ПОИСК
Україна

Советник президента украины анатолий гальчинский: «правительству еще рано трубить в фанфары»

0:00 11 липня 2002
Інф. «ФАКТІВ»

Программа правительства, представленная на прошлой неделе парламенту, вызвала много споров. Политики высказывают разные мнения о том, насколько этот документ соответствует современным экономическим реалиям Украины и провозглашенному Президентом курсу на интеграцию страны в Европейский союз.

Свое мнение по этому вопросу мы попросили высказать советника Президента Украины, директора Национального института стратегических исследований Анатолия Гальчинского.

«В годы экономического кризиса у нас был самый глубокий спад: ВВП сократился на 59,2 процента»

-- Как вы оцениваете правительственную программу, насколько она соответствует стратегии европейской интеграции?

-- Прежде всего, давайте определим критерий подобных оценок. В Послании Президента на этот счет есть несколько ключевых позиций. Главная из них заключается в том, что в пределах сложившейся в Украине за годы экономического кризиса модели развития широкомасштабная модернизация национальной экономики (а это главное для реализации задач «европейского выбора») невозможна. Речь идет в первую очередь о таких качественных преобразованиях экономики:

РЕКЛАМА

а) переходе к инновационной модели развития;

б) системном обновлении структуры производства;

РЕКЛАМА

в) проведении принципиально новой политики доходов, основой которой должно стать преодоление огромной разницы между доходами разных групп населения и создание эффективных стимулов развития среднего класса.

Программа правительства, прежде всего ее экономическая составляющая, должна оцениваться в контексте создания реальных механизмов решения перечисленных выше задач.

РЕКЛАМА

Я бы не хотел быть субъективным в своих оценках, но сегодня является очевидной истиной то, что правительство пока еще не смогло определиться в данных ключевых вопросах экономической политики. Это наша общая боль. Если в 1999 году инновационной деятельностью занимались 18,1 процента промышленных предприятий, в 2000 году -- 18 процентов, то в 2001 году -- всего 16,5 процента. Об этом необходимо говорить во всеуслышанье и принимать меры для исправления ситуации. До осени, когда Программа правительства будет рассматриваться в парламенте в окончательном варианте, в ней можно многое поправить.

-- Но ведь в последние годы в Украине наблюдается хорошая экономическая динамика, продолжается рост практически всех экономических показателей. Разве этого мало?

-- Мы склонны преувеличивать достигнутое. Действительно, за последние три года ВВП увеличился на 20 процентов. Это один из лучших показателей в Европе. Но необходимо учитывать, что в годы экономического кризиса у нас был, по сути, самый глубокий спад: ВВП сократился на 59,2 процента (только в 1994 году падение составило 23,9 процента). Сравните: 20 процентов роста и почти 60 процентов падения. Все это -- убедительные доказательства того, что нам еще рано трубить в фанфары.

Но главное сегодня даже не темпы роста. Дело в том, что за последние годы у нас сформировалась модель роста без развития, без качественных изменений. А без них потенциал роста не может быть весомым. На инерции можно еще год-два продержаться. А что потом? Опять депрессия?

Поэтому нельзя терять времени. Это смерти подобно. Начать глубокую системную перестройку существующей модели развития украинской экономики необходимо безотлагательно. В современном динамичном мире отсутствие развития означает деградацию. В президентском послании речь идет об освоении модели опережающего развития. Реализовать эту задачу очень сложно. Но без этого мы не будем иметь перспективы. Правительство должно быть основной движущей силой в решении именно такого масштаба вопросов, стать мотором прежде всего качественных преобразований экономической системы страны, сформировавшейся в годы экономического кризиса, поэтому во многом деструктивной.

«У нас еще есть возможность подняться. Но это нужно начать делать уже сегодня»

-- Но ведь далеко не все зависит от правительства…

-- Я полностью с этим согласен. В моем понимании, без формирования устойчивого парламентского большинства и, прежде всего, без тесного взаимодействия двух базовых блоков -- «Единой Украины» и «Нашей Украины» -- реализация задач, поставленных в Послании Президента «Европейский выбор», невозможна. В связи с этим необходим новый политический консенсус, консенсус конструктивного большинства парламента и правительства, консенсус как политическая основа претворения в жизнь стратегии евроинтеграции. Действительный патриотизм политиков должен определяться не публичными декларациями, а конструктивными действиями на нынешнем, на мой взгляд, наиболее критическом отрезке развития общества. У нас еще есть возможность подняться. Но это нужно начинать делать уже сегодня. Завтра такой возможности не будет.

-- Способна ли подняться на такой уровень понимания задач действующая политическая элита?

-- Полагаю, что это наиболее сложная проблема. В украинской политике пока еще преобладают личностные амбиции и интересы. Сказывается соответствующая «генетика». Я имею в виду особенности становления управленческой элиты в условиях сложившегося в предыдущие годы первоначального накопления капитала, осуществляемого главным образом на основе сращивания политики и бизнеса и образования на этой основе теневого коррумпированного капитала.

Для того чтобы преодолеть старую административную систему советского типа, необходимо было отделить власть от собственности. В настоящее время происходит противоположное -- движение к новому симбиозу государства и бизнеса. Это один из ключевых факторов, подрывающий потенциал не только экономического роста, но и политического развития общества. В связи с этим вопрос о том, способна ли действующая элита обеспечить переход страны от модели коррумпированного капитализма к высоким стандартам европейского развития, остается пока еще во многом проблематичным. Это тоже объективная реальность, которую необходимо учитывать.

В Послании Президента внимание акцентируется на существенном обновлении управленческой элиты. Этот процесс, по сути, уже начался. Важно, чтобы он коснулся не только центра, но и периферии. Полагаю, что для такого обновления у нас сформировалась достаточная социальная база. Посмотрите, как весомо во время парламентских выборов заявил о себе блок «Команда озимого поколения». Разве это не кадровый резерв? Необходимо активно работать и над расширением базы среднего класса. Резервы кадровой политики необходимо искать в этой плоскости.

Но и здесь есть противоречия: по нашим оценкам, средний класс составляет всего 12--15 процентов дееспособного населения. На Западе -- более 60 процентов. Вот вам еще одна особо значимая проблема, прямо и непосредственно связанная с реализацией евроинтеграционного курса. Без среднего класса нет и не может быть гражданского общества. А кто лоббирует интересы среднего класса в нашем парламенте? Таких политических сил я не знаю. А ведь и это в конечном итоге вопросы правительства, его компетентности, его политики. Я называю эти проблемы, чтобы еще раз привлечь внимание к уровню требований, которые ставятся жизнью, целями нашего развития. Они сформулированы в президентском Послании. Это комплекс задач, которые на порядок сложнее тех, что решались вчера и решаются сегодня. Ответ на изначальный вопрос о достаточности правительства необходимо рассматривать в этом контексте.

259

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів