За якова джугашвили, попавшего в плен, немцы выдавали другого человека
Первые три недели Великой Отечественной войны, как известно, оказались крайне неудачными для Красной армии. За этот короткий период в боях с немцами она потеряла убитыми миллион бойцов и командиров, а 724 тысячи советских солдат и офицеров попали в плен. Отношение вождя всех времен и народов Иосифа Сталина к тем, кто оказался в немецком плену, было жестким. Эти люди причислялись к разряду врагов. 16 июля 1941 года врагом народа стал и старший сын Сталина Яков!
19-летний Яков пытался покончить с собой, когда отец не разрешил ему жениться
Все эти 60 с лишним лет официальная история утверждала, что старший лейтенант Красной армии Яков Джугашвили сдался в плен немцам под Витебском. Главный идеолог третьего рейха Геббельс использовал это обстоятельство для самой масштабной за годы Второй мировой войны пропагандистской кампании. Немецкие листовки, сотнями тысяч разбрасываемые в районах боевых действий, призывали советских солдат последовать примеру сына Сталина и сложить оружие. И только нынешней весной российским историкам удалось доказать, что департамент Геббельса и немецкая военная разведка «Абвер» обманули весь мир. Настоящая судьба Якова Джугашвили была иной.
Старший сын Иосифа Сталина появился на свет в 1907 году. Отец видел ребенка всего пару раз, поскольку скитался по тюрьмам и каторгам. Из бакинской тюрьмы Иосифа отпустили на несколько дней, чтобы он мог побывать на похоронах своей жены Екатерины Сванидзе. Яше тогда не было еще и года Заботу о мальчике, росшем без родителей, взяли на себя родственники покойной Екатерины.
В 1921 году Иосиф Сталин принял решение забрать Якова в Москву. Нужно полагать, решение далось нелегко. Его вторая жена Надежда Алиллуева была всего на шесть лет старше Яши, к тому же родила своего сына. В итоге у молодой женщины в маленькой кремлевской квартире оказались муж, который сутками не бывал дома из-за работы, младенец, приемный Артем Сергеев, которого Сталин усыновил после гибели своего друга революционера Артема, и 14-летний подросток Яков с деревенскими манерами и почти не знающий русского языка!
И все же, вспоминает Артем Сергеев, молодая жена Сталина справлялась с такой задачей. Яшу она встретила очень хорошо, и мальчик ответил мачехе любовью. В квартире места было маловато, Якову выделили уголок в гостиной -- черный диван с высокой спинкой. Он завесил его белой простыней. В школе дела у Яши шли поначалу неважно. Кроме трудностей с русским языком у него обнаружились значительные пробелы в образовании. К тому же в классе он был переростком. Зато в шахматы Яков обыгрывал всех и был лучшим футболистом в школе. Девочки поголовно влюблялись в этого симпатичного паренька. Многие даже не подозревали, что Яков Джугашвили -- сын Сталина! Мягкий и добрый Яша не мог резко отказать девушкам, боялся их обидеть. Но и лишнего никогда себе не позволял.
Окончив школу, Яков впервые ослушался отца -- не пошел в институт. Он неожиданно заявил, что намерен жениться. Его избранницей стала 16-летняя (!) слушательница курсов английского языка из подмосковного Дмитрова Зоя Гумина. Сталин был категорически против! На сторону отца встал и дядя Якова Алексей Сванидзе, и другие члены семьи. Но Яков был упрям. 19-летний парень надумал покончить с собой. Никто не знает, где он достал пистолет, но как-то ночью на кухне кремлевской квартиры Сталина грянул выстрел. Яша целился себе в сердце, но не попал. Три месяца он провел на больничной койке. Его навещали все, кроме отца. Иосиф Сталин в записке своей жене написал: « Передай Якову, что он поступил как хулиган и шантажист. После этого у меня нет и не может быть с ним ничего общего » Известна и другая фраза, брошенная отцом сыну: «Хи, не попал!» Возможно, столь жестко Сталин пытался повлиять на слабовольного, с его точки зрения, сына, которого он по-своему любил.
Выйдя из больницы, Яков все же женился на Зое и уехал с ней в Ленинград к родителям Надежды Алиллуевой. В 1929 году у молодых супругов родилась дочь Галя. Сталин им не помогал. Яша устроился на работу электриком, но зарплата у него была небольшая, и семья едва сводила концы с концами. Свою первую внучку Сталин так ни разу и не увидел. Не прожив и года, девочка заболела и умерла. Несчастье разрушило брак Якова и Зои, но примирило с отцом: Иосиф Виссарионович настоял, чтобы его старший сын вернулся в Москву.
Джугашвили исчез в ночь с 16 на 17 июля, а искать его начали только через четверо суток
В 1930 году, не сказав никому ни слова, Яков успешно сдал вступительные экзамены в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Удивленный Сталин позвонил ректору. Вождь поинтересовался, действительно ли Яков Джугашвили стал студентом и не хлопотал ли кто за него? Удивленный ректор заявил, что у него есть первокурсник с таким именем. На экзаменах Яков показал хорошие знания. Только в тот момент ректор понял, кто будет учиться в его заведении! «Ну, хорошо » -- только и сказал Сталин. Он был доволен успехами сына.
В 1936 году Яков закончил институт и получил направление на завод «ЗИС». В это же время он познакомился с Ольгой Голышевой. Молодые люди стали жить вместе. Сталин одобрил выбор сына и даже распорядился выделить ему квартиру на улице Грановского в центре Москвы. От нее было всего пять минут ходьбы до Кремля. Однако оформлять свои отношения с Ольгой Яков почему-то не стал, хотя Голышева ждала ребенка. Они часто ссорились, и Ольга уехала рожать к родителям в Урюпинск. В Москву она уже не вернулась. На свет появился мальчик, которому, по настоянию Якова, дали фамилию Джугашвили. Этого внука Сталин тоже ни разу не видел
В 1937 году отец посоветовал Якову поступить в Артиллерийскую академию. Поскольку у курсанта Джугашвили уже было высшее образование (большая редкость по тем временам), его с первого курса сразу перевели на четвертый. Учился Яков хорошо, только с английским языком были проблемы.
В 1938 году старший сын Сталина познакомился с одесситкой Юлией Мельцер, артисткой балета. Красивая светская женщина представила Якова известным людям: певцу Ивану Козловскому, композитору Дмитрию Покрассу. Джугашвили влюбился в Юлю без ума. Но отец был против. На этот раз Сталина не устраивала национальность избранницы сына. Но Яков и в этот раз не послушал отца и женился на Юлии. Причем все произошло очень быстро. В этом же году у них родилась дочь Галя (Яков попросил Юлию дать ребенку это имя). Жили они очень дружно. 23 июня 1941 года Яков Джугашвили ушел на фронт, даже не успев увидеться с отцом. Только позвонил по телефону. Сталин коротко сказал: «Иди и воюй». Юлия Мельцер плакала целые сутки после ухода мужа. Об этом много лет спустя рассказала Гале Джугашвили соседка по дому. «Мама не просто плакала, -- говорит Галина. -- Она голосила, как голосят бабы в деревнях по покойнику. Наверное, мама чувствовала, что отец не вернется »
Яков прислал домой только одну весточку. Отправил почтовую карточку со станции Вязьма по дороге на фронт: «Дорогая Юля! Береги Галку и себя За меня не волнуйтесь. Устроился прекрасно Весь твой Яша».
11 июля немецкие войска ворвались в Витебск. В окружении оказались сразу три советские армии. В котел попал и 14-й гаубично-артиллерийский полк 14-й танковой дивизии, в котором командиром батареи служил старший лейтенант Яков Джугашвили. С этого момента в его дальнейшей судьбе происходят таинственные и необъяснимые события.
Согласно военным историческим архивам, командир 14-й танковой дивизии полковник Васильев очень беспокоился о безопасности сына Сталина. Он понимал, что его ждет, если Яков погибнет или попадет в плен. Васильев отдал приказ начальнику особого отдела взять Джугашвили с собой в машину. Но Яков, якобы, отказался. Полковник отдал повторный приказ. Начальник артиллерии дивизии отрапортовал, что приказ был исполнен. Но среди тех, кто вырвался из окружения, Якова не оказалось. Он исчез в ночь с 16 на 17 июля. Лишь четверо суток спустя полковник Васильев отправил группу мотоциклистов на поиски старшего лейтенанта Джугашвили и то только потому, что получил шифровку от самого Георгия Жукова. Поисковой группой командовал старший политрук Горохов. Он и его мотоциклисты встретили в районе озера Каспля рядового Лопуридзе, который утверждал, что выходил из окружения вместе с Яковом. 15 июля они переоделись в гражданскую одежду и закопали свои документы. Убедившись, что немцы их не преследуют, Джугашвили решил передохнуть, а Лопуридзе пошел дальше. Горохов решил, что сын Сталина уже вышел к своим и прекратил поиски. 24 июля полковник Васильев доложил об этом Жукову.
В том, с каким промедлением действовали командиры 14-й танковой дивизии, чувствуется какая-то тайна. 4 августа 1941 года Василий Сталин получил письмо от хорошего знакомого Васи и Якова полковника Ивана Сапегина. Он сообщил, что полковник Васильев бросил 14-й гаубично-артиллерийский полк на произвол судьбы. Он прорвался на танке из окружения, взяв с собой начальника артиллерии, но позабыв про Якова. Проехал мимо сына Сталина и даже не остановился!
А 13 августа под Никополем немецкие самолеты разбросали в небе листовки с фотографией Якова Джугашвили. В тексте говорилось, что сын Сталина сдался с тысячами других солдат и офицеров под Витебском и теперь сотрудничает с немцами. Об этом немедленно доложили Иосифу Сталину, для которого это сообщение стало тяжелым ударом. К неудачам на фронте добавилось и личное несчастье. А немецкая пропаганда продолжала свое дело. Вскоре появилась листовка с текстом записки Якова отцу, написанной в плену и переданной в Москву по дипломатическим каналам. Старший лейтенант Джугашвили сообщал, что жив и здоров, обращаются с ним хорошо. Записка датировалась 19 июля. Сталин был в ярости. Мало того, что его сын попал в плен, так он еще смеет письма оттуда писать!
«Абвер» сообщил о смерти сына Сталина в 1943 году, поскольку боялся разоблачения
Советская военная разведка пыталась следить, куда направляли Якова. Было послано несколько спасательных групп, но все эти операции не увенчались успехом. Множество подпольщиков и разведчиков раскрыли себя, сообщая в Москву данные о сыне Сталина. «Абвер» ликовал, а Иосиф Виссарионович, похоже, терял над собой контроль. Он приказал арестовать жену Якова, обвинив ее в шпионаже в пользу Германии. Полтора года Юлия Мельцер провела в тюрьме в Куйбышеве. Ее освободили только после того, как пришло известие о гибели Якова.
Официальная версия гласит следующее. Старшего сына Сталина переводили из лагеря в лагерь. Он побывал в Берлине под охраной гестапо, в лагере для военнопленных в Любеке, в концлагере в Хоммельбурге, в особом лагере «А» в Заксенхаузене. Вечером 14 апреля 1943 года охранник в Заксенхаузене Конрад Харфих заводил заключенных в барак. Неожиданно Яков Джугашвили с криком: «Часовой! Стреляй!» бросился на проволочное заграждение, находившееся под током. Харфих попытался его остановить, но узник уже схватился за проволоку. Тогда охранник выстрелил ему в голову с расстояния в шесть--семь метров
В те дни по линии Красного Креста велись активные переговоры об обмене Якова Джугашвили на немецкого фельдмаршала Паулюса, попавшего в плен под Сталинградом. Советская пропаганда утверждала, что Сталин категорически отказался от такой возможности, заявив: «Я фельдмаршала на рядового не меняю!» Тем не менее переговоры продолжались. И вот здесь возникает версия, что руководство третьего рейха испугалось разоблачения: за Якова Джугашвили почти два года Берлин выдавал другого человека!
Нынешней весной лучшие российские эксперты-криминалисты провели целый ряд исследований, которые доказывают следующее: все фотографии сына Сталина на знаменитых листовках, равно как и записка, посланная им отцу из плена, -- подделка! Специалисты Центра судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Министерства обороны Российской Федерации Сергей Зосимов, Виктор Колкутин и Сергей Абрамов уверены в этом на 100 процентов. Почерк на почтовой карточке, отправленной Яковом жене из Вязьмы (послание хранится у их дочери Галины), и тот, которым написана записка Сталину, не совпадают. Найдено более 10 существенных различий. А с фотографиями, которые немцы помещали на листовках, дело обстоит еще проще. Несоответствие теней, странные позы Якова, его одежда (например, китель, застегивающийся на левую сторону или теплая шинель в разгар июля) говорят о том, что «Абвер» использовал фотомонтаж и ретуширование. Это было полностью доказано в ходе экспертизы, сделанной с применением последних научно-технических достижений в области криминалистики.
Обращает на себя внимание и тот странный факт, что немцы ни разу не записали сына Сталина на магнитофон и кинопленку. Ведь это был бы такой козырь в их пропагандистской кампании! Кстати, фотография Якова Джугашвили, висящего на проводах в Заксенхаузене, которая хранилась в архивах имперской канцелярии в Берлине, подозрительно плохого качества. Еще одно косвенное доказательство того, что у немцев в плену пребывал другой человек, было найдено еще 31 мая 1948 года. Военный переводчик Прохорова, разбиравшая нацистские архивы в Нижней Саксонии, наткнулась на два листка бумаги -- протокол первого допроса Якова Джугашвили, составленный под Витебском 18 июля 1941 года. В нем, помимо всего прочего, говорится, что пленник прекрасно владеет тремя иностранными языками -- английским, немецким и французским! А Яков в Артиллерийской академии постоянно получал «неуды» по иностранному. Российские эксперты уверены, что нацисты выдавали за сына Сталина другого человека. Кого, это еще предстоит выяснить, равно как и истинную судьбу Якова. Возможно, он погиб, прорываясь к своим из котла под Витебском. Возможно, действительно попал в плен, но отказался сотрудничать с немцами, и те предпочли его расстрелять, чтобы затем выдать за живого
Иосиф Сталин так никогда и не извинился перед своей невесткой за то, что поломал ей жизнь. Юлия Мельцер вышла из куйбышевской тюрьмы совершенно седая. Она вернулась в Москву, но долгое время не могла видеться с дочерью. Лишь после войны Сталин, любивший внучку, разрешил встречаться Юлии и Галине. Дочь Якова признается, что сначала боялась родной матери. Первые их встречи были очень короткими. Галя ездила к маме с дочерью Сталина Светланой. Понадобилось время, чтобы девочка привыкла к маме
По материалам программы «Кремль-9» российской телекомпании ОРТ подготовил Игорь КОЗЛОВ, «ФАКТЫ»
999Читайте нас у Facebook