Успешная продажа или очередной скандал?
«Фонд госимущества Украины (ФГИ) приложит все усилия, чтобы торги по продаже пакетов акций АО «Сумыоблэнерго» и АО «Полтаваоблэнерго» были проведены в соответствии с законодательством, а сам процесс прошел прозрачно и публично», -- сообщила пресс-служба ФГИ со ссылкой на первого заместителя председателя ФГИ Михаила Чечетова.
Вероятно, в последнее время организаторам биржевых торгов действительно трудно обеспечивать законность и прозрачность процесса, хотя именно этот способ продажи принято считать наиболее открытым: на биржах покупателю не выдвигают дополнительных условий и обязательств, как, например, к участникам конкурсных продаж. В биржевых торгах от претендента на покупку акций требуется только одно -- крупная денежная сумма, которая способна перекрыть в равной аукционной борьбе предложения его конкурентов.
И все же ФГИ беспокоится. Поскольку в последнее время нередки случаи скандального завершения именно биржевых торгов. Некоторые претенденты применяют схемы неконкурентной борьбы, чтобы искусственно вывести противников из игры или вообще не допустить их к торгам, что дает им возможность без конкуренции, то есть дешево, покупать пакеты акций. Такая практика широко применяется в России (один из последних российских скандалов -- биржевая продажа предприятия «Славнефть», когда покупатель, устранив конкурента, приобрел пакет по цене, незначительно превышающей стартовую).
В историю украинских биржевых скандалов также можно вписать несколько «странных», по определению экспертов, продаж, происшедших в течение последних лет. Яркие примеры уходящего года -- торги акциями «Балаклеевского цементного завода» (»Балцем») и «Киевского речного порта», когда, опять-таки, пакеты были проданы практически по стартовой цене. Обиженные стороны в подобных ситуациях отстаивают свои права в судах, однако на результатах торгов это, как правило, не отражается: победителю достается купленный не в конкурентной борьбе, а значит, за минимальную цену, пакет акций, а госбюджет недополучает ожидаемые деньги от его продажи.
Поэтому рынок с напряжением ожидает предстоящих биржевых торгов 25-процентными (блокирующими) пакетами акций АО «Сумыоблэнерго» и АО «Полтаваоблэнерго». По данным ФГИ, суммарная стартовая цена этих пакетов может в два раза превысить номинальную и составить около 50 миллионов гривен. Это значительная сумма, которая, несомненно, скрасит Фонду госимущества уходящий год (так сказать, облегчит ситуацию с очередным невыполнением годовых поступлений средств от приватизации). Поэтому ФГИ планирует привлечь к процессу продажи как можно большее количество участников и гарантирует со своей стороны публичность процесса. А начальник отдела торговых операций Киевской международной фондовой биржи (КМФБ), где, собственно, и будут происходить торги, Андрей Казаков, говорит, что биржа также гарантирует равенство доступа к торгам для всех претендентов на покупку в рамках действующего законодательства.
Эксперты в области приватизации предполагают, что бороться за право покупки госпакетов будут как минимум два независимых претендента, уже владеющие небольшими пакетами акций этих облэнерго. Поэтому конкуренция на торгах будет очень жесткой. И, если они пройдут успешно, можно смело рассчитывать на увеличение конечной цены продажи объектов.
Однако стоит остановиться на том, куда пойдут деньги, которые предполагается выручить от продажи акций облэнерго. Они, по решению правительства, будут направлены на финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварии 1995 года на очистительных сооружениях города Харькова. Это привычная практика, поскольку норма о погашении стоимости работ по ликвидации за счет продажи госпакетов АО на биржах была в свое время внесена в ст. 117 программы приватизации.
Однако ранее Кабмин предлагал на продажу по этой программе в основном неликвидные предприятия. Вероятно, поэтому фонду никак не удавалось выручить от их реализации достойные деньги. По словам начальника управления аукционной продажи и фондовых бирж ФГИ Юрия Яковлева, бюджет по этой статье ФГИ выполнил только на 20 процентов. И неожиданно Кабмин «отпустил» на Харьковский проект суперобъекты -- «Сумыоблэнерго» и АО «Полтаваоблэнерго». Это необыкновенная удача для фонда, поскольку, по словам Яковлева, продажа пакетов акций облэнерго позволит закрыть обязательства ФГИ по этой статье.
Но остается непонятным, зачем правительству понадобилось в таком срочном режиме (до конца этого года) рассчитываться по проекту Харьковских очистных сооружений? Согласно данным Счетной палаты, работы по ликвидации последствий аварии практически были завершены еще в 1999 году, а сегодня средства направляются на реконструкцию очистных сооружений и повышение надежности системы водоотвода Харькова. К чему такая спешка? Ведь статья о дальнейшем дотировании харьковских очистных сооружений за счет продажи госсобственности заняла достойное место в проекте программы приватизации на 2003--2008 годах, а значит, область и не планировала получить оставшиеся деньги до конца этого года?
Действия правительства действительно выглядят странно, особенно если учесть, что другие области не менее остро, чем Харьков, нуждаются в реконструкции очистных сооружений. Более того, у государства достаточно других социальных проектов, требующих безотлагательного финансирования. Возможно, в данном случае как нельзя лучше подойдут слова гениального поэта: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно » И мы обязательно вернемся к этой теме -- после удачного завершения торгов пакетами акций облэнерго на КМФБ.
235Читайте нас у Facebook