарков. Не было денег, и я это прекрасно понимала. Но со съемок обязательно мне что-нибудь привозил. То костюм, то что-то для хозяйства. А вот цветы дарить не умел. Помню, я как-то ему говорю: «Бронечка, ты бы хоть раз мне цветы подарил». На следующий день мой муж приходит с букетом маленьких георгинов. «Катя, -- спрашивает, -- ну разве они не красивые?.. » Знаете, только с годами я сильнее стала ощущать, что это мой самый любимый человечек. Как же я боюсь его потерять!..

Их счастью даже не завидовали -- настолько потрясающая это была пара. Екатерине говорили, что она изменила Брондукова. «Как тебе это удалось?» -- спрашивали друзья. Первой женой Борислава Николаевича была звукорежиссер из киностудии. Но Брондуков не любил об этом вспоминать и долго переживал развод. Их брак длился ровно месяц, потом случилась трагедия, после которой актер запил. Катя вернула Борислава к жизни. Таким счастливым его не видел никто. Они любили подолгу гулять по Киеву и целоваться, никого не стесняясь. Брондукова стали приглашать на съемки, работа приносила славу и деньги. У Брондуковых родилось два сына -- Костя и Богдан. Сначала жили в маленькой комнатке в коммунальной квартире. Две раскладушки да старый диван. Потом Брондукову дали трехкомнатную квартиру на Березняках. Хозяйственный отец семейства своими руками смастерил кухню. Вроде бы жизнь наладилась… Но в январе… у Борислава Брондукова случился первый инсульт.

-- Это было ночью. Все спали. Вдруг Бронечка проснулся и пошел на кухню. Слышу, что-то разбилось. Думаю: «Ах, неаккуратный… » Его долго не было, потом пришел и лег. Но я почувствовала что-то странное. Он все время поднимал руку, а потом бросал ее, как плеть. Я встала, включила свет, вижу, Бронечка лежит с перекошенным ртом, ничего не в силах сказать. Начались «скорые». Одна, другая, третья. Забрали в больницу. Я тогда света белого не видела. У Бронечки отняло речь. Я начала с ним заниматься сценической речью. И научила говорить заново. Он быстро стал поправляться, начал ходить на рыбалку…

«На юмор до сих пор мгновенно реагирует… »

Второй инсульт у Бронечки случился прямо на железнодорожном вокзале, когда он покупал билет до Питера. Спешил на съемки. Его тут же привезли домой. Он еще сам сумел подняться на четвертый этаж. Пришел и говорит: «У меня голова сильно болит». Лег, а вечером -- инсульт. Три дня Бронечка был в коме. Я ночевала с ним в больнице на одной койке. Кормила его, помогала ходить. Дело пошло на поправку -- он выкарабкался. Но после второго инсульта у Бронечки ухудшилось зрение…

Третий инсульт у Брондукова был в 1997 году. Тогда актер очень нервничал. Работы в кино практически не было. К тому же, ему сделали операцию -- удалили большую гематому. Хирург и не надеялся, что Брондуков выкарабкается. Так и сказал об этом Екатерине…

-- Но Бронечка выжил. Поначалу даже разговаривал, все шло на поправку. А через год у него случился приступ эпилепсии. Мне казалось, он умирает. Я страшно испугалась, закричала. Бронечка лежал на полу, посиневший, с пеной у рта. Сказали, что это следствие операции. Через две недели приступ повторился. Потом еще. Бронечка стал слабеть. Три дня молчал, ему стало трудно ходить… За пять лет я научилась справляться с приступами, но речь к нему так и не вернулась. Он слышит и понимает. А говорят его глаза…

-- Телевизор Борислав Николаевич по-прежнему любит смотреть?

-- Конечно! Спит немного. Просыпается, я помогаю ему сесть, обкладываю подушками, и Бронечка с интересом смотрит телевизор. Очень любит передачи и фильмы про животных. Бронечка ведь до сих пор не говорит. Но, когда смотрит фильмы со своим участием, начинает тихо плакать. Солнышко мое… На юмор до сих пор мгновенно реагирует. Если рядом с ним сыновья шутят, он мгновенно: «Хм-хм… » Он все понимает. Только сказать не в силах. Когда я рассказываю ему что-то, он внимательно слушает, а потом так обнимет меня, прижмется всем телом -- мол, правильно говоришь, одобряю… Так что, когда мы уйдем от кардиомазепина, кто знает… Вообще раз в семь лет у человека меняются все клетки. Пять лет уже прошло, так что Бог даст… Живем надеждой.

-- Гулять выходите?

-- Почему-то эту зиму я его не вывожу. Бронечка плохо передвигается. Мне тяжело его водить. А одевать… Не дай Бог, он упадет или глотнет холодного воздуха. Страшно боюсь простуды. Но всю зиму я проветриваю его комнату. Она теперь у нас светлая, отремонтированная. Там хорошая аура. Купили новый столик, кресла. Диван, правда, старый. И папин сервантик. Все ладненько…

-- Вы наконец сделали ремонт дома?

-- Да нет, что вы! Весь дом мы бы не потянули… Сделали ремонт на втором этаже. Там живут два сына. Весной собираемся сыграть свадьбу младшего сына. Он уже год встречается с замечательной девушкой, Тонечкой. Отремонтировали и маленькую комнатку папы на первом этаже. Кухонька почти готова. И санузел для Бронечки новый. Ванна с ручечками, новый туалет. Все в кафеле. Правда, потолки еще не успели сделать. Так и остались с подтеками…

Как только спадут морозы, обязательно выйдем на улицу. Будем маршировать. А пока передвигаемся только по дому. Я говорю: «Вставай, Бронечка. Идем в кинозал». Надеваю ему новые красивые кроссовочки «Найк». Бронечке они очень нравятся, он помогает мне ножкой их надевать. И мы идем в комнату, где жили раньше, до ремонта. Это самая большая наша комната, кинозал. Но пока ее, увы, не отремонтировали. Ничего, потихонечку все сделаем…

-- Как будете справлять день рождения?

-- Приходите, увидите. Правда, в такие условия приглашать гостей мне неловко. Но если кто-то захочет поздравить Бронечку, милости прошу. Я готова. Будет, что выпить-закусить за его здоровье.

-- Вы удивительная женщина.

-- Правда? Ой, да что вы…

 


432

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів