ПОИСК
Події

Предупредив по телефону, что после продленки идет домой, десятилетний лицеист андрюша поднялся на девятый этаж своего дома ш… Выпал из окна

0:00 27 листопада 2002
Правоохранительные органы отмечают, что именно девяти--десятилетние ребятишки вошли сегодня в группу риска по части суицида

На последней парте в 3-А классе одного из столичных лицеев -- хрустальная вазочка с четырьмя алыми гвоздиками. За этой партой несколько дней назад решал примеры по математике и выполнял упражнения по украинскому языку Андрюша. Сегодня его нет в живых. Мальчик выпал из окна при невыясненных обстоятельствах. Ни родители, ни педагоги не представляют, что заставило вполне благополучного ребенка уйти из жизни. И тем не менее…

В тот день, казалось, ничто не предвещало беды

Андрюша (имя мальчика и некоторые детали происшествия по этическим соображениям изменены. -- Авт. ) не получил в тот трагический день плохих отметок и ни с кем не поссорился. После продленки позвонил маме и сказал, что идет домой. Однако не дошел… Квартира, где живет семья Андрея, находится на пятом этаже, но мальчик поднялся на девятый…

Что же случилось дальше? На лестничной площадке у мусоропровода остался лежать рюкзак парнишки, поодаль -- его куртка. На ней следы извести и старой краски от оконной рамы. Очевидно, мальчик не смог в куртке протиснуться в проем окна и потому решил ее снять… У следственных органов нет доказательств того, что ребенка выбросили из окна или довели до самоубийства. Но ведь что-то побудило десятилетнего мальчика свести счеты с жизнью!

Узнав, о том, что Андрюши больше нет, его одноклассники плакали. Многих из них в день похорон родители не пустили на занятия: в десять лет смерть ровесника -- это сильнейшая психологическая травма для ребятишек. Тем более, что Андрюша еще как бы присутствует в школе. Его тетрадки лежат в общей стопочке, творческая работа по английскому висит на выставочном стенде, а шкафчик в раздевалке по-прежнему подписан его именем. В шкафчике кеды, по-мальчишески небрежно брошенная спортивная форма… Кажется, что хозяин вот-вот вернется.

РЕКЛАМА

С одноклассниками Андрюши мне довелось поговорить через несколько дней после похорон. Они вспоминали события последних дней его жизни: с кем общался, чем мог быть огорчен. Вот оно: нащупали! Он расстроился из-за ножичка, который нечаянно сломал один из ребят. Андрей оценил убыток в пять гривен. Заметив на продленке, что мальчики о чем-то спорят, учительница стала разбираться в конфликте и, в конце концов, отобрала у них и ножик и деньги. А еще пообещала поговорить с родителями. Собрание должно было состояться на следующий день, но Андрюшу, казалось, взволновало не столько это, сколько то, что он лишился пяти гривен.

Часто детей загоняют в тупик денежные отношения

В последнее время Андрей, как выяснилось уже после его гибели, вообще был озабочен тем, где взять деньги. Например, незадолго до происшествия он предложил одному своему однокласснику: «Дашь мне две гривни -- буду с тобой дружить». И еще у нескольких ребят пытался одолжить по 30 копеек. Другой мальчик припомнил, что Андрей как-то пожаловался: мол, есть долги. Педагоги замечали, что парнишка водится со старшеклассниками: может быть, они вымогали у него деньги?

РЕКЛАМА

-- Однажды по дороге из лицея я заметила, как его отозвали в сторону старшеклассники, и он что-то им давал, -- вспоминает девочка из Андрюшиного класса.

-- Мама Андрея -- в прошлом моя ученица, -- едва сдерживает слезы учительница. -- Она планировала перевести мальчика в какой-то лицей в центре. В парадном их дома стали появляться использованные шприцы, и она очень боялась, чтобы сын не попал под влияние ребят, имеющих дело с наркотиками. Думала, что таким образом у мальчика будет меньше времени для общения с «местными». Но беда пришла с другой стороны…

РЕКЛАМА

Родители Андрюши отказались от встречи с корреспондентом, и их можно понять. Они вникали во все дела сынишки, контролировали каждый его шаг, постоянно созванивались с учительницей -- и вдруг оказалось, что что-то просмотрели, чего-то недопоняли… Хотя, казалось бы: какие особенные проблемы в десять лет?

Тем не менее правоохранительные органы отмечают, что именно девяти--десятилетние ребятишки вошли сегодня в группу риска по части суицида. Часто детей загоняют в психологический тупик денежные отношения. Перенося в свою жизнь «взрослые» модели этих отношений, многие школьники становятся в конечном результате жертвами шантажа. Должников ставят на «счетчик» -- долг неукоснительно растет, ребенок часто не знает, как ему найти выход из положения, и, боясь, с одной стороны, вымогателей, а, с другой, -- родителей, решается на крайность…

По мнению психолога Ирины Никоновой, нынешних детей условно можно назвать «кризисными». Проблемы в социуме и семье расшатывают эмоциональную систему ребенка. Кризис переживает и система воспитания -- старая модель успешности человека ушла в прошлое, а новая не создана. Над детьми, как и над их родителями, довлеет миф, что без денег не решается ни одна проблема. Причастность к деньгам повышает самооценку, вселяет уверенность, чувство защищенности…

Увы, это состояние часто оказывается временным. Именно поэтому родители должны быть очень внимательны к тому, чем живет их ребенок, и строить с ним доверительные отношения. Тогда он обратится за помощью к близким ему людям, а не прыгнет с балкона.

378

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів