«7 ноября 1945 года на крещатике, снимая военный парад, я без разрешения энкаведистов подкатился с камерой под движущийся танк»
Пылающая Украина и истекающий кровью Сталинград отступления и победы а потом непростая послевоенная жизнь -- все это навсегда останется в нашей памяти благодаря Израилю Гольдштейну, который всегда был там, где творилась история его страны.
Самого его тоже снимали. А год назад известный режиссер Виктор Олендер закончил документальный двухсерийный фильм «Пока живые» о Гольдштейне. Картина получила массу призов на международных фестивалях, нынче она номинирована на «Нику». Высокий эмоциональный накал, искренность и правдивость этой киноленты никого не оставляет равнодушным. Сейчас режиссер фильм «Пока живые» называет «послесловием к смерти». Но когда я попросила Виктора рассказать об Израиле Цалевиче, он убежденно сказал: «Лучше, чем он сам о себе, никто не расскажет». И Израиль Гольдштейн на экране вспоминает
Распределение было такое: или едешь, куда направляют, или -- год тюрьмы
Первые десять лет моей жизни проходили во времена нэпа. Тогда все чем-то торговали. По дворам ходили люди с огромными мешками и громко кричали: «Стары вещи, покупаем стары вещи». Родители меня пугали: «Будешь хулиганить, сдадим тебя старьевщику». Для детей это было замечательное время: нас нанимали доставлять подносы с теплым печеньем из пекарни в кондитерский магазин Фрузинского. Нанимали за копейки, но мы с ребятами заранее договаривались о том, кто сегодня падает, якобы споткнувшись у входа в этот магазин. Товар, естественно, разлетался, раздавался поток ненормативной лексики приказчика, но печенье становилось нашей добычей -- мы приобщались к пище богов.
Жили мы в доме на углу Думской площади (Майдан Незалежности). Справа от Думы была биржа ломовая (для грузовых перевозок), а слева -- биржа «легковых» извозчиков. Когда зима -- это санки: пассажир закрывался медвежьей шкурой -- и вперед! За Думой был разбит сквер с фонтаном, и там стекольщики, точильщики, грузчики и прочий мастеровой люд предлагал свои услуги. Ну а если они хотели отдохнуть, то тут же укладывались на скамейке и ограждали себя надписью «Не кантовать!» За думским сквериком, на Малой Житомирской, были Центральные бани, а в банях -- номера, куда водили голодных «девочек». И это все рядом с Думской площадью, где Дума стояла Там я родился и рос».
Кончил семилетку, и после этого мог учиться только в ФЗУ на Подоле. Но я не пошел -- они готовили клепальщиков для котлов. Пошел в ученики токаря, в частный сектор. У одной такой мастерской было название судьбоносное -- «Киноман». Просто хозяин по фамилии Ман делал оборудование для кинопроекторов. Может, этот «Киноман», а может, и еще что-то толкнуло меня -- я поступил в Киевский киноинститут.
Очень скоро в Киеве оставили технические факультеты, а все творческие переправили в Москву -- во ВГИК. Вот таким образом я, студент второго курса, очутился в Москве. После окончания института пришло время распределения: или ты едешь, куда тебя направляют, или получишь год тюрьмы. Автоматически! Это был указ Сталина! И вот меня направляют в Армению!
Я дошел до заместителя министра по кадрам: «Не хочу!» Какое там: «Будете поднимать национальный армянский кинематограф!» «При чем здесь я? -- говорю. -- У меня от армян только нос!» «Ну, ну, ну! Берите направление и езжайте. А нет -- в тюрьму!» Ох, и работа же там была: буфет работает, люди бегают, зарплата выплачивается, собрания проводятся Кино никто не снимает. Жуткая полоса безделья.
Когда подошло время отпуска, я, садясь в поезд, уже точно знал, что в Армению не вернусь. Приехал в Киев. Осмотрелся и двинул на художественную студию: «Возьмете?» Куда там! Нужен я им очень! Киев в то время стал чуть ли не столицей мирового кино. Здесь уже лет десять творил свои киношедевры Довженко. Ну ладно, решил пойти на кинохронику. «Я вгиковец -- возьмете?» Директор студии задал только один вопрос: «Вы член партии?» Я говорю: «Кандидат в члены». И меня оформили.
Москва нам слала телеграммы: «Прекратите снимать отступления, разрушения, пожары!..
На войну меня жена Соня не хотела отпускать: «У тебя же бронь!» Но я уехал на фронт. Честно говоря, думал, что эта командировка на пару-тройку месяцев. Ошибся Многие ошибались
Все там, на настоящей войне, шло как-то не так. В 1941-м особенно. А Москва нам слала телеграммы: «Прекратите снимать отступления, разрушения, пожары!» Нужен был победный материал. Да где это можно было отснять? К счастью, кадры разрушений, пожаров, отступлений не канули в Лету, ибо спустя какое-то время попали в руки легендарного Довженко.
На войне мы были новичками: не понимали, что и как должны снимать. Работа строилась так: приезжаем в полк. Обязательно не менее двух кинооператоров -- если одного убьют, второй сохранит и пленку и камеру. Там нам открывают тайну: мол, завтра будем брать такую-то высоту. И мы уже все вместе думаем, где нам быть, чтобы видеть все и снимать, но при этом, насколько возможно, и свою башку, и свою камеру сохранить.
В это суровое время нам иногда доставалось изысканнейшее блюдо. Это волжская стерлядка!.. Дело в том, что когда наши катера тралили заминированную немцами Волгу, всплывало огромное количество оглушенной рыбы. И мы могли брать ее голыми руками. А когда меня спрашивали, что больше всего тогда -- под Сталинградом -- поразило, я вспоминаю не страшную бойню, а громадное стадо коров Их гнали по выжженной степи, и, чтобы они не погибли, молоко сдаивали прямо на раскаленную землю. Молоко на земле кипело и пенилось. И, конечно же, помню победное завершение этой кампании -- 2 февраля 1943 года, которое день в день совпало с моим днем рождения. Выпили, повеселились и опять за дело!
Люди совершали самые немыслимые героические поступки. Уже в 70-е годы я снял картину «Главная роль» о бывшей актрисе Мариупольского драмтеатра, которая ушла на фронт медсестрой. Ей был вручен орден Ленина. И вот за что. Как-то на поле боя она оказывала первую помощь раненым и, чтобы потом их не растерять, возле каждого ставила белый флажок. И вдруг видит -- по этим флажкам ползет фашистский танк и размалывает людей. В открытом люке медсестра заметила лицо танкиста. Она идет на танк, взлетает на броню и разряжает в экипаж пистолет, получив четыре ранения. Это стало главным поступком в жизни бывшей актрисы
А чего только не происходило с нашим братом! Были просто невероятные случаи. Кинооператор Смородин во время съемок обнаружил, что весь офицерский состав роты убит. Тогда он отложил свою кинокамеру, возглавил роту и штурмом овладел вражеской позицией, захватив фашистские окопы. А оператор Боря Шер Его перебрасывали на штурмовике через линию фронта, посадив на место стрелка-радиста. И тут Боря видит, что их сзади атакует «мессер», он не растерялся и сбил его! Сам жить остался, пилота спас да еще орден в придачу получил.
Но все-таки многие, многие из нас нарвались и на снайперскую пулю, и на мину, и на разорвавшийся рядом снаряд. 52 оператора погибли. А вот в Сталинграде, где стоял кромешный ад, ни один оператор не погиб -- только троих ранило. Нас там было 15 человек, и то, что мы тогда отсняли, обошло полмира.
Брехня, что Довженко был националистом!
Мне посчастливилось участвовать в создании грандиозной документальной эпопеи «Битва за Радянську Україну» и «Освобождение Правобережной Украины». Руководил нашей группой кинооператоров Александр Довженко. Всемирная слава пришла к Довженко задолго до войны, и мы, естественно, боготворили этого человека. Нужно, к примеру, снять залп «Катюш». «Без проблем», -- говорим. «Нет, -- говорит Александр Петрович, -- все должно выглядеть так, как Зевс-громовержец сводит счеты с врагами!»
Помню, Валя Орлянкин снял несколько кадров о том, как погиб майор Рудик и как товарищи провожали его в последний путь. Подобных кадров снималось множество. Но вот прикоснулся к этому материалу Довженко, и появился шедевр -- незабываемая эпическая картина гибели украинского воина. Это был великий режиссер, великий человек и великий украинец! Как сострадал он своему народу, как любил его, как восхищался и гордился подвигами его героев!
А сейчас я скажу (и это очень важно!): брехня, что Довженко был националистом! Сталин с Берией нависали над ним: хороший художник, но плохо, что националист. А теперь новые попытки «выкрестить» Довженко в националисты Его не отталкивал и не раздражал человек с другим языком и другим анализом крови: «Вот они движутся по пятам врага -- московские, сталинградские, новосибирские, запорожские, алма-атинские, черниговские, минские профессора боев и страшных нападений. Орловские, белгородские, сумские инженеры и рабочие войны, мастера и исполнители победы». Это цитата из фильма Довженко.
На студию с фронта я вернулся в начале 1944 года. Снимали в городе восстановительные работы. Киевляне просто чудо совершили. Всего полгода им понадобилось, чтобы избавить Киев от страшного хаоса, оживить город. Коллектив у нас на студии был тогда веселый, молодой, дружный и рисковый. Помню, на 7 ноября мы с ребятами поспорили, что я на Крещатике без всякой подготовки, а главное -- без разрешения энкаведистов, подкачусь во время военного парада с кинокамерой под движущийся танк. Со всех сторон затея была опасной. Но получилось! Вернулся на студию до окончания празднества, а (хотя не было тогда ни мобильных телефонов, ни факсов) в вестибюле уже висел приказ: «Тов. Гольдштейну за грубейшее нарушение режима и техники безопасности объявить строгий выговор». Рядом -- другой приказ: «За проявленное мужество и изобретательность -- 300 рублей премии». Тут же все и пропили!
«Паркетный кинематограф» -- так со временем нас обзывали. Мы же оправдывались тем, что надо ведь вести летопись страны. Но что интересно: чем дальше, тем больше от нас требовали снимать больших и маленьких начальников, неустанно подчеркивать в каждом событии выдающиеся заслуги партии и правительства Может, потому что молодым был, дисциплинированным еще со времен войны человеком, но никогда не отказывался ни от одного поручения. Более того, мне льстило, когда вот именно мне такое высокое доверие -- снимать нужные государству события.
И только совсем недавно я смог сам себе сказать: «Вот это -- бодяга, а это неправда, а это меня заставили». Чепуха! Не заставляли. Я даже не сопротивлялся. Мне говорили -- и я делал, и не раз делал брехливое кино.
Я прошу Тебя, Господи, дай людям работу и дай за работу зарплату, чтобы позволить роскошь рожать и воспитывать детей
Но было бы неправдой сказать, что мы, документалисты, утратили желание делать совсем другие фильмы. В моменты оттепели мне удалось создать несколько кинолент, которые и сегодня можно не краснея показывать любой аудитории. Я снял когда-то фильм «Стена». Дело в том, что в Киеве замуровали в бетон (колоссальной площадью в две с половиной тысячи квадратных метров) мемориальный комплекс, на создание которого положили полжизни гениальные киевские художники Рыбачук и Мельниченко. Не понравился начальству мемориал! Я все это снял. Но наше киноначальство отказалось его выпускать. Тогда ленту подпольно вывезли и показали на фестивале. А там мои знакомые армяне (те самые!) сказали: «Мы берем! Мы его в Армении выпустим. Украинский фильм в армянском прокате -- замечательно!» Ну после этого уже и наше начальство сказало: «Черт с вами! Принимаем!»
После V съезда кинематографистов в 1986 году мы заговорили о вовсе запретных темах: о ранах, причиненных Афганистаном, и уже не давали замалчивать Чернобыль.
Последним фильмом о стране, который снял Израиль Гольдштейн, был «Прощай, кино» -- о трагедии кинематографа Украины. Тогда, в 1992 году, специальным постановлением по кинематографу было решено прекратить его бюджетное финансирование.
Одни сводили старые счеты, другие очищали дорогу зарубежному кинематографу, но главное, думаю, и те и другие не хотели оставлять для истории зримые картины того мрака, который с их помощью обрушился на головы сограждан. Дальше? Дальше в течение короткого времени произошел массовый выброс на панель сотен актеров, режиссеров, операторов, сценаристов, проявщиков, монтажеров, костюмеров, макетчиков.
Последняя молитва кинооператора: «Меня зовут Израиль Цалевич Гольдштейн. Я был оператором, режиссером, сценаристом. Фамилия моя, к сожалению, не соответствует тому, как я жил и живу. Гольдштейн в переводе -- золотой камень. А у меня -- ни золота, ни камней, седые волосы, длинный нос и куча болячек Я прошу того, кто «все это пропечатал»: «сделай так, чтобы моя студийная сотрудница, имея 45 лет стажа, не умирала от голода! Чтобы мой друг, сценарист, которому казалось, что он заработал на старость, не искал себе пропитания в помойках. Сделай, чтобы женщине, которая просит на автобусной остановке, отдали последние гроши, украденные уже с помощью трастов. Чтобы старая учительница не ютилась в ночных подъездах, потому что у нее подло забрали квартиру ее же бывшие ученики! Я прошу Тебя: дай тем, кто хочет, работу и дай за работу зарплату. И тогда люди позволят себе такую роскошь -- рожать и растить детей
676Читайте нас у Facebook