ПОИСК
Події

Цветами и аплодисментами осыпает западная европа девочку-детдомовку, приговоренную в украине 14 лет назад к диагнозу дебильность

0:00 27 листопада 2002
Інф. «ФАКТІВ»
После шумного успеха на престижном конкурсе классической музыки в Бельгии профессиональная саксофонистка Вероника Кожухарова приехала домой, в Симферополь

Вероника Кожухарова -- дочь алкоголички, которую лишили родительских прав. Детдомовка с пяти лет. В шесть девочке поставили диагноз дебильность. Маленькая Маугли без будущего постоянно сносила от нянек и воспитателей побои, которые не может забыть до сих пор. Теперь диски с записями концертов Вероники продаются на всех континентах. В аэропортах первыми ее встречают репортеры. Детдомовка стала мировой знаменитостью. После окончания международных музыкальных конкурсов газеты выходят с ее портретами, сообщая публике о «божественном исполнении мадемуазель Кожухаровой». Любители классической музыки ждут ее выступлений с особым интересом. Игрой 20-летней девушки восхищаются люди с музыкальным вкусом в Европе, Америке, Японии. Вероника -- королева саксофона.

«Я плакала, когда не понимала, за что меня бьют»

-- Веронику мне не рекомендовали брать, -- признается научный сотрудник Крымского государственного университета, потомственный биолог Ирина Кожухарова, одна из первых открывшая в Симферополе детский дом семейного типа (женщина взяла на воспитание десять сирот, хотя у нее подрастало двое своих детишек четырех и шести лет). -- Воспитатели предупреждали: «Через неделю обратно приведешь». Но я решила взять этого ребенка, хотя в его документах значился диагноз дебильность. У матери-алкоголички отобрали двух детей -- пятилетнюю Веронику (девочку называют Викой) и ее младшего братика. Разлучать детишек нельзя, а кто же усыновит двоих? Я понимала, что шансов у них нет. Что же касается диагноза… Однажды мне пришлось присутствовать на тестировании ребенка из неблагополучной семьи, которого собирались усыновить. Малышу предложили разложить по порядку картинки: на одной из них мама стирает белье, на другой развешивает, на третьей -- гладит. Завершить логическую цепочку надлежало рисунком, на котором дочка помогает маме сложить простынки стопочкой. Тестируемый с заданием не справился. Усыновительница помрачнела: не поторопилась ли, согласившись взять тупицу? Я не выдержала, вмешалась. Разве вправе медико-психологическая комиссия предлагать детям задания не из их реальной жизни? Вот если бы ребенка попросили расставить картинки, на которых нарисовано, как мама валяется пьяная, приезжает милиция, ее увозят, а ребенок плачет, то он запросто решил бы задачку. К сожалению, так появляются у нас дебильные дети. Я уверена, что 90 процентов подобных диагнозов у сирот ошибочны.

-- А помнишь, мам, как твоя дурочка поначалу скандалила, что чай несладкий? -- присоединяется к разговору Вероника.

-- Да, -- улыбается Ира. -- Вика мне: чай, мол, несладкий, а я в ответ: «Сахар на столе». Набирает ложками, насыпает, но слаще в чашке не становится. Ей даже в голову не приходило, что нужно ложечкой помешать -- в интернате чай приносили готовый.

РЕКЛАМА

-- На тестировании я тоже блеснула умом, -- хохочет Вероника. -- Спрашивают, чем отличается ласточка от самолета, я отвечаю: «Клювом». Но такой ответ, вижу, взрослых почему-то не устроил. Тогда уточняю: у ласточки нет окон. Зато на вопрос, кто несет яйца, ответила сходу: «Завхоз».

-- Это теперь весело вспоминать, а тогда и в самом деле через месяц-два появилось желание отвести девчонку обратно, -- уточняет Ирина Ивановна. -- Она осталась в первом классе на второй год, самые отпетые хулиганы приходили жаловаться на Вику, во дворе ее боялись и дали кличку Вождь Краснокожих. К тому же лень родилась раньше нее: бывало, прошу: «Доченька, зашей дырочку на колготках». Она отвернется, а через минуту приносит мне их порванными в клочья: «Мам, ну как такое починишь?». А это же были годы тотального дефицита, когда каждую вещицу приходилось со скандалом выбивать через горторг. Впрочем, подобные выходки помогли мне понять: никакая она не дебилка! Пугало только, что с этим ребенком у меня не складывался контакт. Вика то и дело грозилась, что уйдет из дома. Я была в отчаянии.

РЕКЛАМА

-- Драться научилась в интернате, -- уточняет Вероника. -- У меня был маленький братик, приходилось его защищать. Как-то шефы привезли конфеты, а воспитатели спрятали. Ночью старшие сделали вылазку за трофеями. Ну, и я с ними. Нас не застукали, но нашли фантики в группе малышей, поэтому заподозрили меня. Избили! Впрочем, мне часто от воспитателей доставалось. Плакала, когда не понимала, за что лупят. Речь не о тумаках, били серьезно.

«С музыкой для тебя закончено!»

Попав в семью Кожухаровых, каждый интернатовец едва ли не тотчас же отправляется с мамой в музыкальную школу.

РЕКЛАМА

-- Тут дело вот в чем, -- объясняет Ирина. -- Домашнего ребенка родители развивают с первого месяца жизни, а сирота предоставлен сам себе. Поэтому моим детям в обычной школе адаптироваться сложно, а музыка может все исправить. Во-первых, индивидуальные занятия, во-вторых, концерты. Когда кроха-артист выходит на сцену в бабочке, на него смотрят, ему аплодируют! Это поднимает ребенка в собственных глазах и стимулирует общее развитие.

-- Сперва я мучила фортепиано, -- вспоминает Вероника. -- Четыре раза бросала. Сама разочаровалась и маме нервы потрепала. Поэтому, когда нам позвонили из музыкальной школы и сообщили, что на духовом отделении есть несколько свободных мест, я сразу захотела туда. «Нет-нет, -- погасила мой пыл мама. -- Только не ты! Будешь пробовать себя в чем-то другом. В спорте… С музыкой для тебя закончено». Очень элегантный педагог во фраке играл нам на флейте, а потом какой-то растрепанный мальчишка долго мучил саксофон, демонстрируя инструмент. Конечно, все захотели на флейте играть. А меня не берут, я скандалить. «Ладно, попробуем еще на этом гнутом», -- подвела меня мама к саксофону. Признаться, без интереса шла на первый урок. Здесь хочу заметить: меня в детстве обзывали рыжей, я злилась, мечтала скорей вырасти и перекрасить волосы. И вот -- открываю дверь в свой класс, а навстречу поднимается огненно-рыжая красавица. В учительницу Лилю Русанову я влюбилась с первой секунды, сказав себе: «Вырасту, стану такой же!». А для этого и нужно всего ничего: научиться играть. Так начался мой роман с саксофоном.

-- Стоило дочке принести из обычной школы двойку, я запирала инструмент в кладовке, -- говорит Ирина. -- Лиля, вчерашняя студентка, оказалась мудрым учителем. Она хвалила мою сорвиголову за любой успех. А кому не нравится быть первым? Наша ленивица начала трудиться. Я глазам своим не верила!

-- Я стала играть, и вся моя дурь моментально выветрилась, -- признается Кожухарова. -- Постепенно уходила обида на людей, боль.

-- На концерте Вика играла совсем не так, как на репетиции, -- рассказывает Ирина Ивановна. -- Вроде ноты те же, а музыка другая. Меня поражало, как этот маленький рыжий чертенок умеет «завести» зал. В 11 лет Вероника стала победительницей сразу двух всеукраинских конкурсов -- «Музы и дети» и «Юный виртуоз», а через год -- стипендиатом программы «Новые имена планеты». Слава о ней быстро распространилась в профессиональной среде. Маленькую крымчанку стали приглашать даже в другие страны.

-- Однажды в Санкт-Петербурге сломался саксофон, -- рассказывает девушка. -- Нашли мастера, прихожу к нему домой забирать инструмент. Чтобы проверить звучание, я пробежала пальцами по клавишам. Вдруг из соседней комнаты вышел сын мастера (как потом оказалось -- очень известный пианист) и сказал мне: «Деточка, о тебе заговорит весь мир!». Он-то и устроил мне встречу с профессором российской академии искусств Маргаритой Шапошниковой.

-- Дочь играла Шапошниковой «Астурию» Бюссера, -- вспоминает Ирина. -- Это очень серьезная «взрослая» вещь. Но Вика в свои 12 лет уже не была ребенком. Перед профессором стояла настрадавшаяся, много знавшая о жизни «музыкантша», которая умела передать свои чувства в ярких образах.

Прослушав украинского вундеркинда, знаменитая саксофонистка сказала: «Этот ребенок родился вместе с инструментом» и взяла девочку в ученицы. Кожухаровым пришлось постоянно ездить из Симферополя в Москву.

-- Когда мама пыталась выбить деньги на эти поездки, -- возвращается к своей боли Вероника, -- я иной раз слышала, как чиновники говорили ей: «Классическая музыка? Это с вашей задержкой умственного развития? Нет, мы не станем государственные средства швырять на ветер». А я всегда боялась снисходительного к себе отношения: мол, ой, как здорово сиротка играет, поаплодируйте девочке из детдома! Поэтому всем врала, будто я мамина родная дочка, а все остальные у нас -- приемыши. В 14 лет я решила поступать в московское училище им. Гнесиных. К моему решению все, кроме мамы, отнеслись с иронией. К тому же я гражданка другого государства. И только мама повторяла: «Все, что захочешь, сбудется. А если не сбудется, значит, и желания не было».

В Гнесинке их и в самом деле огорошили: бюджетного места на специальность саксофон нет. Кожухаровы засобирались обратно, но в самый последний момент передумали: почему бы не повариться в абитуриентском котле. Потом пригодится. Все экзамены украинка сдала на «отлично». Оценивая блок предметов по специальности, профессура не удержались от восхищенного «браво». А когда Вика с мамой пришли забирать документы, им сказали: «Сейчас решается вопрос об открытии для вас бюджетного места».

«Саксофон стоимостью 7 тысяч долларов Патрик Сельмер подарил мне с рекламной целью»

Вероника успешно закончила училище и продолжает учебу в Академии Гнесиных. Она много гастролирует. Летом отправляется во Францию, там ведет мастер-классы профессор Парижской академии Клод Делянгл. Эти классы собирают звезд классического авангардного саксофона, ведь французская школа игры на этом инструменте считается лидирующей. А недавно Кожухарова вернулась из бельгийского города Динант, где в Академии саксофона им. Адольфа Сакса проходил один из самых престижных музыкальных конкурсов.

-- В Динанте я исполнила несколько лирических вещей, -- говорит Вероника. -- Конкурс этот проходил вскоре после событий на Дубровке. Там погибли много моих друзей-музыкантов. Я хотела своей игрой передать трагизм и боль происшедшего. Представьте, у меня прямо на сцене потекли слезы -- это был какой-то предел искренности. После выступления стали подходить члены жюри, они говорили: «Большое спасибо за вашу музыку!». Значит, меня поняли. Я ехала играть, а не бороться за призовое место. Кстати, Патрик Сельмер -- владелец одного из ведущих в мире предприятий по производству музыкальных инструментов -- после конкурса подарил мне саксофон стоимостью 7 тысяч долларов. Но дело не в цене, а в том, что другой такой есть только у одного парижского профессора. Патрик не занимается благотворительностью, просто он счел, что инструмент фирмы «Сельмер» в руках саксофонистки из Украины (я выступала на конкурсе от нашей страны) -- это реклама его продукции, простите за нескромность.

-- Шесть лет учебы в Москве очень много дали дочери, -- гордится успехами Вероники мама. -- Из девчушки, которая заглядывает в рот профессорам, она превратилась в Мастера, учиться к которому едут со всего СНГ. Ее приглашают в свои концерты исполнители с мировыми именами. Недавно Вика играла с Эмилем Крамаром. Да и как личность очень выросла. Для меня она теперь -- интереснейший собеседник!

В свой симферопольский дом Вероника приезжает раз в год, а то и реже: слишком плотный рабочий график.

-- Прихожу с вокзала, открываю родную дверь, а навстречу с криком бегут незнакомые дети: «Ура, тетя приехала!» -- улыбается Вика. -- Я объясняю, что не тетя, а сестра. Пока я со своим саксофоном по свету мотаюсь, дома ничего не меняется: мама берет в семью новых сирот. Сейчас нас у нее уже 15 человек. Все очень радуются, увидев меня по телевизору. Когда я приехала из Динанта в Симферополь, меня пригласили сыграть на открытии цирка. Не поверите, но я и в Бельгии так не волновалась перед выходом на сцену. А все потому, что в зале сидела моя любимая детвора. Я ведь так редко для них играю! В нашей семье в этом году сразу трое первоклашек! Старшие учатся в институтах, служат в армии. Скажу вам по секрету, я завидую маме. Когда у меня будет своя семья, обязательно возьму на воспитание кого-нибудь из интерната. Я узнала от мамы, что значит любить ребенка. Любить -- это сделать его жизнь интересной, дать раскрыться его талантам. К сожалению, даже биологические родители часть этого не умеют.

… Сейчас Вероника далеко от дома. А в пятикомнатной квартире в Симферополе воцарились обычные будни. Каждое утро отправляются на занятия десять школьников, о каждом из которых Ирина Ивановна знает главное: он заслуживает аплодисментов.

 


5971

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів