Події

На территории украины уже была «ядерная зима», вызванная падением гигантского астероида -- крупнейшего за последний миллиард лет

0:00 27 липня 2002
На месте удара ныне расположен городок Александровка Кировоградской области

«ФАКТЫ» уже рассказывали, что, по мнению астрономов, в 2019 году с Землей может столкнуться астероид под кодовым названием 2002NT7 диаметром два километра. Это грозит глобальной катастрофой, подобной той, что разыграна в художественном фильме «Армагеддон», говорят некоторые зарубежные ученые. Насколько опасно такое столкновение в самом деле, если оно произойдет? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к ученым Института геологических наук Национальной АН Украины, которые 30 лет занимаются поиском и исследованием кратеров, оставшихся после падения гигантских космических тел. На территории Украины их уже обнаружено семь. Самый крупный «украинский» астероид -- оставленный им кратер назвали Болтушским -- рухнул 65 миллионов лет назад на границе нынешних Кировоградской и Черкасской областей. А на месте удара ныне расположен целый городок Александровка Кировоградской области. По размерам эта глыба превосходила ту, что грозит Земле в 2019 году, и, по мнению ученых, могла достигать двух с половиной километров в диаметре.

-- Этот астероид вызвал региональную катастрофу, как и равный ему по размерам Рисский, рухнувший на территорию современной Германии 14,7 млн. лет назад, -- рассказывает заведующий отделом Института геологических наук доктор геолого-минералогических наук Евгений Гуров. -- Так что заявление, будто 2002NT7 может уничтожить целый континент -- явное преувеличение. Следы «кировоградского» астероида обнаружили на огромной территории Украины, осколки, по расчетам, разлетелись на сотни километров -- до нынешних Николаева и Киева. Удар раскалил грунт до температуры 2--2,5 тысячи градусов, породы расплавились, и сейчас толщина застывшей лавы достигает двухсот метров. Для сравнения: в недрах Земли температура магмы немногим больше тысячи градусов.

В стратосферу поднялось гигантское облако пыли и осколков, из него выпали в непосредственной близости от кратера камни диаметром до десяти метров! Облако было раскаленным. Мы находили любопытные образцы так называемых бомб -- спекшихся комков пыли размером с дорожный булыжник, которые во время падения на землю были мягкими, как горячий асфальт, и на них остались вмятины от удара о грунт. Выпадение раскаленных частиц вызвало пожары на огромной территории.

Пыль на долгие месяцы закрыла Солнце, и над половиной нынешней Украины на несколько месяцев воцарилась зима, подобная той, что называют ядерной. Сразу после падения астероида начались сильнейший ураган и разрушительнейшее землетрясение силой девять баллов по 12-балльной шкале Меркаля.

«наш» болид упал примерно в то же время, что и самый разрушительный из известных науке -- астероид диаметром до десяти километров, рухнувший на полуостров Юкатан в Мексике. Поднятая этим астероидом пыль закрыла от Солнца на долгие месяцы всю Землю. В ту «зиму» на планете вымерла почти половина видов живых организмов, в том числе динозавры. Видимо, тогда был пик столкновений Земли с крупными космическими телами.

На ранних этапах своего развития не только Земля, но и другие планеты Солнечной системы подвергались настоящим бомбардировкам астероидами. Примерно пять миллиардов лет назад планеты собирали вокруг себя болиды, часть их которых были неимоверно большими. Оставленные ими кратеры на Луне достигают диаметра 2,5 тысячи километров. Их можно увидеть в телескоп и сегодня. А вот на Земле таких следов не осталось -- на нашей планете довольно быстро, по геологическим меркам, затягиваются раны. Возможно, поэтому изучение таких кратеров началось только в начале XX столетия, наиболее активно -- лишь полвека назад. Американский исследователь Берринджер потратил всю жизнь на доказательство того, что Аризонский кратер диаметром 1,2 километра и глубиной 180 метров оставлен астероидом. Ученому поверили, лишь когда стало ясно, что металл, найденный в кратере, космического происхождения. Ежегодно ученые находят по нескольку подобных «воронок».

-- Чем они полезны, кроме изучения истории Земли?

-- В расплавившейся от удара породе создавались благоприятные условия для образования нефти и газа. Поэтому эти полезные ископаемые зачастую добывают непосредственно из кратеров.

-- Фиксировались ли падения очень крупных космических тел за время существования человека?

-- К счастью, в этот период астероиды, способные вызвать катастрофы на больших территориях, с Землей не сталкивались. Но болиды, сопоставимые с Сихотэ-Алиньским (он «прилетел» в 1947-м и весил, по расчетам, около 100 тонн. -- Авт. ), в последние тысячелетия падали. Скажем, в Сибири возле реки Лена мы нашли кратер, в котором образовалось озеро диаметром 300 метров. Астероид упал здесь семь тысяч лет назад. А в конце 90-х самый внушительный болид рухнул возле Стерлитамака. Он вошел в землю на десять метров и оставил воронку диаметром три метра.