Бывшие узники концлагерей и остарбайтеры восточной европы требуют от германии увеличить число людей, имеющих право на компенсации
Несмотря на то, что компенсации бывшим остарбайтерам и узникам концлагерей выплачивают уже больше года, ряд важнейших для этих людей проблем до сих пор остается неурегулированным. Как ранее сообщали «ФАКТЫ», украинские общественные организации неоднократно просили высокопоставленных немецких чиновников внести изменения в немецкий закон о выплатах. Однако Германия в течение года фактически игнорирует все обращения.
В немецком законе не были учтены многие категории пострадавших от нацистов
Поняв, что одними обращениями украинских общественных организаций и национального фонда ничего не добиться, люди, выжившие в нацистской неволе, решили объединить свои усилия. В Киеве собрались представители общественных объединений жертв нацизма, антифашистских и еврейских организаций, а также национальных фондов из Украины, Польши, России и Белоруссии, которые выдвинули ряд требований немецкому правительству и парламенту. Совместное обращение жертв нацизма будет направлено в Германию при посредничестве Верховной Рады и Кабинета министров Украины. Но о содержании документа чуть позже.
А для начала напомним, в чем суть проблемы, которую не удается решить уже несколько лет. Еще во время переговоров Украина, Польша, Россия и другие страны предлагали выплатить компенсации всем людям, пострадавшим от нацистов. Однако Германия не учла этих предложений, и в законе, принятом Бундестагом, право на компенсацию получили только следующие категории:
* бывшие узники концлагерей и гетто -- по 15 тысяч немецких марок (7670 евро);
* бывшие узники других мест принудительного содержания (предусмотренных официальным перечнем, утвержденным наблюдательным советом федерального фонда), которые можно приравнять по режиму к концлагерям, -- по 6 тысяч марок (3 тысячи 68 евро);
* узники гестаповских тюрем и СД, которых преследовали по политическими мотивам, -- по 4 тысячи 300 марок (2 тысячи 199 евро);
* подневольные работники промышленности и государственного сектора -- по 4 тысячи 300 марок (2 тысячи 199 евро);
* подневольные работники предприятий сферы услуг -- по 1 тысяче 500 марок (767 евро);
* дети-доноры, у которых брали кровь для солдат вермахта, -- по 3 тысячи марок (1 тысяча 534 евро).
В результате в законе не были учтены многие категории пострадавших, в частности, бывшие сельхозрабочие и люди, вывезенные детьми. Следовательно, число жителей Украины, на выплату которым Германия выделила средства, уменьшилось примерно на 200--250 тысяч, до 600 тысяч. Таким образом, и денежная доля нашей страны существенно сократилась, что позволило Германии оставить больше денег в фонде и использовать их по своему усмотрению, в частности вкладывать в банки и получать прибыль.
Чтобы выплатить хотя бы небольшую сумму тем пострадавшим, которые не получили право на компенсацию, национальный фонд «Взаимопонимание и примирение» был вынуждены сократить размер выплаты промышленным рабочим с 5 тысяч до 4 тысяч 300 марок. Кстати, такая норма, как сокращение размера компенсации промышленным рабочим для выплаты другим категориям пострадавших, записана в немецком законе.
В результате, сейчас деньги получают также подневольные работники сельского, частного, домашних хозяйств -- по 1 тысяче 500 марок (767 евро), и люди, находившиеся детьми в местах подневольной работы родителей, а также рожденные в этих местах, -- по 1 тысяче 500 марок (767 евро).
Напомним, что в фонде «Память, ответственность и будущее» было собрано 10 миллиардов немецких марок. Непосредственно на выплату жертвам нацизма из Восточной Европы и республик бывшего СССР, дожившим до 16 февраля 1999 года, выделили только 8 миллиардов 100 миллионов марок. Доля Украины и Молдовы составила 1 миллиард 724 миллиона марок (881 миллион 500 тысяч евро).
Основной капитал фонда распределен по банкам и другим финансовым организациям. Прибыль от вложенных средств направляется на выплаты бывшим жертвам нацизма. Еще 700 миллионов марок (357 миллионов евро) находятся в специальном фонде «Память и будущее». Эта сумма не расходуется, а за счет процентов от нее (в среднем 13 миллионов евро в год) Германия финансирует разные гуманитарные программы. Еще 50 миллионов марок (25 миллионов 640 тысяч евро) предназначены для выплаты людям, над которыми нацисты проводили медицинские эксперименты. Остальные средства идут тем, кого гитлеровцы лишили имущества, а также на содержание самого фонда и административные расходы.
Закупка лекарств для остарбайтеров в Германии обходится во много раз дороже, чем в Украине
Необходимо отметить, что использование средств фонда «Память и будущее» также вызывает нарекания. Как сообщил «ФАКТАМ» председатель Международного движения бывших малолетних узников фашизма Владимир Литвинов, из 13 миллионов евро ежегодной прибыли фонда примерно 4--5 миллионов идет на содержание штата и потребности самого фонда. На финансирование непосредственно гуманитарных программ остается около 7 миллионов 500 тысяч евро. Получить какой-либо отчет о том, как эти средства расходуются, не удалось. Хотя известно, что за счет средств фонда финансируются некоторые гуманитарные программы, в частности, проводимая немецким Красным Крестом. Ее суть заключается в бесплатном предоставлении необходимых медикаментов жертвам нацизма по их письменной просьбе. Однако, несмотря на благие цели, данная программа не может обеспечить лекарствами всех бывших узников концлагерей и остарбайтеров.
Препараты закупают непосредственно в Германии, и потом присылают людям. Естественно, что это стоит очень дорого. Мало того, что в Германии цена на лекарства в пять-десять раз выше, так еще и транспортные расходы немалые. Кроме того, не каждый пожилой человек сможет правильно составить запрос на немецком языке или оплатить квалифицированный перевод. В связи с этим Украинский национальный фонд «Взаимопонимание и примирение» и Красный Крест Украины просили немецкую сторону позволить закупать медикаменты в нашей стране за счет средств, выделенных на данную программу, и доставлять лекарства на дом к людям. Однако Германия не дала на это разрешения.
Фонд «Память и будущее» финансирует гуманитарные программы только в том случае, если выделяемые деньги тратятся непосредственно в Германии
Как заявила руководитель белорусского объединения жертв нацизма Нина Лыч, все гуманитарные проекты фонда «Память и будущее» осуществляются только в том случае, если выделяемые деньги тратятся непосредственно в Германии. И этому есть подтверждения.
По немецкому закону деньги данного фонда должны направляться на организацию поездок, дискуссий, круглых столов, строительство памятников, мемориалов, целевые гуманитарные программы. Украина обращалась к Германии с просьбой оказать помощь в создании киевского музея-мемориала памяти жертв, погибших в Сырецком концлагере, а также в строительстве памятника в харьковском Дробовецком яру, где фашисты уничтожили тысячи евреев, и других подобных проектов. Однако Германия отказала Украине в помощи.
В связи со всем вышесказанным представители организаций жертв нацизма из стран Восточной Европы и СНГ выдвинули целый ряд требований.
В частности, они предлагают включить в список лиц, имеющих полное право на компенсационные выплаты непосредственно из немецкого фонда:
* людей, вывезенных в Германию в возрасте до 12 лет и детей, рожденных в неволе (предлагается выплачивать до 1600 евро);
* принудительных сельскохозяйственных работников (до 1300 евро);
* узников лагерей, существовавших на оккупированной территории бывшего СССР (до 1300 евро);
* людей, чудом спасшихся во время кровавых расправ с мирным населением(до 1300 евро).
В связи с введением дополнительных категорий претендентов на компенсационные выплаты Бундестагу предложено внести в закон изменения, касающиеся дополнительных источников финансирования. В частности, осуществлять выплаты представителям этих категорий за счет процентов на основной капитал фонда, что составляет около 300 миллионов евро в год, а также за счет пожертвований от третьих лиц.
Кроме того, выдвинуты требования к фонду «Память и будущее». Например, деньги, выделяемые на определенные гуманитарные проекты, распределить между государствами, где проживают жертвы нацизма, пропорционально количеству этих людей в каждой стране. Финансирование закупок лекарств тоже необходимо проводить по месту жительства нуждающихся, а не в ФРГ, что ускорит получение больными лекарств и увеличит число людей, которым будет оказана помощь. Информация о работе фонда, разработке и финансировании гуманитарных программ должна быть рассекречена.
Как заявил руководитель рабочей группы по вопросам межгосударственных отношений по защите жертв нацизма и участников боевых действий в других странах комитета Верховной Рады по зарубежным делам, советник Президента Украины, народный депутат Игорь Шаров, нарекания со стороны организаций жертв нацизма справедливы. Поэтому Верховная Рада и Кабинет министров направят правительству ФРГ письмо с требованием внести изменения и дополнения в немецкий закон о создании фонда «Память, ответственность и будущее». И хочется верить, что вскоре все спорные вопросы будут урегулированы.
Читайте нас у Facebook