ПОИСК
Події

Праздник рождества христова церковь ввела в четвертом веке для… Борьбы с еретиками и язычниками

0:00 5 січня 2002
И отмечала его поначалу на 12 дней позже, чем ныне

Трудно представить, что были времена, когда христиане не отмечали популярнейший ныне праздник Рождества. Его введению во многом способствовала борьба официальной церкви с теми, кого она считала еретиками, а датой Рождественских торжеств был выбран день, когда народ Рима отмечал один из важнейших «поганых» праздников Непобедимого Солнца. Рождество Христово, вероятно, должно было вытеснить этот «языческий пережиток». Но, несмотря на это, дата Рождества Спасителя выбрана, скорее всего, правильно.

Рождество и Крещение праздновали в один день

Почему первые христиане не праздновали Рождество Спасителя, попытался объяснить один из признанных историков церкви выпускник Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. Мол, они вообще не отмечали дни рождения, полагая, что факт появления на свет человека означает лишь приход в мир «очередного грешника». День рождения заменяли именины -- дата крещения, поскольку после него христианин получает шанс заслужить вечную жизнь. Но поначалу церковь не отмечала даже Крещение Иисуса, концентрируя внимание верующих исключительно на Пасхе. Праздник Крещения был введен по примеру религиозных вольнодумцев гностиков -- их обряды и песни, отличавшиеся особой красотой, завлекали в «ересь» прихожан. Заимствование праздника Крещения официальной церковью должно было ослабить влияние секты. С этой же целью, опять же по примеру гностиков, вскоре стали праздновать и Рождество, причем в один день с Крещением -- 6 января по старому стилю. Оба праздника объединили общим названием Богоявление.

Вольное обращение с датой Рождества объясняется тем, что у служителей культа на этот счет не было четкого мнения. Скажем, в одном из христианских сочинений утверждается, что Христос родился 28 марта, в других источниках называются 20 мая, 10 января… А первое письменное упоминание о праздновании Рождества относится к 354 году. Любопытно, что армянская церковь, отделившаяся в ту пору от католической, и поныне празднует Рождество 6 января, но не отмечает праздник Крещения.

Исследователи сходятся на том, что нынешняя дата Рождества -- 25 декабря -- была установлена в Риме. В этот день римляне отмечали один из самых древних и чтимых у них праздников Непобедимого Солнца. Он связан с начинающимся в конце декабря прибавлением светлого времени суток. «Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова», -- утверждает Скабалланович. По его мнению, эта дата вполне соответствует христианским постулатам. Согласно им, Христос находился на Земле полное количество лет. Следовательно, его распяли в тот же день, когда он был зачат. Дата казни на Голгофе известна из Евангелий -- в день Пасхи 25 марта. Прибавляем к ней девять месяцев и получаем 25 декабря. Вскоре после принятия этой даты в Риме ее позаимствовали восточные христиане. Согласно преданию, епископ Иерусалимский пожаловался папе Юлию на то, что неудобно праздновать Рождество Христово и Крещение в один день. Мол, нельзя в одно время идти в Вифлеем, где родился Иисус, и на Иордан, где он крестился. Папа порекомендовал отмечать эти праздники, как в Риме, в разные дни.

РЕКЛАМА

Кстати, верно определить год рождения Христа деятелям церкви, к сожалению, не удалось. Летоисчисление от Рождества Христова начали вести почти через 500 лет после земной жизни Спасителя -- в 526 году, по инициативе папского архивариуса, монаха, скифа по национальности Дионисия Малого. Именно он вычислил неправильную, как затем оказалось, дату рождения Христа. Ошибка открылась в XIX веке, когда было обнаружено документальное свидетельство иудейского писателя Иосифа Флавия о том, когда скончался царь Ирод. Эти сведения позволили вычислить, что Христос родился либо в седьмом, либо в шестом году до нашей эры. Все, в том числе и церковь, согласились с выводами ученых, но менять счет годам не стали.

Почему православные и католики празднуют Рождество в разное время?

Постулат о том, что Пасху следует отмечать обязательно после праздника у иудеев, -- главная причина того, что православная церковь категорически отказывается перейти на григорианский календарь. Так считает исследователь календарей Иван Климишин. Католическая церковь, живущая уже около 450 лет по новому стилю, то и дело отмечает Пасху раньше иудеев, православная же это не приемлет и ее, похоже, не смущает, что юлианский календарь чем дальше, тем больше не соответствует реальному ходу времени. За каждые 129 лет погрешность возрастает на сутки, и может дойти до того, что православная Пасха будет праздноваться летом.

РЕКЛАМА

Причина упорства восточной церкви была заложена еще в V веке решением Никейского собора. Иудеи на нем были обвинены в том, что они празднуют Пасху дважды в год (такое, якобы, происходило три раза каждые 19 лет). Безусловно, это было заблуждением, связанным, опять же, с несовершенством календаря.

Но, несмотря на разногласия в датах, православные и католики чтут Рождество как один из самых главных своих праздников. Он символизирует возможность спасения души с приходом на Землю Иисуса Христа.

РЕКЛАМА

-- В храмах эту дату отмечают праздничными службами, в том числе всенощной. В церквях устанавливают ясли, ставшие колыбелью младенца Иисуса, и вертеп, являющийся символом пещеры в Вифлееме, где родился Спаситель, -- говорит старший научный сотрудник Института истории НАНУ доктор исторических наук Владимир Рычка. -- Эта пещера сохранилась. Мне посчастливилось в ней побывать. Рядом с пещерой выстроен храм в романском стиле, вход в нее через алтарь. Ежегодно на Рождество туда съезжаются тысячи паломников, а телевидение ведет оттуда трансляцию праздничных служб.

Верующие подготавливают себя к Рождеству сорокадневным постом. А в канун праздника -- в Сочельник -- соблюдается особо строгий пост: нужно отказаться от завтрака и обеда. Немного еды разрешается дать разве что детям. За праздничный стол садятся с появлением в ночь перед Рождеством первой звезды. Этому предшествуют ритуальные действа, многие элементы которых имеют языческие корни. Например, хозяйка дома кладет под скатерть по углам стола головки чеснока -- чтобы отогнать злые силы. После появления первой звезды хозяин, запасшись едой, идет во двор угощать собаку и скот. А хозяйка в это время кормит кутьей домашнюю птицу. Кстати, на Рождество ударить животное -- грех. Считается, что в эту ночь братья наши меньшие человеческим языком разговаривают со Всевышним.

Прелюдия продолжается тем, что отец, набрав рождественских кушаний -- двенадцать постных блюд, -- выходит на порог пообщаться с морозом и стихиями. И только затем семья садится за стол. Рождественская трапеза считается общей для всего рода, поэтому хозяин приглашает и души умерших родственников за стол, и семья молится за их упокой. Наконец хозяйка принимает из рук отца семейства посудину с едой. Вначале едят кутью, причем первые три ее ложки хозяин должен подбросить к потолку с приговорками вроде: «Щоб так ягнята стрибали!».

Каждая мелочь в этот вечер наполнена смыслом. Скажем, если тень на стене похожа на сноп, значит, будет хороший урожай пшеницы. Принято также заходить к близким родственникам, угощая их кушаньями со своего стола. Внуки, например, должны отнести праздничную еду своим деду и бабушке. После трапезы начинаются забавы и коляда.

1020

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів