«следователь заявил, что меня осудят в любом случае, потому что он действует по указанию прокурора»
Проблемами свободы слова в Украине удивить кого-либо трудно. Но то, что происходит в Новой Каховке на Херсонщине, можно назвать уникальным явлением: городские власти ведут там необъявленную войну с журналистами независимых изданий. Пишущая братия оказалась в жесткой информационной блокаде, горсовет отказал им в аккредитации. По инициативе исполкома газетам устраивают публичные порки за «неправильные» публикации; для воспитания «слишком умных» газетчиков власти призвали милицию, суд, прокуратуру. Вот что рассказали «ФАКТАМ» новокаховские журналисты.
Валентина Артамонова, редактор независимого еженедельника «Ключи»:
«В город пришли законы», -- такое настораживающее заявление сделал мэр Новой Каховки Борис Силенков, как только занял этот пост. И «законы» незамедлительно начали действовать. В обойму неугодных градоначальнику попали журналисты независимых газет, которые осмелились не поддержать его кандидатуру на выборах, а затем продолжали объективно писать о деятельности новой команды. После первых номеров (газета «Ключи» начала выходить в июле 2002 года) Борис Силенков не скрывал своего желания закрыть издание. А поскольку законных оснований не находилось, решили пойти на провокацию. Под видом спецвыпуска-приложения «Ключей» была сфабрикована фальшивка, в которой журналисты газеты выглядели эдакими революционерами, призывающими к свержению власти в стране. Спецвыпуск «гулял» по городу в сентябре, в канун всеукраинской акции протеста. Авторы провокации не найдены до сих пор. Это несмотря на то, что по факту провокаций учредитель «Ключей», главный редактор газеты «Новый день» Анатолий Жупина обратился во все инстанции, включая Верховную Раду, где на последних парламентских слушаниях прозвучала информация о «спецвыпуске» Одновременно фабриковался и «заказ». Преступницей попытались сделать редактора неугодных «Ключей». На основании подложных документов меня попытались обвинить в краже фотоаппарата, который на самом деле был мне подарен. Делом серьезно занялись следователи отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Надо отдать должное гражданскому мужеству начальника новокаховской милиции Валерию Мисюру: убедившись в заказном характере дела, он приказал прекратить расследование. Но вскоре в городской прокуратуре появился депутатский запрос о возбуждении уголовного дела все по тому же злополучному фотоаппарату. Следователь прокуратуры ведет скрупулезное расследование, получает официальное подтверждение от человека, который сделал подарок: «Да, я действительно дарил Артамоновой фотоаппарат». После этого появляется заключение прокурора Новой Каховки Павла Пятигорца, отправленное в горсовет: «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено как необоснованное, материалы направлены в отдел по борьбе с экономическими преступлениями новокаховской милиции для проведения дополнительной проверки и принятия законного решения». То есть, тот, кто обязан следить за соблюдением законности, сам настаивает на фабрикации уголовного дела
Максим Бироваш, корреспондент газеты «Деловые новости» председатель профсоюза независимых изданий Новой Каховки:
-- Первая ласточка исполкомовской цензуры прилетела в «Деловые новости» сразу после победы на выборах Бориса Витальевича Силенкова. Пришло письмо, в котором он заявил о том, что я грубо нарушаю журналистскую этику и «необъективно освещаю деятельность горсовета и исполкома». В связи с этим мне было отказано в аккредитации при исполкоме.
Далее последовали публичные порки газеты в виде рабочих заседаний «расширенного исполкома». Исправно исполняя заказы мэра, некоторые депутаты горсовета время от времени пытаются поучать журналистов на страницах исполкомовского издания.
В газеты посыпались судебные иски от членов команды градоначальника с надуманными претензиями. За последние две недели журналисты «Ключей» и «Деловых новостей» ознакомились с пятью заявлениями в суд, общая сумма материальных претензий которых -- около 2,5 миллионов гривен.
Практически все иски, предъявленные независимым СМИ, направляются одной и той же судье.
Олег Батурин, спецкор независимой газеты «Новый день»:
-- В мае 2002 года мою 78-летнюю бабушку избила соседская девчонка. После этого ее мать ворвалась в нашу квартиру, грубо оскорбляла родителей, угрожала расправой мне. С заявлением по этому поводу я обратился в новокаховский горотдел милиции. В возбуждении уголовного дела было отказано. Вместо этого правоохранители предъявили мне обвинение по поводу того, чего на самом деле не было: «преднамеренное избиение несовершеннолетней (дочери соседки. -- Авт. ) на почве личных неприязненных отношений». Следователь заявил, что меня осудят в любом случае, потому как он действует по указанию прокурора Новой Каховки. Следствие даже не попыталось выяснить, кто же на самом деле избил «пострадавшую».
После ознакомления с материалами дела мой адвокат направил жалобу на незаконные действия следователя на имя прокурора Новой Каховки, Павла Пятигорца. Прокурорский ответ пришел лишь через месяц. Это была формальная отписка. Такой отпиской был ответ и областной прокуратуры на мое сообщение о незаконных действиях новокаховского прокурора.
Я расцениваю подобное беззаконие как месть за мои критические материалы о работе органов местной власти и правоохранителей, опубликованные в газетах «Ключи» и «Новый день». Меня не может не удивлять позиция прокурора. Получается, он позволил втянуть себя в политическое противостояние между властью и независимыми СМИ?..
391Читайте нас у Facebook