«принц филипп, обедая в ресторане «прага» на выставке передового опыта в киеве, шутливо приговаривал: «самые лучшие бокалы -- длинные, самые лучшие тосты -- короткие»
Ранней осенью 1972 года в столице Украины проходил чемпионат Европы по конному спорту. В течение 10 дней за борьбой спортсменов наблюдали супруг английской королевы Елизаветы II Филипп и их дочь Анна. На соревнованиях высокого гостя сопровождал председатель Киевского горисполкома Владимир Гусев.
На просьбу корреспондента «ФАКТОВ» о встрече Владимир Алексеевич отреагировал оперативно. А на мое обращение у входа в редакцию: «Я вас проведу», он скаламбурил: «Гусева провести невозможно, можно только сопроводить».
«Принц Филипп прилетел из Лондона в Киев за штурвалом собственного самолета»
-- В 1972 году принц Филипп, большой любитель лошадей, присутствовал на чемпионате Европы по конному спорту в Киеве как заместитель председателя Международной федерации по конному спорту, -- рассказывает Владимир Гусев. -- Герцог Эдинбургский прилетел из Лондона на личном реактивном самолете, переделанном из военной модели. Он сам управлял полетом (в годы войны принц Филипп, будучи летчиком, сражался против немецкой авиации над территорией Англии). Правда, в полете из Лондона в Киев рядом с бывшим летчиком находился штурман.
Встречая Его Высочество в «Борисполе», я увидел перед собой энергичного, худощавого, элегантно одетого господина -- на принце Филиппе был темно-серый костюм по последней моде. Он непринужденно сказал: «Меня в Англии зовут веселым Филиппом » -- и это соответствовало действительности. Он был очень улыбчивым.
Высокий гость остался доволен полем для выездки (конкура), полосой препятствий, трассой для скачек. В Лондоне он с интересом наблюдал за подготовкой киевлян к соревнованиям, о чемрегулярно получал подробную информацию, в том числе видеофильмы. Сомневаясь в успешном результате нашей авральной работы, он долго думал, стоит ли ехать в Союз.
Дело в том, что герцог Эдинбургский является племянником последней русской царицы Александры Федоровны, расcтрелянной вместе с мужем Николаем II и детьми в 1918 году (русская царица и английский принц имеют немецкие корни). После расстрела родственники Александры Федоровны поклялись, что никто из них в большевистскую Россию не приедет. Только из-за огромной любви к лошадям принц Филипп нарушил обещание. Но, возможно, еще и потому, что местом проведения чемпионата все-таки стала не столица бывшей Российской Империии, а Киев.
Конечно, у нас был переводчик, но в то время я свободно говорил по-английски -- после окончания двухгодичных курсов в 1960 году имел большой словарный запас. Поэтому мы могли общаться с принцем напрямую.
«Конкурное поле, на котором трава должна выращиваться три года, киевляне успели подготовить за три месяца»
-- «Счастье» проводить чемпионат Европы по конному спорту свалилось на Киев неожиданно, как снег на голову, -- с улыбкой вспоминает Владимир Алексеевич. -- То ли это произошло из-за провала Москвой подготовки к соревнованиям, то ли по политическим мотивам Во всяком случае, председатель Спорткомитета УССР Кулик весной 1972 года привез из Москвы решение о том, что осенью чемпионат Европы по конному спорту будет проходить в Киеве.
Когда Владимир Кулик сообщил новость своим заместителям, все в один голос сказали, что эти состязания организовать невозможно. Ведь для выращивания травяного поля для конкура необходимо три года. Поскольку из-под копыт выступающих на выездке лошадей, вес которых достигает 600 килограммов, вылетают клочья дерна, трава на конкурном поле должна быть особой степени прочности. Нам же на все про все отводилось три летних месяца.
Думали-думали, советовались с Советом министров Украины и решили назначить меня, в те годы председателя Киевского горисполкома, председателем оргкомитета чемпионата Европы по конному спорту. Мол, в моем подчинении находятся 50 тысяч строителей, трест «Киевзеленстрой» и другая рабочая сила, поэтому такая задача мне по плечу.
Естественно, вырастить дерн мы уже не успевали. Тогда нашли под Киевом, в районе Хотина, участок с хорошим дерном. Вырезанными пластами выложили конкурное поле на Выставке передового опыта, где проходила часть соревнований. С первого раза трава не прижилась. Положили новый дерн, который тщательно удобряли и поливали. Просверленные в каждой дернине отверстия засыпали специальным порошком перлитом, который адсорбировал влагу, предотвращая образование эффекта болота. Словом, в результате бешеной работы мы все подготовили
«Украинский обед Его Высочество посчитал чересчур плотным -- от него клонило ко сну»
-- Со столицей Украины принц Филипп знакомился довольно своеобразно, -- продолжает Владимир Алексеевич. -- В шесть утра он выезжал в аэропорт «Борисполь», садился в свой самолет и час летал над городом. Хорошо изучив с высоты планировку Киева, он отметил, что наш город разделяет на две части прекрасная река. А пляжи в центре Киева -- это само по себе чудо! Но, по его мнению, люди должны жить ближе к природе. В Киеве же лицом к природе стоят заводы, а городские жители обитают в центре.
Я объяснил высокому гостю, что в таком виде центр Киева сложился исторически, а для новых городов это вполне приемлемая идея застройки.
Надо сказать, что и режим питания украинцев показался герцогу Эдинбургскому неправильным: «В обеденный перерыв вы очень плотно обедаете: борщ, второе, третье, а после этого хочется спать». Он уверен, что в Англии питание организовано более разумно: легкий завтрак утром, ланч днем, «five о»clock tea» -- чай в пять часов, а обед (в нашем понимании) англичане едят вечером. Первых блюд там не готовят, просто плотно ужинают, нагружая желудок на ночь. Поэтому, по мнению принца Филиппа, у англичан реже бывает язва желудка, чем у украинцев.
Тем не менее, будучи в гостях, Его Высочество питался по-нашему. В перерыве между соревнованиями мы обедали в ресторане «Прага» на Выставке передового опыта. Ему очень понравились украинский борщ с пампушками и котлеты по-киевски. Впрочем, эти блюда любят все иностранцы. За обедом принц Филипп символически выпивал рюмочку «Горiлки з перцем», шутливо приговаривая: «Самые лучшие бокалы -- длинные, самые лучшие тосты -- короткие».
Высокий гость остановился в резиденции по улице Розы Люксембург, напротив гостиницы «Киев». Его дочь, принцесса Анна, жила вместе с членами английской команды в гостинице «Москва» (сегодня -- «Україна». -- Авт. ). Организаторов соревнований потрясло, что принцесса, надев фартук, сама мыла и вычесывала свою лошадь, следила за копытами. А у некоторых наших спортсменов за животными присматривали конюхи.
«Гость подарил мне запонки с короной, по которым я бы мог попасть в резиденцию»
-- Выступая в соревнованиях по стипль-чезу, принцесса Анна упала с лошади, -- завершает свой рассказ Владимир Гусев. -- Это произошло при взятии самого сложного препятствия -- «русского окопа». Лишь немногие из спортсменов проходили эту траншею, перед которой громоздилась преграда из бревен.
Вместе с принцем Филиппом мы стояли на пригорке в Пирогово, наблюдая в бинокль за ходом соревнований. Когда принцесса Анна упала, я посмотрел на принца -- ни один мускул не дрогнул на его лице. Если бы мой ребенок так упал, я бы, думаю, переживал сильнее. Но у принца Филиппа не было заметно ни малейшего проявления нервозности. Тем не менее я сказал: «Ваша дочь упала» -- и услышал невозмутимый ответ: «Она не первый раз падает».
На мое предложение поехать на место падения, герцог Эдинбургский сначала возразил: «Там есть врачи». А потом все-таки согласился. Выяснив у медиков, что у принцессы не перелом, а ушиб бедра, мы возвратились на пригорок.
Знаю, что Его Высочество встречался с председателем Верховного Совета Украины Грушецким. Для этого случая подготовили доклад -- по существу, справку об Украине. Когда руководитель Украины начал ее читать, принц Филипп поднялся и, уходя, обронил: «Вы, я вижу, очень занятой человек, если читаете мне справку, с которой я ознакомился еще в Англии. Я хотел просто поговорить с вами как с человеком».
Скандал еле замяли
Перед отъездом принц Филипп сказал: «Я взял с собой только один сувенир для подарка и хотел бы вручить его самому достойному человеку, с которым здесь познакомился». И преподнес мне золотые запонки с короной и вензелем «PР» (начальные буквы слов «Рrince Phillip»).
«Подарок хороший, -- поблагодарил я. -- Но что я с ними буду делать?» «О, не скажите, -- ответил принц. -- Наденете запонки, когда приедете в Лондон. Увидев их, охранник в медвежьей шапке доложит мне, и я вас приму».
Вместе с принцессой Анной и ее подругой, еще одной неудачницей соревнований (лошадь выбила ей зубы), принц Филипп сел в самолет, который взял курс на Лондон.
После чемпионата Европы по конному спорту я был во многих странах, но в Англию меня так и не пустили. Наверное, осведомители доложили куда надо, что, будучи в Лондоне, я обязательно попытаюсь попасть на прием к принцу Филиппу. Зачем мэру Киева общаться с королевской семьей? А золотые запонки, подаренные мне 30 лет назад, хранятся в нашей семье как реликвия.
443Читайте нас у Facebook