ПОИСК
Події

Пока 27-летняя алена царева спасала на пожаре пятерых соседских детей, ее квартира выгорела до тла

0:00 22 січня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
В пригородном поселке Рогань полностью сгорел двухэтажный дом, в котором жили 23 человека. Между тем в 800 метрах от горящего здания расположена пожарная часть, которая оказалась… закрытой

Четырехлетний Женька, оставшись вместе со своей полуторагодовалой сестричкой Эльмирой один «на хозяйстве», видимо, решил устроить маме сюрприз и убрать в доме к ее приходу. Правда, при этом положил веник на включенную электроплитку. И в результате этих детских манипуляций полностью сгорел двухэтажный дом, в котором жили 23 человека. «ФАКТЫ» писали об этом пожаре в поселке Рогань в пригороде Харькова, когда 27-летняя Алена Царева спасла не только виновника происшествия, его сестру, но и еще троих детей. Пока маленькая, хрупкая, но очень отважная Алена, задыхаясь в едком дыму и теряя сознание, выносила детей из огня, загорелась ее собственная квартира. Сгорело все, кроме… документов. А между тем всего в 800 метрах от горящего дома расположена пожарная часть, которая оказалась… закрытой. Поэтому, когда подоспели огнеборцы из Харькова, преодолев 18 километров по заснеженным дорогам, деревянный дом был уже полностью объят пламенем. Восемь семей среди зимы остались без крова и за несколько часов лишились всего, что наживали годами.

«Я почувствовала, что мне не хватает воздуха, но успела добежать до окна и передать девочку людям, а потом «отключилась»

Все, что осталось от дома N3 после пожара, -- это три полуразрушенные внешние стены (четвертая рухнула на следующий день после ЧП) с «бойницами» окон и две печные трубы. Ни крыши, ни перегородок, внутри грудой валяются чугунные ванны и сетки от обгоревших кроватей, спекшиеся детские игрушки, кастрюльки и прочая домашняя утварь. Такое можно увидеть разве что в хрониках военных лет. Даже на четвертый день после пожара эти развалины все еще дымились. Вокруг из-под толстой кромки льда, образовавшейся после тушения огня, торчат вешалки для одежды, жестяное корытце, обуглившиеся детские коляски и санки, обломки стульев и деревянная лесенка, которую приставляли к окнам первого этажа, когда спасали Женьку и Эльмиру.

Алена с сожалением смотрит на все это. «Мы хорошо здесь жили,» -- с болью говорит молодая женщина и очень смущается, когда я прошу показать окно, из которого она вынесла задыхавшуюся соседскую малышку. «Ой, мне неудобно как-то, соседи смотрят. Ну что я такого сделала, ведь надо же было спасать детей! А больше и некому было. »

Как рассказывают очевидцы, пожар начался утром, где-то в полдесятого. Практически все жильцы дома уже были на работе или отлучились по своим делам. В доме оставались только четыре женщины: жившая на втором этаже 40-летняя Лидия Жевлакова, ее престарелая мать, которая после инсульта только-только начала ходить, еще одна 90-летняя слепая бабушка (ее пришлось силой выводить из горящего дома -- она так переживала за имущество, что пыталась оказать сопротивление своим спасителям) и 50-летняя Раиса Овсянникова, присматривавшая за внуком. Именно она, первой почувствовав запах дыма, прибежала к Лидии и сказала, что внизу, на первом этаже, Женька, как всегда, «под замком», плачет и говорит, что он что-то натворил и его будет ругать мама.

РЕКЛАМА

-- Я и не думала, что это что-то серьезное, может, игрушка загорелась, -- вспоминает Лидия Жевлакова. -- Спокойно оделась, пошла к двери и тогда уже увидела дым. Побежала к окну горящей квартиры, но оно высоко от земли, пришлось бежать в дом за табуреткой. Когда я вернулась, там уже суетились люди с ведрами. Горела кухня, а Женьку уже вытащили. Я побежала звать людей из соседнего дома. Среди них оказались и мужчины. Огонь почти потушили, когда вспомнили, что в квартире есть еще маленькая девочка. Когда выбили окно, от сквозняка опять все разгорелось. Если бы не надо было спасать ребенка, может, пожар и не разгорелся бы с новой силой. Вокруг, как назло, никого уже не было. А что могут женщины, когда надо ломать замки?

К разговору подключается Алена Царева: «Утром я возвращалась от мамы домой. Хотела борщ сварить -- к двум часам дня из Одессы из рейса должен был вернуться муж, он водителем на автобусе работает. Слышу, тетя Рая кричит: «Пожар! Зови кого-нибудь!» Я выбежала, но вокруг никого не было. Нашли мы с ней в сарае деревянную лесенку, приставили к окну, выбили стекло и вытянули на улицу Женю. К этому времени он уже стоял у окна. Половина комнаты горела, еще чуть-чуть -- и Женя тоже загорелся бы. Потом начали гасить огонь -- ведрами носили воду и заливали. Вспомнили, что в квартире остался еще один ребенок, но от этого окна подступиться было уже невозможно, какой-то мужчина побежал искать подход с другой стороны дома. Наташа Голеусова пыталась пробраться внутрь, но оттуда уже шел такой густой дым, что у них ничего не получилось. Все были уверены, что девочка уже задохнулась. А я подумала:»Нет! Все-таки ребенка надо вынести!» Я уже не помню как, но я все-таки влезла в это окно -- набрав воздуха, вошла туда и вынесла девочку.

РЕКЛАМА

-- Но комната же горела!

-- Да. И дым валил очень густой, черный, из-за него ничего не было видно.

РЕКЛАМА

-- То есть вы пробирались по комнате на ощупь?

-- Да, но я примерно знала, где может лежать девочка.

-- Страшно было? О чем вы думали, входя в комнату, полную дыма?

-- Я думала только о том, что там ребенок! Не знаю, наверное, было страшно… Эльмира лежала не в кроватке, а на диване, и я испугалась, что уже поздно, схватила девочку и побежала к окну. Уже находясь рядом с диваном, почувствовала, что мне не хватает воздуха, но все-таки успела добежать до окна, передала ребенка Наташе Голеусовой, попросила меня вытащить и упала.

-- Сознание потеряли?

-- Не помню, как меня оттуда вытащили. Очнулась я уже на улице. Отдышалась немного и услышала, как люди кричат, что на втором этаже остались дети наших соседей, совсем еще маленькие -- шестилетняя Валерия и трехлетний Женя Козюберда и их четырехлетний двоюродный брат Алеша. Я побежала наверх. В коридоре уже было полно дыма, а дети были в квартире, которая находилась как раз над очагом пожара. Я попыталась выбить двери, но не хватало сил, да и дышать уже было нечем. Тогда мы с Наташей выбежали на улицу и хотели подставить лестницу, чтобы влезть в окно на втором этаже и вынести малышей, но к этому моменту прибежали мужчины из соседнего дома и выбили двери. Если бы не они, не знаю, как можно было спасти детей! Мы брали их прямо из постелей и выносили на улицу, завернув в одеяла. Они были сонные, в одних трусиках и маечках. Сначала мы отнесли детей ко мне, одели во что могли и перенесли в другой дом. А тем временем загорелась уже и наша половина дома.

«Чтобы не было взрыва, вместе с пожарными мы вынесли газовый баллон»

-- Из собственных вещей вы успели спасти что-нибудь?

-- Только документы. Просто кто-то крикнул с улицы: «Бери документы!» Я и схватила их, потому что, честно говоря, находилась в каком-то шоковом состоянии. О деньгах даже не подумала. Может, и успела бы что-то вынести, но в этой суматохе потеряла ключи и не могла попасть в квартиру. Потом уже, когда детей вынесли, сообразила, что ведь можно залезть через окно (моя квартира была на первом этаже), но почему-то полезла через форточку. Как-то не верилось, что все это может сгореть, да и жалко было стекла разбивать. Поэтому все, что успела схватить, это документы и какую-то верхнюю одежду -- свою курточку я тогда уже отдала кому-то на улице. Квартира была уже так задымлена, что пришлось выбежать. А второй раз меня пожарные туда не пустили, сказали, что может рухнуть деревянное перекрытие. Так что вместо борща моего мужа ожидало пожарище.

Тем временем Лидия Жевлакова помогала пожарным вынести из пылающего дома газовый баллон, чтобы избежать взрыва.

Дом горел, в то время как в восьмистах метрах от него расположена профессиональная пожарная часть N67. Увы, еще в прошлом году она была закрыта из-за отсутствия финансирования. Поэтому тушить этот пожар выезжали огнеборцы из Харькова.

-- Поскольку в данный момент пять из семи пожарных частей в Харьковском районе (кстати, в Европе он считается самым большим по площади) закрыты, -- рассказал старший инспектор отряда госохраны N14 по охране Харьковского района Артем Астахов, он же начальник ныне не функционирующей пожарной части в поселке Рогань, -- на тушение этого пожара выезжали городские подразделения Ордженикидзенского и Фрунзенского районов. Мало того, что городским пожарным пришлось преодолеть 18 километров по заснеженным дорогам (как назло, накануне был сильнейший снегопад), прибыв на место пожара, они обнаружили, что подобраться к дому довольно сложно. Места для маневрирования громоздких автоцистерн там практически не было. К тому же старое, построенное еще в 1933 году, здание к приезду пожарных было уже объято пламенем -- дом, лишь снаружи обложенный кирпичом, внутри был деревянным, а перегородки и пустоты для утепления были заполнены сухими опилками. Сильный ветер усиливал пламя. Источники воды оказались неисправными, и пожарные машины по очереди ездили заправляться в закрытую пожарную часть. К счастью, люди не пострадали. Правда, если бы не Алена, кто знает, какими могли бы быть последствия. Не каждый способен броситься в горящий дом, чтобы спасти людей. Недавно в одной из квартир Харькова случился пожар, во время которого молодая женщина, спасаясь, бросила в огне двух своих детей и престарелых родителей, которые задохнулись в дыму. Алена спасла пятерых детей, в то время как на ее глазах сгорела ее собственная квартира.

Пожарные преподнесли ей символический подарок -- набор посуды. Ведь теперь ей придется начинать свое домашнее хозяйство с нуля.

«От такого пожара не застрахован никто, особенно в сельской местности»

Мать Жени и Эльмиры 25-летняя Людмила Бондаренко пыталась оправдаться, что перед тем, как уйти из дому выключила электроплитку, но тушившие пожар женщины утверждают обратное, да и Женя рассказал, что положил веник на плиту, а потом загоревшимся веником начал подметать коврик… Женщина призналась, что часто оставляла детей одних дома. Мол, она мать-одиночка, а детей надо чем-то кормить, присматривать за ними некому. «Летом я могла оставить их на улице, а когда холодно, то закрывала в доме», -- говорит Люда. В сгоревшем доме, на втором этаже, жил ее отец, сейчас его приютила у себя соседка, хозяйка одного из частных домов.

-- Я возвращалась домой, когда кто-то сказал мне, что наш дом горит, -- рыдая, рассказала Люда, при этом от нее изрядно попахивало алкоголем. -- Больше всего я испугалась за дочку, ей ведь всего год и три месяца, сама она ни за что не выбралась бы…

Если бы не соседи, неизвестно, чем бы все это закончилось. К счастью, девочку, отравившуюся угарным газом, удалось вернуть к жизни. До прибытия «скорой» женщины как могли приводили ее в чувство, потом малышку доставили в реанимацию 16-й детской городской больницы. Во время нашей беседы горе-мамаша сказала, что Эльмира до сих пор находится в реанимации в тяжелом состоянии. Однако, как выяснилось, малышку еще за два дня до этого перевели в соматическое отделение. Врачи заверяют, что жизнь ребенка вне опасности, но существует угроза развития пневмонии как последствия отравления. А Женя временно остался на попечении Людиной кумы.

Многие называют виновницей случившегося именно Людмилу. Вернувшись с работы, жильцы застали на месте своих квартир пожарище. Родители спасенных со второго этажа детей, братья Козюберды, жили на одной площадке. У них как раз не было привычки оставлять детей дома одних. Когда мужчины уходили на работу, за четырехлетним Андрюшей присматривала бабушка Раиса Овсянникова, а мама Валерии и Жени Козюберды выскочила на базар за продуктами, пока дети спали, зная, что тетя Рая выручит. Кто бы мог подумать, что, пока Раиса Ивановна будет самоотверженно помогать вызволять из огня Людиных детей и пытаться потушить пожар, собственный внук окажется в опасности. Сейчас братьев Козюбердов временно приютили родственники -- в их трехкомнатной квартире ютятся 11 человек. Да и многие другие погорельцы пока разместились у родных или знакомых, хотя им всем выделили требующие ремонта комнаты в общежитии учебно-опытного хозяйства «Докучаевское» при Аграрном университете им. Докучаева.

-- Сотрудники университета решили перечислить однодневный заработок в помощь погорельцам, -- рассказал «ФАКТАМ» исполняющий обязанности директора учебно-опытного хозяйства «Докучаевское» Акоп Акопян. -- Собрали одежду, некоторые предметы обихода, кто что смог. Конечно, этого недостаточно, но на первых порах людей поддержали. Общежитие выделило кровати, шкафы, стулья, постельное белье.

Пострадали восемь семей, у которых не осталось даже вилок и ложек, не говоря уже о холодильниках, телевизорах, другой бытовой технике и сбережениях. Лидия Жевлакова прожила в этом доме более 12 лет. У ее сына--восьмиклассника из школьных принадлежностей осталось лишь то, что было с собой в рюкзаке.

-- Погорельцев временно расселили. Есть ли у этих людей надежда на получение нового жилья? -- спросила я у заместителя председателя поселкового совета Виктора Мирошникова.

-- Сейчас наш жилой фонд квартирами не располагает, и строительство новых домов не планируется, -- сказал Виктор Мирошников. -- Если совету будут переданы на баланс общежития N 8 и 10, то в будущем погорельцы могут рассчитывать на это жилье.

От такого пожара никто не застрахован, ведь во многих селах нет пожарной охраны. Как пояснил и. о. начальника управления пожарной безопасности УМВД Украины в Харьковской области Павел Одарюк, на содержание пожарной охраны области в 2003 году предусмотрено полтора миллиона гривен, а этого не хватает даже на выплату зарплаты личному составу, не говоря уже о содержании и обновлении боевой техники, оплате коммунальных платежей и приобретении бензина. Вот почему мы вынуждены приостанавливать деятельность профессиональной пожарной охраны в восьми районах области, в основном, в сельской местности. Поэтому помощь пожарных в некоторых случаях может запаздывать. Единственное решение проблемы -- передать эти пожарные части в аренду местным поселковым советам, которые будут их содержать. Конечно, при том условии, что личный состав в эти части будет набираться из числа профессиональных пожарных.

P. S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала Центр противопожарной пропаганды УМВД Украины в Харьковской области.

472

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів