Семилетний славик, который не видит, не слышит и не может говорить, познает мир лишь по запахам и прикосновениям
Славика -- единственного в Киеве слепоглухонемого ребенка -- не принимает на учебу ни один интернат, поскольку тамошние программы рассчитаны либо только на незрячих, либо на глухих. Для таких, как Славик, существует учебное заведение в России, в подмосковном Загорске. Уже год мама мальчика пытается устроить его в эту школу. Собрала необходимые документы и ждет разрешения Министерства иностранных дел России. «Это единственный шанс для моего ребенка, -- говорит она. -- Учеба наполнила бы его жизнь, дала бы возможность развиваться»
Через два дня после рождения Славика его отца нашли убитым
Нашего прихода в дом Славик, казалось, не заметил. Он стучал по полу игрушкой и время от времени громко выкрикивал: «А-а-а!» Я взяла его маленькую руку в свою, и мальчик с интересом стал перебирать мои пальцы. Потом ткнулся в ладонь носом, чтобы познакомиться с запахом. Улыбнулся. А когда я сжала его пальчики в своих, он буквально расцвел от удовольствия и, свернувшись клубочком на диване, положил голову мне на колени.
-- Славик абсолютно не видит и различает только очень громкие звуки, -- рассказывает Елена, мама Славика. -- Знакомится с людьми с помощью обоняния. Если человек ему не нравится, он его отталкивает. Не любит заходить в магазины, где всегда много разных запахов, -- начинает кричать и биться в истерике. Если мы делаем покупки на улице, он ведет себя более спокойно.
Славик родился шестимесячным, весом всего лишь 1400 граммов, и почти три месяца находился в кувезе, на аппарате искусственного дыхания. Кормили его через зонд. Когда нас выписали из больницы, он весил 2400 граммов. В семь месяцев у него вдруг начал косить один глазик. Осмотрев сына, офтальмолог сказал, что ребенок слеп. Причина -- кувезный кислородный ожог сетчатки. Я не хотела верить, что это навсегда, и стала искать врачей, которые помогут вернуть моему сыну зрение. Поехала в Варшаву, где берутся оперировать таких деток, обращалась в институт имени Филатова в Одессе, в украинский филиал института Федорова, но везде нам отвечали: ребенок обречен.
А слух Славик утратил из-за антибиотиков, которыми лечили пневмонию. После этого он быстро перестал лепетать первые слова, которым успел научиться: мама, дядя, баба
Говорят, беда не приходит одна. Через два дня после рождения Славика его папу нашли убитым в своем офисе. Скорее всего, это преступление связано с его работой: он был директором шубного магазина. Лена осталась одна с ребенком-инвалидом. А через несколько лет встретила человека, который полюбил ее, да и Славика не считал обузой.
Полтора года назад Лена родила второго сына Ваню. Эта беременность тоже протекала не вполне благополучно. Однако малыша удалось выносить положенный срок и он появился на свет здоровым. Лена рассказывает, что Ваня тянется к Славику. Жалея, дает ему игрушки. Когда тот плачет -- обнимет. Но и очень ревнует, если взрослые уделяют старшему братику много внимания.
Славик считается слепоглухонемым, поскольку для формирования речи его слуха, к сожалению, недостаточно. Сколько в Украине детей и взрослых с такими же проблемами? Статистики нет.
Слепоглухонемые общаются, рисуя буквы на ладони
Детям, лишенным главных органов чувств, при помощи которых познается мир, требуется обучение у квалифицированных специалистов. Те учат их общению с помощью азбуки Лорма. Перебирая пальцы собеседника, букву А, например, обозначают прикосновением к кончику большого пальца, О -- к кончику безымянного. Эту «азбуку» изобрел более ста лет назад в Германии утративший слух и зрение философ Генрих Ландесман. Можно также «разговаривать», выводя на ладони собеседника пальцем обычные буквы. Но обучить этому Славика в Украине некому.
-- На протяжении года с ним занимались два педагога-дефектолога. Один -- специалист по работе со слепыми детьми, другой -- с глухими, -- говорит завуч Киевской школы-интерната N 5 для слепых детей Зинаида Загорская. -- К сожалению, контакт с этим сложным мальчиком установить не удалось. Тогда мы рекомендовали обучение в интернате для детей с проблемами зрения и слуха. Он находится в России, раньше там учились дети со всего СССР. Обучение рассчитано на двенадцать лет и проводится по специальным методикам. Некоторые воспитанники остаются при интернате после его окончания, поскольку условия там зачастую лучше, чем дома. Еще лет десять назад выпускники работали в специальных мастерских на территории интерната. Как теперь -- не знаю.
Известно, что некоторые из выпускников интерната даже окончили МГУ, стали кандидатами и докторами наук. Поговаривают, будто вундеркиндов из советских слепоглухонемых стали готовить после того, как в Америке национальным героем стала слепоглухонемая женщина, благодаря своему упорству и необыкновенным способностям получившая образование и ставшая доктором психологических наук. Как бы там ни было, учеба обогащает этих людей, наполняет их жизнь смыслом. Учатся они по книгам со шрифтом Брайля. Пишут специальным заостренным грифелем, продавливая буквы, цифры и нотный стан. Чтобы зрячему или слепому прочитать написанное, нужно перевернуть бумагу обратной стороной.
-- Когда я обратилась в отдел народного образования в надежде, что мне помогут устроить сына в этот интернат, там ответили: обучение за границей стоит больших денег, которыми они не располагают, -- рассказывает Лена. -- Тогда я сама позвонила заведующей интернатом Галине Епифановой. Она сказала, что платить не нужно. Следует только оформить соответствующие документы. Я прошла много инстанций. Теперь жду разрешения Министерства иностранных дел России. Но если нам откажут, что будет со Славиком, с нами? Дома его нельзя оставить одного ни на минуту. Он кричит, шумит, бьет себя. Мы все время смотрим, чтобы он не задел случайно маленького Ваню.
-- Галина Епифанова помогла мне понять поведение Славика, -- продолжает Лена. -- Например, я рассказала ей, как он сам себя бьет -- до синяков. Она объяснила: это может происходить из-за того, что мы не понимаем его. Возможно, у него что-то болит. И действительно, у сына как раз резались зубы. Дали таблетку анальгина -- он успокоился.
Причинами того, что ребенок наносит себе увечья, царапает или кусает, бьется головой, могут также стать нехватка движения или нервные «подергивания». Поэтому малыш должен быть окружен интересными игрушками, которые отвлекут его. Но не всегда это помогает. В этих случаях специалисты рекомендуют надевать на руки ребенка специальный чехол или фиксировать локти.
-- Когда Славик начинает бить себя, я его шлепну -- мол, нельзя так делать, -- говорит бабушка Татьяна Андреевна. -- Он смеется, потом начинает обнимать и целовать. А вскоре повторяется то же самое.
Больного ребенка укладывал спать любимый пес
Цепляясь за малейшую возможность ощутить контакт с миром, Славик выбирает игрушки, которые звенят, пищат, тарахтят. Звуков он не слышит, но, говорят, звуковую вибрацию может ощущать каждый.
-- Принесу пушистую игрушку, а Славику с ней скучно: он начинает падать, плакать, биться о пол головой, -- замечает Лена. -- Если же это металлическая банка с пуговицами, то может долго ею забавляться.
Еще Славику нравится перебирать мелкие предметы -- например, принесенные бабушкой каштаны. Специалист мог бы сказать, что это развивает точность движений пальцев, а значит, и умственные способности ребенка.
-- Днем Славик не получает нормальной физической и умственной нагрузки, поэтому ночью спит мало, -- вздыхает Татьяна Андреевна. -- Однажды долго не могла его уложить. И на руках качала, и в постели, а он все кричит и плачет. Измучившись, говорю Зевсу, нашей собаке: «Я так устала -- иди уложи ребенка». Он пришел, лег на Славика сверху и не уходил до тех пор, пока внук не уснул.
Питбультерьер Зевс терпит от Славика все, что другим бы не спустил. Мальчик больно кусал Зевса за нос и ухо. Грозный пес, которого на улицу без намордника не выводят, только скулил от боли.
Для занятий с таким ребенком нужно отдавать максимум времени, которого у взрослых нет из-за работы и бытовых хлопот.
-- Чему я могу научить Славика? -- сетует Татьяна Андреевна. -- Для меня главное, чтобы он в туалет ходил, научился держать ложку и чашку. Еще недавно ни в какую не хотел умываться. Вырывался, плакал. Искупать его было проблемой. А сейчас любит принимать ванну. Летом каждый день водим Славу на озеро купаться. Надеваем круг -- и из воды нельзя вытащить. А поначалу боялся, и не только воды, даже песка. Из-за того что тот проваливается под ногами.
-- Нам все сложнее самим справляться со Славиком, -- добавляет Лена. -- Сын -- моя постоянная боль. Но ведь не только с моим ребенком случилось это несчастье! У врачей и педагогов в загорском интернате есть опыт работы с такими детьми, чья жизнь там становится иной. А может быть, мне так только кажется
1346Читайте нас у Facebook