Чтобы сохранить жизнь 65-летней женщине, две бригады хирургов работали одновременно: одни удаляли неработающую почку, другие -- 15-сантиметровый тромб, «подобравшийся» к сердцу
С Галиной Михайловной мы встретились в холле Киевской городской онкологической больницы. Я думала, что увижу старушку, медленно идущую с палочкой по коридору. Но передо мной предстала моложавого вида женщина. «Боялась опоздать на встречу с вами, поэтому шла быстрым шагом, -- улыбнулась Галина Михайловна. -- Но ничего, чувствую себя очень хорошо, только шов немного тянет». В это трудно было поверить, ведь всего полгода назад ее привели в больницу, держа под руки. Сама она уже не могла ходить
Тромб в любой момент мог оторваться и убить «хозяйку»
-- Почки у меня больны давно, -- рассказывает Галина Михайловна. -- Но я в больницу не ходила, лечилась сама: пила отвар шиповника, другие лекарственные травы, а если боли становились очень сильными, тогда принимала цистон. Последние полгода мне было совсем плохо: боли не проходили, я почти не могла ходить. Пройду метров десять, а потом начиналась такая одышка, что надо было постоять несколько минут согнувшись -- тогда становилось немного легче. Пришлось даже уйти с работы (я работала консьержкой в нашем доме), потому что зимой мне было трудно одеться.
В киевской районной больнице Галине Михайловне поставили диагноз воспаление левой почки и назначили лечение. Но женщине становилось все хуже. Обследование в другой клинике показало: левая почка не работает вовсе и ее необходимо удалить. Но, по совету дочери, Галина Михайловна не стала спешить с операцией и обратилась к специалистам Киевской городской онкологической больницы.
-- С помощью УЗИ и компьютерной томографии мы обнаружили не только опухоль почки, но и 15-сантиметровый тромб, который тянулся от почечной вены до правого предсердия, -- говорит заведующий отделением урологии Валентин Мрачковский. -- В этом случае удаление почки не дало бы положительного результата: в любой момент тромб мог оторваться и попасть в легочную артерию, тогда -- моментальная смерть. Значит, его тоже нужно было удалить, но для этого требовалась помощь кардиохирургов высокого класса. За последний год мы провели больше десяти операций совместно с такими профессионалами -- бригадой сердечно-сосудистых хирургов из столичного Института хирургии и трансплантологии.
После того как в этом институте Галине Михайловне сделали эхокардиограмму, женщине поставили диагноз: опухоль левой почки, тромбоз нижней полой вены и правого предсердия. Для проведения операции была создана совместная бригаза онко- и кардиохирургов: Валентин Мрачковский, Андрей Кондратенко, Валентин Сморжевский, Борис Тодуров.
-- Прежде чем убрать тромб, который образовался из-за опухоли в почке, мы установили в вене кава-фильтр: устройство, похожее на маленький зонтик, который раскрывается внутри сосуда и не дает оторвавшимся тромбам попасть в легочную артерию, -- объясняет хирург высшей категории Валентин Сморжевский, доцент кафедры торако-абдоминальной и сосудистой хирургии Киевской медицинской академии последипломного образования. Эта кафедра работает на базе Института хирургии и трансплантологии. -- Затем мы на сорок минут «отключили» сердце пациентки и подсоединили его к аппарату искусственного кровообращения, чтобы спокойно и аккуратно отделить тромб, прилепившийся к стенке вены. В это же время онкохирурги удаляли неработающую почку. Вся операция длилась десять часов.
«Все еще забываю, что могу ходить без одышки»
-- Такая операция в Украине выполнена впервые, -- уточняет Валентин Мрачковский. -- В Москве их провели всего три, да и в мире они очень редки. Еще несколько лет назад считалось, что таких пациентов нельзя оперировать. Но сегодня мы можем продлить их жизнь и улучшить ее качество -- благодаря сотрудничеству врачей разных профилей, усовершенствованным медицинским технологиям и новым препаратам. Так важно, что после операции человек вновь может работать, выходить на улицу, общаться с друзьями!.. Я несколько дней назад позвонил Галине Михайловне домой, мне ответили: «Ее нет». С ужасом подумал, что случилось непоправимое. Но потом услышал: «Она на работе». А ведь всего пять месяцев назад ее привезли на операцию на каталке: женщина была серо-зеленого цвета и не могла передвигаться самостоятельно!
Сейчас об операции Галине Михайловне напоминает только шрам, который тянется от шеи до низа живота.
-- А еще я иногда по привычке хочу согнуться, -- говорит она. -- Все забываю, что теперь хожу без одышки.
-- Почти каждый десятый пациент попадает к нам со злокачественными образованиями почек и надпочечников, которые сопровождаются опухолевыми тромбами в магистральных сосудах, закупоривающими их, -- говорит главный врач Киевской городской онкологической больницы Геннадий Олиниченко. -- К сожалению, раньше мы не могли удалять опухоли из магистральных сосудов. Но сейчас в нашем отделении урологии работают молодые перспективные хирурги, и благодаря им, а также коллегам из Института хирургии и трансплантологии мы можем спасти жизнь многим таким пациентам. Операции проводятся либо у нас, либо, если требуется специальное оборудование, на базе наших коллег. С помощью радикальной операции по удалению опухоли (то есть всего очага поражения), а затем проводя иммунокоррекцию, лучевую или химиотерапию, применяя новейшие препараты, мы можем добиться стойкой ремиссии или даже полного выздоровления пациента. Поэтому диагноз рак -- это еще не приговор.
Читайте нас у Facebook