Элеонора рузвельт политическую судьбу разделяла с мужем, а постель -- с журналисткой лореной гикок
Сегодня -- День независимости США. Как и принято в демократических государствах в подобных случаях, гражданам страны-именинницы позволят отметить это событие по всем канонам праздника. А значит, будут массовые гулянья, выступления звезд местного шоу-бизнеса, поздравления высоких чиновников и, безусловно, красочный фейерверк. Не обойдется, конечно же, и без вкусно приготовленной индейки -- главного угощения во время скромных американских семейных застолий. В общем, все, как завещал один из 43 президентов 226-летней Америки Бенджамин Франклин -- именно он настоял на том, чтобы «национальной птицей» США была индейка.
Каждый четвертый американец не знает истории своей страны
Впрочем, на протяжении более двух столетий великие мужи, укреплявшие принципы демократии в США, привнесли в процесс совершенствования народовластия достаточно ноу-хау. Поэтому вправе рассчитывать на достойное место в сердцах благодарных потомков. Однако Как свидетельствует неумолимая статистика, презентованная институтом Гэллапа, каждый четвертый американец не знает истории своей страны. А многие просто не могут вспомнить имя первого президента США -- Джорджа Вашингтона. Но вряд ли в день национального праздника Соединенных Штатов уместно будет пытаться ликвидировать этот пробел в образовании местного населения. Тем более, что многие получали американское гражданство уже с дипломами в руках. В итоге, например, в Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине (столице Ирландии), больше итальянцев, чем в Риме, и больше евреев, чем в Тель-Авиве. Конечно, это вовсе не освобождает граждан Соединенных Штатов от знания истории ставшей родной страны. Но в качестве оправдания они всегда могут сказать своим оппонентам, что только восьмой президент США -- Мартин Ван Бурен -- стал первым главой государства, который родился в самих Соединенных Штатах. И было это в 19 веке.
С тех пор много воды утекло. И многие достойные люди стояли у руля державы, которую наделили в двадцатом веке приставкой «супер». Может, благодаря, в частности, и тому факту, что шесть из сорока трех американских президентов были профессиональными солдатами: Вашингтон, Джексон, Гаррисон, Тэйлор, Грант и Эйзенхауэр? Отвечая на этот вопрос, историки и аналитики наряду с положительными моментами в милитаристских склонностях президентов, естественно, найдут и отрицательные. Вот и оставим их наедине с размышлениями о том, в чем заключается залог успехов и промахов американской политики. А мы остановимся на тех фактах из жизни президентов США, которые ни два века назад, ни сто лет не попадали в официальную хронику их деятельности. Сейчас это случается, но крайне редко. Речь пойдет о первой леди Соединенных Штатов, об одной из тех, о ком американские обыватели порой говорят гораздо больше, чем о самом главе государства.
Простив, но не забыв измену Рузвельта, Элеонора все же помогла ему справиться с последствиями полиомиелита
Супруга Франклина Рузвельта Элеонора весьма успешно конкурировала с мужем не только в категории «общественная популярность», но и в требующем, кроме обаяния, еще и недюжинного интеллекта статусе «политический деятель». А после ухода Рузвельта с поста президента США в 1945 году Элеонора на протяжении 13 лет, по результатам социологических опросов, оставалась женщиной, которой больше всего восторгались в мире.
Тогда вряд ли кто-либо догадывался, что в детстве Элеонора называла себя «гадким утенком», была робкой, замкнутой девочкой со многими комплексами, которые она не смогла побороть и после окончания элитной женской школы в Лондоне. Поэтому когда в 1903 году высокий и стройный Франклин Рузвельт, приходившийся ей дальним родственником, сделал предложение, Элеонора удивилась, подумав: «Я не смогу удержать его возле себя. Он так хорошо выглядит». И решительно сказала «да!». Она была уверена, что влюблена в него. Но позже, уже после смерти Франклина Рузвельта, призналась: «Лишь теперь я знаю, много лет спустя, что значит действительно быть влюбленной и любить».
Они поженились 17 марта 1905 года. К алтарю Элеонору вместо ее покойного отца вел дядя -- президент США Теодор Рузвельт, который во время шествия намекнул: «Хорошо, что имя остается в семье». В семье осталось не только имя, но и президентство. И этому в немалой степени способствовала Элеонора, которая тоже увлеклась политикой. Отчасти потому, что считала: «Долг каждой женщины жить интересами мужа». Она оставалась, так сказать, в политическом строю и во время болезни мужа в 1918 году. Но, работая с бумагами Франклина, обнаружила, что у него роман с секретаршей Люси Мэсер. Элеонора предложила подать на развод, однако затем, дабы не навредить детям и политической карьере Франклина, простила ему измену. Друзьям она сказала: «Я могу простить, но не забыть».
С тех пор они спали в разных комнатах. Элеонора продолжала заботиться о Франклине, но жила своими интересами и демонстрировала независимость. Тем не менее, когда в 1921 году 39-летнего Рузвельта полиомиелит навсегда приковал к коляске и он решил оставить политику, Элеонора помогла ему найти в себе силы бороться дальше. И в 1932 году, в период глубокого кризиса, Франклин Делано Рузвельт стал президентом США. Элеонора сделала все, чтобы помочь ему выполнять свои обязанности.
В момент смерти президента рядом с ним была любовница
Однажды у нее спросили, не повлиял ли полиомиелит на рассудок Франклина Рузвельта. Элеонора ответила: «Да. У каждого, кто сумел перенести такую страшную болезнь, развивается чувство сострадания и понимания проблем человечества». Присутствовавшие наградили ее бурными аплодисментами. Накануне президентских выборов в 1940 году ее популярность была настолько большой, что Элеонора сама вполне могла бы бороться за президентство. Но решила поддержать мужа, баллотировавшегося в третий раз. Во время второй мировой войны первая леди Америки была ногами, ушами и глазами президента США. Она встречалась с солдатами, организовывала благотворительные мероприятия. На вопрос, не вредит ли Франклину ее бурная деятельность, муж успокаивал ее: «Леди, у нас свободная страна. Я пользуюсь собственными методами общения с соотечественниками, а если у меня и возникнут затруднения, я всегда найду возможность оградить себя от неприятностей».
В апреле 1945 года Элеонора находилась в одном из магазинов Вашингтона, когда ее срочно вызвали в Белый дом. У Рузвельта произошло кровоизлияние в мозг, и он умер, не приходя в сознание. Когда Элеоноре сообщили об этом, она сказала: «Я больше сочувствую нашей стране и всему миру, чем себе». Произнося это, она еще не знала, что прежняя любовница Рузвельта Люси в момент его смерти была рядом с Франклином. Тем не менее, Элеонора великодушно отослала ей портрет, во время написания которого и умер президент Рузвельт.
За 30 лет знакомства Элеонора написала Лорене Гикок более 2300 писем
Элеонора пережила мужа более чем на 17 лет. Очень долго оставалась в гуще политических событий, сотрудничая с администрациями президентов Трумена, Кеннеди. И лишь немногие знали, что эта женщина страдала лейкемией. Она никогда не жаловалась на свой недуг. Осенью 1962 года Элеонора Рузвельт почувствовала, что в запасе у нее остались лишь месяцы, а может быть, и недели жизни. Она переносила сильные боли. Иногда настолько сильные, что Элеонора просила не продлевать ее страдания, а помочь спокойно умереть. Всем, кто справлялся о ее здоровье, она говорила: «Смерти я не боюсь». 7 ноября 1962 года в возрасте 78 лет Элеонора Рузвельт умерла. В «Нью-Йорк Таймс» известие о ее кончине появилось под заголовком: «Она была символом новой роли женщины в мире».
А в 1978 году стали известны письма покойной журналистки Лорены Гикок, из которых следует, что она была интимной подругой Элеоноры Рузвельт. Познакомились они в 1932 году, в день президентских выборов. С тех пор они были вместе. Талантливая журналистка Гикок отказалась от карьеры, чтобы иметь возможность работать с Элеонорой Рузвельт. У нее была даже отдельная комната в Белом доме, но Лорена часто ночевала в спальне Элеоноры, находящейся напротив. Франклин Рузвельт недолюбливал Гикок и однажды потребовал от жены удалить ее из Белого дома. Элеонора требование проигнорировала, однако перестала приглашать ее на мероприятия, на которых присутствовал президент, чтобы не раздражать его. После смерти Франклина Лорена и Элеонора вместе прожили всего лишь год, в Хайд-Парке. Затем их отношения разладились.
За тридцать лет знакомства Элеонора написала Гикок более 2300 писем. По желанию Лорены после ее смерти они были обнародованы и вошли в ее биографию. Отрывок из письма Элеоноры: «Моя дорогая. Сегодня я попыталась вспомнить твое лицо, чтобы не забывать, как ты выглядишь. Лучше всего я помню твои глаза, когда ты улыбаешься, и еще, как тот мягкий уголок твоего рта прикасался к моим губам. Представляю себе, о чем будем рассказывать друг другу, когда встретимся. Горжусь нами».
Материал по книге «Первые леди Америки» подготовила Елена СЛИНКО, «ФАКТЫ»
1992Читайте нас у Facebook