17-летнего володю гнали по «чертовой дороге» бегом, травили собаками, как и 239 тысяч 980 узников
Поднявшись из тихого благополучного немецкого города Веймар на гору Эттерсберг, автобус мягко затормозил между блестящими «ауди» и «опелями». По сочной зелени группа туристов проходит мимо закусочной с яркой вывеской, оставляет позади ресторан, гостиницу и останавливается перед надписью на воротах: «Каждому -- свое».
Машинально ускорив шаг и чуть сгорбившись, киевлянин Владимир Дидковский проходит в ворота. 57 лет назад по «чертовой дороге» идти шагом можно было только эсэсовцам. Когда 17-летний Володя попал в лагерь, его по этой дороге гнали бегом, травя собаками, как и прочих 239 тысяч 980 узников. На аппель-плац (площади для построения) они стояли на перекличке иногда по 18 часов -- под колючим снегом и проливным дождем, в зной и лютый холод; их заставляли смотреть, как товарищей привязывали к козлам и избивали (из положенных 25 ударов человек мог выдержать только пять, остальные приходились уже на бесчувственный кусок мяса).
Чувствуя беспричинную слабость, Владимир Сильвестрович заходит в «родной» детский блок N8 Поворот налево -- конюшня, место убийства 8 тысяч 483 советских военнослужащих, дальше -- в ушах начинает раздаваться гул истребителей, и нет уже сил идти. Там каменоломня, «наряд смерти». За подстроенный узнику «расстрел при попытке к бегству» охранники получали трехдневный отпуск Владимир Сильвестрович уже ничего не видит сквозь застилающую глаза пелену, и спешит выбраться за колючую проволоку, по которой больше не текут 380 Вольт.
Это повторяется каждый раз, когда украинский пенсионер, участник восстания 11 апреля 1945 года в Бухенвальде возвращается на Эттерсберг. Он уже был здесь в 1977-м и в 1988-м. Членов Киевской организации борцов антифашистского сопротивления в числе других делегаций сюда приглашают сотрудники мемориального комплекса. Они знают, как важно бывшим узникам понять: все закончилось, почувствовать радость за 21 тысячу освободившихся, за мирную благоустроенную жизнь.
Стоянка автомашин, экскурсионное бюро, закусочная, ресторан, гостиница для туристов Но это все из другой жизни, как и домик под Киевом, скромная пенсия, отдел для ветеранов в продуктовом магазине
300Читайте нас у Facebook