Народный художник украины иван марчук: «академик николай амосов, внешне невысокий и худенький, по духу был гигантом. Это я и хотел передать в его портрете»
Никто в Союзе не рисковал делать такие операции на сердце, как в этой киевской клинике. И люди шли за спасением «к Амосову». Николай Михайлович с коллегами разослали беспрецедентное обращение во все районные больницы: «Клиника сердечной хирургии принимает пациентов с ишемической болезнью сердца. Без всяких записей и обследования, по направлению любого врача При необходимости операции больному обеспечивается госпитализация»
На пороге клиники взрослых и детей (малышей было особенно много) встречал медперсонал. А в 1981 году встретили еще и картины. Все стены вестибюля были увешаны удивительными работами художника Ивана Марчука. Устроить показ картин запрещенного в те времена художника-диссидента не рискнул бы никто. Никто, кроме Амосова. Об этом факте наверняка знают не все. Как и о том, что Николай Михайлович Амосов очень любил живопись Ивана Марчука.
«Сам трудоголик, Амосов привык ценить чужой труд»
-- С Амосовым меня познакомил давний приятель -- врач Мирослав Шакета, -- вспоминает Иван Степанович. -- Амосов пригласил его в свою клинику аж из Ивано-Франковской области, узнав о том, что Мирослав пришил мальчику-пастушонку оторванную руку. При всей своей занятости Николай Михайлович нашел все же время, чтобы посмотреть мои картины. А увидев, долго беседовал со мной. Сам трудоголик, он привык ценить чужой труд Потом мы не раз сидели в его рабочем кабинетике, и я исподволь изучал его лицо, делал наброски к будущему портрету.
Внешне маленький и худенький, по духу он был колоссом, гигантом! И шел напролом -- как ледокол, а власти вынуждены были считаться с ним Амосов проникся моей ситуацией и устроил выставку «запрещенного» художника в своей клинике.
Сейчас в мастерской Ивана Марчука хранится портрет академика Амосова, написанный 20 лет назад.
-- Здесь он весь в раздумьях: «Выживет ли больной после операции?» -- замечает художник. -- Своим ученикам Николай Михайлович полушутя говорил, что, дескать, на картине он получился добрый. Но ведь это его суть! Иной человек бьет поклоны в церкви, а придя домой, колотит жену и детей, считая при этом себя верующим. Но ведь Бог есть добро! И Амосов, атеист, был по сути своей божьим человеком
«Мой портрет -- самый лучший из всех, которые писали разные художники»
Как-то в беседе с Николаем Михайловичем Амосовым мне довелось услышать, что ученый очень любит живопись Ивана Марчука, и хотел бы иметь дома репродукцию своего портрета кисти мастера. А вскоре в Национальном художественном музее открылась выставка картин живописца. Я позвонила Николаю Михайловичу. «Обязательно пойду посмотреть, -- сказал он. -- Но в обычный день, а то на открытии всегда толпа и спешка »
И пришел. А в дверях встретился с художником (совершенно случайно Марчук в тот день забежал в музей). Николай Михайлович прошел по выставочным залам. А напоследок подошел вместе с художником к своему портрету В книге отзывов он оставил такую запись (увы, уже историческую): «Дорогой Иван Степанович! Восхищен Вашим талантом и работоспособностью. Поражает разнообразие сюжетов, манера изображения: от чистого реализма до совершенной абстракции. Мой портрет -- самый лучший из всех, которые писали разные художники. Желаю Вам еще долго-долго работать. Вы -- гениальный художник! 6. IX. 2000. Амосов. »
-- Прощаться с Амосовым было очень больно, -- с грустью говорит Иван Марчук. -- Сейчас хочу передать его близким репродукцию портрета, который он любил
Когда-то картины художника могли увидеть только пациенты Амосовской клиники, а сегодня они служат своего рода «физиотерапией» для всех любителей живописи. В киевской Галерее искусств по улице Большой Васильковской, 12 сегодня открылась выставка зимних пейзажей Ивана Марчука «Нiч яка мiсячна».
-- Под этими картинами можно и колядовать, -- улыбается художник. -- Ведь выставка будет работать до самого Крещенья. Смотрите: лунный свет бродит по Земле, ходит по подворью. Что он выхватил -- то и запечатлелось на картинах. Снег дышит, в воздухе -- покой и умиротворение Хотелось, чтобы люди, глядя на эти пейзажи, хоть на миг забыли о своих тревогах и печалях. И почувствовали, что не все еще кончено, что еще будет Рождество
501Читайте нас у Facebook