Благодаря открытию украинских ученых жизнь людей продлится на десять лет, а лекарства больше не понадобятся?

0:00 12 вересня 2002
Для того чтобы эта мечта стала явью, придется использовать… человеческие эмбрионы

… У 35-летнего Алексея -- тяжелое заболевание печени, до сих пор считавшееся смертельным. Из-за паров эфира, которые мужчина годами вдыхал на производстве, клетки его печени изменились, поэтому защитные силы организма перестали «узнавать» их и стремятся уничтожить как чужаков. Эта болезнь называется аутоиммунный гепатит. Обычно в таких случаях назначают гормональные препараты: они сдерживают разрушение печени, подавляя иммунитет, однако организм становится беззащитным перед другими недугами. Обычная простуда может привести к тяжелой пневмонии, фурункул к сепсису, нарушается работа надпочечников, в желудке и кишечнике появляются язвы… Но теперь у Алексея и других «неизлечимых» больных появилась надежда на выздоровление.

Параллельно создана методика «отлавливания» раковых клеток

Ученые киевского Центра эмбриональных тканей «ЕmCell» заявили о «революционном», по их словам, открытии. Оно позволит обновлять иммунную систему: после введения в организм клеток человеческого эмбриона (так называемых стволовых клеток) иммунитет станет «терпимым» к измененным и пересаженным органам, сможет справиться с ревматоидным артритом, болезнью Альцгеймера, рассеянным склерозом, острым лейкозом и другими тяжелейшими заболеваниями. Пока что новый метод применялся только на животных. Но ученые уверены, что он окажется эффективным и у людей. Когда начнутся клинические испытания метода, Алексей станет одним из первых добровольцев.

-- Эмбриональные стволовые клетки применяются уже не первый год, однако такое лечение не всегда дает желаемый результат. Почему? -- спрашиваю одного из авторов открытия профессора Александра Кухарчука.

-- Из эмбриональной стволовой клетки развиваются все органы человека -- это так называемая изначальная клетка. Если ее ввести больному (делается это с помощью инъекции), то его иммунная система «не заметит» такую клетку, не посчитает ее чужой. Оказавшись, например, в зоне повреждения печени, она превращается в клетку печени, в нервной системе -- в нервную. Однако после этого иммунитет набрасывается на нее как на «пришельца», который не идентичен «старожилу». Вот почему эффект от введения эмбриональных клеток по методу, который применялся до сегодняшнего дня, длится лишь 3--6 месяцев. А наше открытие, защищенное патентом, позволяет заменить клетки иммунной системы новыми, и они примут все ткани организма (например пересаженные) как «свои».

-- Как это удается?

-- Мы вводим большое количество эмбриональных стволовых клеток в костный мозг и тимус -- центральные органы иммунной системы, заменяя таким образом ее клетки новыми. Результат проверили на крысах: белым животным после такой процедуры пересадили лоскуты кожи черных, а черным -- кожу белых. «Заплатки» прижились только у тех, которым заменили систему иммунного контроля. Такой же эксперимент мы провели на морских свинках и крысах. Теперь в нашей лаборатории живет крыса с кожей морской свинки и чувствует себя превосходно.

-- Как примет новый иммунитет мутировавшие клетки, которые могут оказаться в организме и в будущем вызвать рак?

-- К сожалению, такие клетки тоже станут «своими». Но мы научились от них избавляться. Крысы, у которых перед трансплантацией кожи удалили мутировавшие клетки, живы--здоровы. У других развились опухоли. Кстати, если гибель животного неизбежна, мы не подвергаем его мучениям: вводим наркоз, затем проводим исследования и безболезненно усыпляем.

«Чтобы взять клетки для пересадки, врач и больной никого не лишают жизни»

-- Новый иммунитет, «привитый» человеку, не знаком с такими болезнями, как свинка, краснуха и многими другими. Не станут ли все они цепляться к вашим пациентам?

-- Эту проблему можно решить с помощью прививок.

-- Когда вы начнете применять новый метод на людях?

-- К испытаниям с участием добровольцев приступим после того, как докажем в Минздраве возможность клинического применения метода.

-- Ваше открытие называют революционным, сенсационным и т. д. Не слишком ли громкие эпитеты?

-- Открытие, которые мы запатентовали как эффект Кухарчука--Радченко-Сирмана, в будущем позволит отказаться от лекарств и продлит жизнь человека минимум на десять лет. Люди будут умирать не от болезней, как сейчас, а лишь от старости. Разве это не революция?

-- Многие считают использование человеческих эмбрионов безнравственным делом. Что можно возразить?

-- Для лечения используются так называемый абортивный материал или эмбриональные клетки, выращенные в пробирке. О том, что больной и врач лишают жизни будущего человека, и речи быть не может, поскольку эмбрион на этом этапе развития является лишь скоплением клеток.

… Эти интересные, безусловно, работы -- пока лишь эксперимент, о практическом применении метода говорить рано. Использование эмбрионов, конечно, не бесспорная тема, и следует ожидать реакции других отечественных и зарубежных специалистов на открытие киевских ученых.