«узнав, что владимира щербицкого мой отец скромно угостил буковинской кашей бануш, брынзой из овечьего молока и домашним вином из красной смородины, я покраснел от стыда»
Михаил Гнатюк, отец народного депутата Украины, главного режиссера Национального академического театра оперы и балета имени Шевченко Дмитрия Гнатюка, был глубоко верующим человеком и в своих молитвах всегда просил, чтобы Бог послал сыну хороших людей. Как знать, может, обращение отца ко Всевышнему и предопределило успех Дмитрия Михайловича. Во всяком случае, почетное место на стене его кабинета в оперном театре занимает фото Ивана Паторжинского -- известного солиста Киевского театра оперы и балета и профессора Киевской консерватории, под руководством которого в послевоенные годы студент Гнатюк занимался на вокальном факультете. В дальнейшем к нему благоволили Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Михаил Горбачев А украинских поклонников таланта певца не перечесть! Но, думая о своем прошлом, Дмитрий Гнатюк особо гордится теплотой и душевностью взаимоотношений с Владимиром Щербицким.
«Щербицкий погасил конфликт, разгоравшийся в театре из-за нетрадиционных отношений между двумя солистами»
-- Любимой песней Владимира Васильевича была «Сивина» (музыка Марченко, стихи Луценко), -- задумавшись, Дмитрий Гнатюк напевает «Сивина, сивина вже мої затуманила скронi ». -- На концертах первый секретарь ЦК Компартии Украины подходил к рампе (раньше члены Политбюро сидели в первых рядах) и просил ее исполнить. Потом следовали «Черемшина», «Рiдна мати моя», «Ой ти, дiвчино, з горiха зерня», «Очi волошковi» -- тогда исполняли массу популярных украинских песен. Так что на концертах Щербицкий не сидел безучастно, а сопереживал вместе с исполнителями.
Владимир Васильевич был поклонником таланта Анатолия Соловьяненко, Евгении Мирошниченко, Беллы Руденко. Ведущих солистов Оперного театра часто приглашали на приемы высоких гостей в Мариинском дворце. Каждого из нас Владимир Васильевич представлял с чувством гордости за украинское искусство, а для творческих людей это очень важно.
Первый секретарь ЦК Компартии Украины ценил и доброе остроумное слово. Этим отличались выступления популярного мастера сатирического жанра Андрея Совы. Андрей Корнеевич умел рассказать любую миниатюру с особой подковыкой. Слушая его выступления, Щербицкий только улыбался и говорил: «Так-так! Давай-давай!»
Как правило, программа приема высоких гостей в столице Украины включала посещение спектакля в Киевском оперном. В один из приездов президент Югославии Иосип Броз Тито с супругой и Владимир Щербицкий с Радой Гавриловной присутствовали на опере «Запорожец за Дунаем». После занавеса солистов прямо в сценических костюмах пригласили в правительственную ложу, где Владимир Васильевич представил гостям дирижера и меня, режиссера спектакля. Броз Тито, который прекрасно говорил по-русски, выразил свой восторг: «Какой колоритный спектакль!» Да и место действия было ему близким. Ведь, собственно, за Дунаем и находится Югославия. После этого руководители договорились о гастролях труппы Киевского оперного в Белграде.
Но первого секретаря ЦК Компартии Украины информировали и о конфликтах, происходящих в творческом мире. Помню своего рода ЧП по поводу нетрадиционных отношений между двумя солистами. Хотя в вопросах морали Щербицкий был очень щепетильным человеком, в сложившейся ситуации, ценя талант актеров, он не позволил раздувать скандал.
Однажды в Музыкальном обществе УССР, возглавляемом в то время нашим прославленным певцом Сергеем Козаком, обнаружили растрату. Для руководителя общества дело приняло нежелательный оборот. Но Владимир Васильевич сказал: «Не трогайте! Если мы будем так поступать с выдающимися деятелями культуры, нас люди засмеют. Достаточно освобождения от должности и партийного взыскания».
«Владимир Васильевич отстоял меня перед Сусловым, предлагавшим мне переезд в Москву и работу в Большом»
-- Возникали сложности и с моими загранпоездками, -- продолжает Дмитрий Михайлович. -- Тогда для этого требовалась характеристика с места работы, которую мне регулярно не хотели выдавать. Мол, почему едет Гнатюк, а не кто-то другой. Да просто я был востребован, делал сборы за границей. Госконцерт на мне зарабатывал валюту, а я популяризировал украинскую музыку и песню. Хорошо понимая это, Владимир Щербицкий дал указание руководству театра выдавать мне необходимые документы: «У нас не так много актеров, популярных за границей!»
Тогда доброжелатели переключились на другую тему: Гнатюк родом из Западной Украины и поет для бандеровцев. Однажды меня даже вызвали в ЦК КПСС по этому вопросу. Секретарь ЦК Суслов сказал: «Что там у вас происходит? Какие-то национальные недоразумения?.. » «Разве любить родину -- национализм? -- уточнил я. -- Если я люблю Украину, почему-то становлюсь националистом »
Секретарь ЦК посоветовал мне как народному избраннику (в 1972--1984 годах я избирался депутатом Верховного Совета СССР вместо ушедшего из жизни писателя Корнейчука) любить Советскую Украину, а еще лучше -- переехать в Москву: «Будете работать в Большом, получите хорошую квартиру, и никто не будет обвинять вас в национализме».
Возвратившись в Киев, я обратился за помощью к первому секретарю ЦК Компартии Украины: «Помогите, не хочу в Москву!» И Владимир Щербицкий действительно помог: «Мы своих героев не отпускаем!»
К моим «националистическим» взглядам Щербицкий относился спокойно. Он сам любил Украину. Восхищался и моей родной Буковиной. Находясь там в командировке, обязательно заезжал в Староселье, что в Черновицкой области, к моему отцу, простому сельскому труженику. Отец всегда говорил о Владимире Васильевиче: «Що то за файна та сердечна людина!»
Мой отец по собственному рецепту делал потрясающее вино из красной смородины, столитровую бочку которого для особых случаев держал в «пiвницi», то есть в подвале. Как-то я приехал в гости, и отец послал за вином мою сестру Немидору. Сестра вернулась ни с чем -- емкость была пуста. От неожиданности отец даже растерялся. Хорошо, хоть я захватил с собой пару бутылочек натурального вина. Позже выяснилось, что мои братья Мыкола и Давид добрались до бочки и потихоньку ее выцедили. Так вот, отец обязательно угощал Владимира Щербицкого своим вином.
Чтобы достойно подготовиться, нужно хотя бы за день знать о приезде гостя. Иногда же Владимир Васильевич заезжал в Староселье неожиданно. В один из таких приездов сестра, слава Богу, быстро приготовила кукурузную кашу, которую у нас называют кулеша, а в Карпатах -- бануш. И подала к вину домашнюю брынзу из овечьего молока. После рассказа Владимира Васильевича о том, что он ел у моего отца буковинскую кулешу и брынзу, я даже покраснел от стыда: уж очень скромно угостили руководителя Украины.
«Узнав о моем грядущем 60-летии, Горбачев посоветовал украинскому лидеру «дать Гнатюку Героя»
-- В 1979 году первый секретарь ЦК посоветовал мне, вновь назначенному директору Киевского оперного театра, поставить оперу «Мазепа» (что показалось мне символичным -- Щербицкий был своего рода гетманом Украины), -- вспоминает Дмитрий Гнатюк. -- В нашем репертуаре появились новые спектакли, и зритель пошел в театр. За год при содействии Владимира Васильевича молодым актерам, нуждающимся в жилье, предоставили 23 однокомнатные квартиры, для улучшения условий выделили 15 двухкомнатных и 11 трехкомнатных квартир. Нашелся и участок под строительство кооперативного дома недалеко от театра, по улице Франко, 30. Да если бы не инициатива Щербицкого, до сих пор бы не реставрировали оперный!
Владимир Васильевич помогал мне и в депутатской работе (помню, как он напутствовал депутатов: «Отбрасывайте все, что вам мешает, и работайте для народа»). Когда я занимался проблемами своих избирателей -- жителей Киевской области, мне приходилось обращаться к первому секретарю ЦК. Само собой -- это были квартирные вопросы, жалобы на несправедливое осуждение, просьбы об амнистии Щербицкий как депутат столичного округа рассматривал мои ходатайства и старался помочь.
Накануне моего 60-летия Владимир Васильевич поинтересовался, как я буду отмечать юбилейную дату. «Как обычно -- петь!» На его вопрос, чем же меня наградить, я ответил: «Дадите грамоту, и уже будет хорошо!» (к тому времени я имел высокие награды -- ордена Ленина, Октябрьской Революции и Дружбы народов).
Набрав номер телефона генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, Владимир Щербицкий нажал кнопку громкой связи, чтобы я тоже слышал разговор. Руководители начали беседу с союзных проблем, потом Владимир Васильевич спросил: «Михаил Сергеевич, вы знаете нашего певца Дмитрия Гнатюка?» «Как не знать, -- послышалось на другом конце провода. -- Когда я слушаю его голос, он остается глубоко в моей душе».
Узнав о моем грядущем 60-летии, генсек посоветовал Щербицкому «дать Гнатюку Героя». «Я тоже так думаю», -- согласился Владимир Васильевич.
Читайте нас у Facebook