За два месяца до загадочной гибели в йемене известный украинский врач и писатель 53-летний владимир заяц написал жене: «тут ободрать могут на раз: ни закона, ни права, ни человеческой порядочности»
Вечером 19 декабря прошлого года в квартире Людмилы Ткач раздался телефонный звонок. Начальник медчасти йеменской больницы, где работал муж, скороговоркой на ломаном русском сказал: «Владимир Заяц отравился, его увезли в реанимацию центральной клиники Саны, столицы Йемена». Людмила всю ночь проплакала. На следующий день, дозвонившись в больницу, она с ужасом узнала, что Володя умер. Как, из-за чего -- вразумительного ответа не получила.
Владимир Заяц поехал за тысячи километров на заработки, чтобы прокормить семью, дать сыну возможность поступить в аспирантуру, издать книгу о детских болезнях, сборник своих стихов, исторический роман, повести.
-- Раньше я не обращала внимания на приметы, -- говорит Людмила. — А теперь вспоминаю: год назад из дома ушла кошка Мурка, которая обожала Владимира. Говорят, это к беде. А когда я снова перечитала повести, написанные Володей, поняла: он многое предчувствовал Я ругаю себя за то, что не смогла отговорить его ехать в далекую страну. Три месяца все мои действия были направлены на то, чтобы забрать тело мужа из далекой страны и похоронить в Киеве. Помогали мне в этом Володины друзья -- известные писатели Владимир Яворивский, Николай Дашкиев, Юрий Попсуенко, Николай Славинский и другие. Вмешалось наше Министерство иностранных дел. Только через три месяца состоялись похороны. Я выполнила свой долг перед мужем. Но я даже представить не могла, что за один год за пределами страны умерли или погибли больше тысячи украинцев, которые легально или нелегально работали за границей. Где похоронены они? Удалось ли близким по-человечески проститься с ними? Рассказывая о судьбе своего мужа, я хочу предостеречь тех, кто еще не решил, стоит ли ему ехать в чужую страну. Люди должны знать также, какие гарантии они могут получить, какие документы важны.
В Йемене все украинцы переболели малярией
Эта поездка была для Владимира не первой. Когда он работал заведующим отделением ультразвуковой диагностики в Научном центре радиационной медицины АМН Украины, то помог вылечиться от гепатита бизнесмену Махмуду, который предложил поехать поработать к нему на родину, в Йемен. Людмила и Володя сначала колебались. Но так как Владимир получал около 200 гривен в месяц, а Людмила -- еще меньше, а в йеменской больнице пообещали ежемесячно платить 1500 долларов, то в 1997 году супруги и еще шесть сотрудников центра решили ехать. Документы, как советовал Махмуд, оформили в московской посреднической фирме. Но перед отъездом Людмила передумала. Она переживала, что сын, который только что поступил в медуниверситет, останется один.
В своих письмах муж писал Людмиле, что украинцы устроились на работу в больницу в городке недалеко от Саны -- столицы Йемена. Они постоянно рисковали заразиться малярией (ею потом переболели все), брюшным тифом и прочими «прелестями» знойного Востока.
Владимир, выдержав почти два года, отпросился в отпуск, чтобы отметить с женой и сыном свое 50-летие. Привез небольшую часть заработка -- для них это была огромная сумма. Отпраздновали день рождения, съездили к другу в Германию. Строили планы на будущее. И вдруг телефонный звонок: Владимиру сообщили, что владелец больницы в нем больше не нуждается, а остаток зарплаты врача потратят на ремонт аппарата ультразвукового исследования, который он якобы сломал.
-- Муж был в шоке: он знал, что аппарат был исправным, значит, его обманули, -- вспоминает Людмила. -- Владимир лежал на диване, безучастный ко всему, уставившись в потолок. Я водила его к экстрасенсам, психиатрам, но это не помогало. Лишь через полгода муж «оттаял» и устроился на работу.
А через несколько месяцев позвонила жена врача, оставшегося в Йемене: она организовала свою посредническую фирму и набирала медработников. Володя соблазнился тем, что в другой больнице с ним будут работать прежние коллеги. И как ни уговаривала его Люда остаться, уехал в Москву, подписал контракт на два года, заплатил фирме 1000 долларов за билет, визу, медстраховку и в ноябре 2000 года улетел.
Медики вкалывали, как рабы, по 11--12 часов в сутки, а получали по 50 долларов в месяц
В небольшой больнице города Дамт в провинции Далля работали таджики, узбеки, русские, украинцы. И ни одного знакомого. Вот первое письмо домой: «Добрый день, мои милые и любимые птенцы! Не писал вам в первые дни потому, что информации было мало. Сотрудники рассказали, что хозяин наш -- Мухаммед Али -- человек состоятельный, но зарплату платит крайне неаккуратно. Я живу в одной комнате с Иваном Михайловичем, ортопедом-травматологом. Хороший человек, земляк, из Рогатина Ивано-Франковской области».
Иван Михайлович Гупало вернулся домой в сентябре 2001 года, но до сих пор с неохотой вспоминает о прошлом.
-- Меня туда привело то же, что и Владимира -- нужда, -- говорит он. -- Нас было четверо украинцев -- два врача и две медсестры. Мне нравилась открытость, интеллигентность Владимира, но казалось, что он все принимал слишком близко к сердцу, такая тонкая у него натура. Мы подружились. Очень скучали по женам, детям, украинской еде. Отводили душу, разговаривая на родном языке. Психологически было очень тяжело: другая религия, другие обычаи. Медики вкалывали, как рабы, по 11--12 часов в сутки: с 8 до 14, потом перерыв, пока жара спадет, и снова на работу -- с 16 до 21. Выходные были не каждую неделю. Всего, что заработал, я не получил. Рад, что хоть что-то заплатили.
Хотя те деньги, которые Иван Гупало привез домой, не решили всех его проблем, снова ехать на заработки он не хочет.
-- Володя писал, что с оформлением на работу были какие-то странности, -- продолжает Людмила. -- Ему сказали, что контракт с московской фирмой недействителен и что клиника той фирме никаких юридических прав не давала. Словом, хозяину договор, грубо говоря, оказался «до лампочки». Паспорт у Владимира забрали и подсунули новый контракт, написанный на арабском языке. Он подписал, поверив, что там оговариваются зарплата и страховка на случай болезни.
Врачу пообещали платить 600 долларов в месяц, но платили только «кормовые» 50 долларов, которых едва хватало на еду и изредка на короткий звонок домой. Объясняли так: деньги хранить негде, могут украсть, а вот перед окончанием контракта рассчитаемся. Жаловаться было некому, да и боялись. Владимир писал: «Для них гуманность -- звук пустой, арабы скоры на расплату, чуть что -- палят из автоматов, в порыве ярости слепой. Как нищий, с тощею сумой плетусь меж каменных отрогов. В чужбину коротка дорога, но как длинна она домой!». После отъезда рентгенолога Владимиру предложили выполнять его работу, пообещав добавить полставки. Но «Обстановка становится все напряженней, -- писал он домой за два месяца до окончания контракта. -- Чем больше хозяин мне должен, тем меньше ему хочется отдавать деньги, которые привык считать своими. Однажды сказал мне, что штрафует меня на 300 долларов, потому что снимки ультразвукового исследования, сделанные мной, были плохие. С Ивана снял две зарплаты (больше тысячи долларов) за то, что к нему в ординаторскую заходили медсестры, и за то, что он дремал на кушетке после дежурства (за которое ему, кстати, не заплатили). Тут ободрать могут на раз: ни закона, ни права, ни человеческой порядочности».
Обида и унижение выливались в поэтические строки: «Свинцом на плечи пыль ложится, держусь я из последних сил. Оставил право лишь трудиться хозяин, что меня купил. Скиталец. Слово, словно бритва, в том слове -- боль, тоска и грусть. Я повторяю как молитву: ты жди меня, и я -- вернусь »
«Разве могли здоровые мужчины отравиться, выпив по 50 граммов спирта, разведенного наполовину водой?»
За два дня до окончания контракта, 15 декабря, Владимир пошел за расчетом. Но денег хозяин не отдал. Тогда три врача отправились к аптекарю Асаду (он сносно говорил по-английски) и попросили, чтоб он уговорил хозяина расплатиться с Владимиром. Асад предложил успокоиться, выпить
Вот что сообщил через месяц после смерти Владимира начальник прокуратуры провинции Далля начальнику управления прокурорского надзора Генеральной прокуратуры Йемена: «Александр Баков, русский, Каромат Хасан, таджик, Владимир Заяц, украинец, были доставлены 17 декабря из города Дамт, где они работали врачами, в центральную клинику города Сана, после употребления спирта. Владимир Заяц выпил также валиум (успокоительное средство -- Авт. ). Два пациента выписаны из больницы, Владимир Заяц умер. Прошу назначить специалиста для осмотра трупа, чтобы определить причину смерти». Два месяца тело было в морге, прежде чем судмедэксперт осмотрел его. И по отекам рук и ног, запаху алкоголя изо рта и другим признакам заключил, что смерть наступила из-за отравления алкоголем.
-- Я позвонила в Дамт, поговорила с врачом, который был вместе с Володей у аптекаря и также попал в реанимацию. Тот сказал, что спирта, который дал аптекарь, было 150 граммов, его развели наполовину водой и втроем выпили, -- рассказывает Людмила. -- Это равносильно 100 граммам водки на человека. Такая доза здорового мужчину не свалит, но им стало плохо, тошнило. Врач рассказал, что у Владимира потом ухудшилось зрение, он потерял сознание. Это подозрительно: такие последствия бывают после употребления ядовитого метилового спирта, который по вкусу и цвету не отличается от медицинского, этилового. Мужа пытались спасти в больнице, где он работал, и лишь через три дня перевели в реанимацию клиники в Сане. Мне кажется, Володю отравили, чтоб не платить денег. Я очень хочу узнать, что же случилось на самом деле
«Чаще всего наши соотечественники, работающие за рубежом нелегально, гибнут в Португалии, Испании, Чехии»
После известия о гибели мужа Людмиле удалось взять себя в руки: плачем делу не поможешь. Нужно было привезти тело супруга на родину, достойно похоронить, вернуть заработанные им тяжким трудом деньги, а также рукописи, книги, документы. Жена Владимира подала заявление с просьбой о помощи в Департамент консульской службы Министерства иностранных дел. Затем обратилась к Уполномоченному по правам человека. Написала также письмо Президенту Йеменской Республики и директору клиники в Дамте. Ответа из Йемена пока нет.
-- В непростой ситуации разбирался Алексей Древятнюк, наш консул в соседней Саудовской Аравии, потому что в Йемене нет представительства, -- сообщил начальник отдела консульского обеспечения защиты интересов физических и юридических лиц Украины за границей Департамента консульской службы МИДа Михаил Бродович. -- Консул поехал в Йемен, оформил необходимые документы, попытался договориться с владельцем больницы, чтобы он оплатил транспортировку тела, отдал заработанные Владимиром Зайцем деньги и компенсацию за ущерб его родственникам. Но хозяин показал контракт: в тексте на арабском языке ни слова об обязательствах на случай болезни или смерти. А для репатриации тела нужны семь тысяч долларов.
Работники МИДа и коллеги Владимира из Центра радиационной медицины обратились с просьбой к руководителю компании «АэроСвит», и он согласился бесплатно перевезти тело самолетом из Дубаи в Киев. До Дубаи перевозка обошлась Департаменту консульской службы в три тысячи долларов.
-- Этот трагический случай, к сожалению, не единственный. Сегодня за границей трудятся, по разным оценкам, от двух до семи миллионов украинцев, -- говорит начальник отдела оперативного реагирования Департамента консульской службы МИДа Александр Марков. -- Едут, не представляя, куда, порой не зная, кем и где придется работать, рискуют здоровьем и жизнью без всяких гарантий получить заработанное. Люди пользуются услугами сомнительных посреднических фирм или уезжают по туристической визе, надеясь на месте «пристроиться» куда-то. Это ошибка: турвиза не дает разрешения на трудоустройство, и тех, кто остался, считают нелегалами. А это карается в любой стране -- могут оштрафовать, посадить в тюрьму. Иногда попытки заработать заканчиваются трагедией. В прошлом году вдали от родины погибли 1200 наших граждан, в основном на стройках при нарушении техники безопасности, в ДТП, от рук бандитов. Больше всего -- в Португалии, Италии, Испании, Германии, Чехии, Польше, России. 98% погибших трудились за границей нелегально.
Настоящий писатель -- всегда немного пророк
Людмила рассказывает, что Владимир был душой любой компании: эрудит, весельчак, играл на гитаре, прекрасно пел. Аккуратист до невозможности: даже мусор выносил при галстуке. Днем лечил детей. А по ночам писал. Как-то признался Люде: после знакомства с ней он стал лириком, узнал поближе ее маму -- сатириком, а после свадьбы -- фантастом! В 1983 году Владимир Заяц написал и издал повесть «Город, которого не было» -- о городе Крутояры, в описании которого легко угадывается Чернобыль. Неудивительно, ведь Володя долго жил там. Эпиграфом повести стали слова Марка Твена: «Очевидно, на свете нет ничего, что не могло бы случиться». В ней рассказывается о добром Пришельце, о любознательном Мальчике, Мастере, изобретающем вечный двигатель и, конечно, о любви. Но однажды где-то разгулялся вулкан, землю и крыши домов покрыл пепел, и люди покинули городок 24 апреля 1986 года Люда с Володей поехали навестить шестилетнего сына, гостившего у бабушки в Чернобыле, задержались там и наглотались радиоактивной пыли.
Кто-то скажет -- совпадение. Но, наверное, настоящий писатель -- всегда немного пророк. А не предвидел ли Владимир и собственную судьбу? Почему-то сразу после чернобыльской трагедии он изменил конец повести: «Однажды случилось чудо. Он (бывший Мальчик -- Авт. ) глянул в окно и увидел спускающийся космический корабль. С восторгом заметил, как из иллюминатора улыбаются давние друзья. И шагнул вперед -- в закрытое окно. Брызнули осколки, опоясав летящее тело мерцающим поясом, а голову окружив блистающим нимбом. Ему казалось, что не земля жадно притягивает его, а он сам управляет полетом. Слезящимися глазами он неотрывно смотрел туда, где стоял ПРИЗРАЧНЫЙ корабль». Владимир хотел сам управлять полетом
На заработках за границей сегодня находится каждый пятый трудоспособный украинец
В специальном докладе Уполномоченного ВР по правам человека сказано: каждый четвертый украинец не имеет достаточно средств для обеспечения минимальных потребностей, необходимых для физиологического выживания. А на заработках за границей сегодня находится каждый пятый трудоспособный житель страны. Некоторым удается заработать: в месяц привозят в страну около 400 миллионов долларов, открывают свой бизнес, покупают квартиры, автомобили. Но! За два с половиной года в 69 странах погибли и умерли 2424 украинца. Половину из них не смогли вернуть на родину. Не найдена и половина без вести пропавших. У одного нашего соотечественника, умершего за границей, без разрешения родственников забрали сердце.
-- Чтобы чувствовать себя в безопасности и пользоваться такими же правами, что и граждане зарубежной страны, нужно правильно оформить документы, -- советует Михаил Бродович. -- Желательно ехать в страны, с которыми Украина заключила двусторонний договор о трудоустройстве -- в Армению, Беларусь, Россию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Португалию и Вьетнам. Идут переговоры с Испанией и Чехией. Если договора нет, а в стране действует законодательство о трудоустройстве, то в ее посольстве нужно получить рабочую визу. Пользуясь услугами посредников, внимательно знакомьтесь с условиями, которые они предлагают, требуйте лицензию Министерства труда и социальной политики и разрешение Государственного центра занятости Украины на посредничество в той стране, которую вы выбрали. Вообще можно поехать на работу в любую страну, если приглашают, но до отъезда составьте контракт с работодателем. В нем должны быть оговорены зарплата, условия работы, проживания и обязательство работодателя оплатить расходы на лечение при заболевании или травме работника и транспортировку тела в случае смерти. Документы нужно составлять на языке страны и на понятном вам языке. Приехав в страну, обязательно зайдите в украинское представительство и оставьте консулу фотокопии паспорта, а также телефон и адрес, где вас можно найти.
Страны, где действует законодательство о трудоустройстве и нужны рабочие руки: Австрия, Великобритания, Дания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Португалия, Финляндия, Швеция, США, Болгария, Польша, Румыния, Венгрия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Аргентина, Мексика, Вьетнам, Гвинея, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Кипр, Ливия, ЮАР, Турция, Япония.
Читайте нас у Facebook