Почему уже четвертый месяц 40 тысяч киевлян остаются без телепрограмм, получаемых по системе «митрис»?
Этот вопрос задают сотни столичных читателей «ФАКТОВ» в своих письмах и звонках в редакцию, поскольку наша газета следит уже не первый год за перипетиями, связанными с борьбой (иного слова не подберешь) отечественных разработчиков и производителей высоких технологий в сфере телекоммуникации за право работать на благо страны. И это несмотря на несколько поручений Президента Украины Л. Кучмы, решений профильного комитета Верховной Рады, постановлений Кабинета Министров, касающихся производства и распространения «МИТРИСа» в Украине, являющейся, по определению одного из руководителей Национальной АН Украины академика И. Сергиенко, «значительным достижением украинских ученых в сфере микроволновых технологий и коммуникационных систем».
Итак, почему отключили «МИТРИС» в Киеве? Ответ будет короткий: киевлянам не повезло с городом проживания. Будь они жителями Луганска, Запорожья, Одессы, Черновцов, Ивано-Франковска, Тернополя, Мариуполя или хотя бы Новгород-Сиверского, то без проблем и дальше пользовались бы «МИТРИСом», принимали бы 20 телепрограмм, а в ближайшее время получили бы и радиодоступ к Интернету. На то она и микроволновая интегрированная телерадиоинформационная система (так расшифровывается «МИТРИС»), чтобы предоставлять людям качественные и доступные услуги в сфере связи и информации.
Однако в октябре пятилетняя работа системы в экспериментальном (т. е. бесплатном) режиме в столице была прервана. Как объясняет председатель наблюдательного совета ЗАО «МИТРИС» Виктор Петренко, «мы получили предписание Госинспекции электросвязи прекратить работу в Киеве и Киевской области с 10 октября прошлого года в связи с окончанием срока действия временного разрешения». Разве не убедителен результат пятилетнего эксперимента: потребители в Киеве и области проголосовали «за», купив более 50 тысяч комплектов приемных систем, и наверняка давно готовы вносить абонплату, чтобы система легитимно развивалась? Однако кто-то рассудил за всех нас по-простому: не лез бы «МИТРИС» в столицу, есть тут кому получать деньги за спутниковые «тарелки», за дорогой Интернет. Оказывается, уже есть кому занять и место «МИТРИСа».
Вот что пишут премьер-министру А. Кинаху министр промполитики В. Гуреев, ректор КПИ академик М. Згуровской и генеральный директор «Укрспецэкспорта» В. Малев: «В Украину начали поступать аналогичные системы зарубежного производства (MMDS, LMDS и другие), но с худшими техническими и экономическими характеристиками и в пять раз дороже, чем отечественная система «МИТРИС». Причем вследствие зарубежного лоббирования эти системы быстро, без всякой проверки, получили все необходимые лицензии для использования на всей территории Украины… Потому неэкономические (административные) методы конкурентной борьбы за украинский рынок телерадиовещания, телефонии и Интернет-услуг не дают возможности украинским производителям конкурировать с зарубежными системами на экономической (коммерческой) основе. Кроме того, это причиняет большой вред экономике Украины, оставляя ее без десятка тысяч рабочих мест для производителей и операторов оборудования, телекоммуникационных систем.
Основной тезис в отказах выдать лицензию Госкомсвязи и информатизации состоит в том, что система «МИТРИС» «мешает» спутниковому телевидению, хотя частоты 11,7--12,5 гГц предназначены в Регламенте связи и Национальной таблице распределения радиочастот Украины не только для спутникового вещания, но и для наземного на вторичной основе».
Авторы письма просят премьер-министра помочь в получении лицензии на использование радиочастот «МИТРИСом». Но поскольку вещание не возобновлено, усилия пока не приносят результата. Видимо, аргументы Госкомсвязи и информатизации неоспоримы. Каковы же они? Об этом можно судить из письма от 4. 12. 2001 г. начальника Управления радиотехнологий и использования радиочастот С. Глотова: «… лицензирование использования радиочастот для операторов и каналов вещания системы «МИТРИС» имеет следующие проблемы:
1. Определение позиции Госкомсвязи Украины, Нацсовета Украины по телевидению и радиовещанию, МИД, Минэкономики, НКАУ и других заинтересованных министерств и ведомств по поводу целесообразности использования в диапазоне 11,7--12,5 гГц систем «МИТРИС» (»ТРС-ТРОФI») или национальной системы спутникового вещания.
2. Принятие Госкомсвязи Украины решения о полосе радиочастот, которую возможно выделить для использования системами «МИТРИС» и «ТРС-ТРОФI» в Украине при условии обеспечения отсутствия вредных радиопомех спутниковому радиовещанию.
3. Определение концептуальных основ использования в Украине систем эфирного, проводного, оптоволоконного и спутникового радиовещания, систем MMDS, LMDS, MVDS, систем типа «МИТРИС».
4. Создание нормативно-правовых условий для передачи по телерадиоканалам только разрешенной (с точки зрения защиты авторских прав) программной продукции.
Учитывая изложенное, вопрос лицензирования использования радиочастот для систем «МИТРИС» будет рассмотрен после решения изложенных и других проблем их внедрения».
Своей конструктивностью ответ похож на предложение вначале добиться мира во всем мире, а уж после этого просить разрешения на вещание. Оставим без комментариев первые три пункта, поскольку решения по ним уже есть или вполне достижимы (об этом идет речь в упомянутом письме на имя премьер-министра и в письме вице-премьера В. Семиноженко, направленном вице-спикеру ВР С. Гавришу, где, в частности, сказано: «Кабмин поручил соответствующим министерствам и другим центральным органам исполнительной власти принять необходимые меры к продолжению работы по созданию благоприятных условий внедрения системы «МИТРИС». »). Мы же обратим внимание читателя на четвертый пункт, где речь идет о соблюдении авторских прав. В последнее время это превращается в моду: хочешь кого-то остановить -- припугни пиратством. Благо, заокеанские «учителя» подают пример.
Как видим, простой вопрос, вынесенный в заголовок, потребовал долгих цитирований, без которых трудно понять, что же происходит вокруг «МИТРИСа». Но, к сожалению, ответы вызывают новые вопросы. Это как в сказке про дуб, где сундук, а в сундуке -- ларец, а в ларце -- яйцо, а в яйце -- игла, в которой погибель Кощея. Сломать бы ту иглу, которая превращает цивилизованный отечественный бизнес в пасынка у себя на родине и виноватым «ягненком» лишь потому, что «хочется кому-то кушать».
370Читайте нас у Facebook