Чтобы собрать раздробленное лицо 14-летнего дениса, хирурги десять часов скрепляли осколки костей четырьмя пластинами и двадцатью пятью шурупами
-- Я почти ничего не помню, -- едва шевеля губами, рассказывает Денис. После операции врачам пришлось на время соединить мальчику челюсти, чтобы переломы правильно срослись. -- Кажется, я бежал с горки, споткнулся и со всего маху упал лицом на торчащий из земли кусок железа
Друг Дима почти час тащил Дениса на себе до ближайшего травмпункта. Было это 25 декабря. И никто из прохожих не спросил, что случилось, не помог ребятам. Затем Дима побежал к матери Дениса, чтобы предупредить о случившемся.
-- Когда я увидела в травмпункте сына, который сидел на кушетке с низко опущенной головой, а в стоявший у его ног тазик ручьем бежала кровь, чуть сознание не потеряла, -- вспоминает мама мальчика Елена Михайловна. -- Мне показалось, что у Дениса нет носа, просто дырка вместо него. Медсестра и нянечка прикладывали к его лицу марлю, полотенца, пеленки, пытаясь остановить кровотечение, но все сразу намокало, и кровь продолжала литься.
Из травмпункта «скорая» повезла мальчика в Институт нейрохирургии. Там врачи поставили диагноз: раны мягких тканей и перелом челюсти, и Дениса срочно направили в детскую клиническую больницу N 7 г. Киева. Во время десятичасовой операция хирурги собирали Денису лицо из лоскутов тканей, осколочков костей
-- У Дениса было тяжелое сотрясение головного мозга, травматический перелом верхней челюсти, носовых костей, скуловых кости и дуги, -- рассказывает заведующий детским челюстно-лицевым отделением детской клинической больницы N 7 хирург Геннадий Коротченко. -- Осколки костей сместились, и нам пришлось собирать их в правильное положение, как детали конструктора. Понадобились четыре микропластины и 25 крошечных шурупов, изготовленных из особого сплава. Они останутся у Дениса на всю жизнь.
«Шрамы сильно чешутся, значит, заживают»
-- Мы катались с горки по ледяной дорожке, и вдруг Денис упал лицом в снег. Я подбежал к нему, перевернул и увидел, что все лицо в крови. Подумал, что Денис разбил лоб. Мы направились в травмпункт. Сначала Денис шел сам, даже шутить пытался. Но потом ему стало совсем плохо, он не мог идти, терял сознание. Перчатки, которыми Денис вытирал лицо, стали тяжелыми от крови, и их пришлось выбросить. Я и потащил Дениса на себе, ведь до врача как-то нужно было добраться, -- Дима весело подмигивает другу. -- Теперь вот езжу к нему в больницу, проведываю, новости рассказываю.
-- Я ждала сына к ужину, и вдруг раздался необычный звонок, что меня насторожило: у нас с Денисом есть свой условный сигнал, -- вспоминает Елена Михайловна. -- Открыла дверь, а на пороге Дима, сам белый, как снег, одежда вся в крови. Сказал, что Денис разбил лоб и нужно бежать в травмпункт Я по дороге успокаивала себя: мол, ничего страшного не произошло, с кем не бывает, разбил мальчишка лоб, врач посмотрит, медсестра йодом зальет, перевяжет, если надо, и домой отпустит.
Хотя после операции прошло совсем немного времени, и сильно изменившие лицо синяки, шрамы и отеки не прошли, Денис держится молодцом. Говорит, что почти здоров: голова не кружится, лицо не болит. Вот только шрамы чешутся -- значит, заживают. Денис постоянно поглядывает в зеркальце, наверное, надеется, что за последнюю пару минут внешность улучшилась.
Если челюсть травмирована, у ребенка могут не вырасти постоянные зубы
-- Наверное, зимой к вам часто попадают пациенты с переломами?
-- Каждый год, особенно во время зимних школьных каникул, наше отделение переполнено, -- рассказывает доцент кафедры детской хирургической стоматологии Национального медицинского университета Людмила Яковенко. -- Ведь мы круглосуточно оказываем неотложную медицинскую помощь детям с заболеваниями челюстно-лицевой области. Переломы и травмы мягких тканей -- результат лихачества на ледяных горках. В игре ребята забывают об осторожности, не успевают правильно сгруппироваться, теряют равновесие, падают, сталкиваются друг с другом на большой скорости.
У детей чаще всего встречаются переломы по типу «зеленой ветки», поскольку их кости более пластичны. Благодаря этому они быстро срастаются. А особенность травм в детском возрасте состоит в том, что любая из них может повредить зоны роста. И есть вероятность, что через два-три года давно поврежденная мышца или кость перестанут расти, лицо ребенка станет несимметричным. Поэтому дети после травмы нуждаются в постоянном контроле врача-ортодонта, диспансерном наблюдении челюстно-лицевого хирурга и терапевта-стоматолога, а в сложных случаях -- и в лечении в Украинском центре по оказанию помощи детям с врожденными и приобретенными заболеваниями челюстно-лицевой области.
-- Такие осложнения возникают только после тяжелых травм?
-- Совсем не обязательно. К примеру, ушиб челюсти у маленького ребенка может вызвать задержку прорезывания коренных зубов. Дело в том, что у детей челюсти буквально нафаршированы зачатками постоянных зубов, и при ударе они могут погибнуть, или в них возникнут воспалительные процессы. Выбитые или сломанные молочные зубы нередко рекомендуем заменить специальными протезами. Ведь временные зубы выполняют много важных функций: благодаря им правильно растет челюсть, формируется прикус.
Кроме того, у детей повреждения челюстно-лицевой области в 60--70 процентах случаев сопровождаются черепномозговыми травмами, выявить которые может только специалист. И чем меньше возраст ребенка, тем сложнее поставить диагноз. Очень важно восстановить время и обстоятельства травмы: терял ли ребенок сознание, была ли тошнота, рвота, помнит ли он, что с ним произошло, может ли описать последовательность событий.
Ушибы мягких тканей лица, носа тоже могут привести к серьезным осложнениям. Поэтому, даже если родителям кажется, что травма лица незначительная, кровотечение удалось быстро остановить и ребенок чувствует себя нормально, все равно нужно обратиться к врачу. К сожалению, к нам попадают дети, у которых из-за неправильного лечения обычных синяков уже начался воспалительный процесс, требующий стационарного наблюдения.
При носовом кровотечении нельзя запрокидывать голову
-- Как помочь ребенку, который разбил нос, катаясь на горке?
-- Укладывать ребенка на спину или запрокидывать ему голову нельзя ни в коем случае. Может создаться ложное впечатление, что кровотечение остановилось. На самом же деле кровь просто стекает по задней стенке глотки, и ребенку приходится ее глотать. В результате может начаться рвота или, что еще хуже, кровь попадет в дыхательные пути. Поэтому ребенка лучше усадить.
К разбитому носу надо приложить что-то холодное. Хотя бы тот же снег. Если кровотечение несильное, можно попытаться его остановить. Для этого нужно очень осторожно сжать ноздри, не дотрагиваясь до переносицы -- если нос сломан, то можно нечаянно сместить осколки кости.
Если же кровь из носа бежит ручьем, то пострадавшего лучше всего уложить на бок, так, чтобы кровь беспрепятственно вытекала из носа, и ребенок мог свободно дышать. А потом срочно вызвать «скорую», сказав диспетчеру два ключевых слова: «ребенок», «кровотечение».
Читайте нас у Facebook