За каждое опоздание, курение в цехах и за неопрятный внешний вид рабочие будущего завода им. Артема платили большой штраф: примерно десятую часть месячной зарплаты
О том, что киевский завод им. Артема работает на «оборонку», в городе знал каждый школьник. Но что именно он выпускает, не знали даже инженеры из соседних «мирных» цехов. Здесь, на Лукьяновке, было создано крупнейшее в Советском Союзе предприятие по производству управляемых авиационных ракет и бомб, ракетных установок, бомбовых контейнеров, средств наведения и другого оборудования для военной авиации и сил ПВО. Сегодня компания «Артем» более известна своими добротными, «оборонного» качества пылесосами, оснасткой для троллейбусов и тракторов, хирургическими инструментами Но не зря на рекламных артемовских щитах начертано: «И не только пылесосы». За постперестроечные годы завод не утратил той мощи, что вывела его в лидеры советского машиностроения и военно-промышленного комплекса, и по сей день способен выпускать самую современную спецтехнику.
«Завод» построили в усадьбе инженера-дворянина
Летом 1891 года, когда Лукьяновка была тихой окраиной Киева, в городскую управу поступило прошение: дворянин, инженер-технолог по образованию Эдуард Коллб-Селецкий хочет построить в своей усадьбе на углу улиц Татарской, Большой Дорогожицкой (ныне Мельникова. -- Авт. ) и Глубочицкого шоссе чугунолитейную и механическую мастерскую. «Добро» было получено. Весной 1892-го на вотчине дворянина заработали плавильная печь, два горна, токарный станок, и шестеро работников приступили к изготовлению медных аппаратов для производства минеральных вод. К концу года таких аппаратов изготовили два, в добавок отлили 24 тонны машинных принадлежностей из железа, меди, чугуна, свинца и олова.
Спустя четыре года мастерскую взял в аренду инженер Станислав Ольшанский. Он превратил ее в солидное предприятие под названием «Днепровский машиностроительный завод в Киеве»: 75 работников (во всем городе тогда было всего около 850 рабочих -- литейщиков и механосборщиков), 12 станков, 8 горнов Когда в самом конце XIX века на юго-западе Российской империи вспыхнул «сахарный бум», -- резко увеличились посевы сахарной свеклы на Киевщине, Волыни и в Подолии, -- завод стал одним из крупнейших производителей станков для винокуренных и сахарных предприятий империи. Хотя теснота в цехе была такая, что работник, стоя за станком, локтем задевал соседа! Но поддержанию порядка способствовал строгий внутренний устав, введенный Ольшанским.
Из досье «ФАКТОВ». «Длительность работы мужчин на фабриках и заводах не подлежит никаким ограничениям, хозяева частных промышленных предприятий также не обязаны освобождать работников в воскресные и праздничные дни», -- гласил секретный циркуляр имперского Департамента торговли и мануфактур от 1896 года. В Киеве этому распоряжению следовали наиболее рьяно: рабочий день здесь длился 11--12 часов -- дольше, чем в России. Царский указ об ограничении рабочего дня, изданный через год, в Украине начали применять намного позже, нежели в центральных областях империи.
В разгар промышленного кризиса начала XX века завод перешел в собственность Фаддея Млошевского. Тот, чтобы не допустить гибели предприятия, оставил лишь наиболее квалифицированных работников и еще более ужесточил дисциплину. Например, при ежедневной зарплате 60 копеек (рабочий день длился 12,5 часов) взымал от 20 копеек до 3 рублей штрафа: за опоздание, попытку скрыть брак, появление на работе в нетрезвом виде, за курение в цехах, небрежное отношение к оборудованию и даже за неопрятный внешний вид. Рабочие бастовали: в 1905 году -- в знак протеста против расстрела в Петербурге, в 1907-м за 10-часовый рабочий день (и добились своего), в 1914 против запрета отмечать столетие со дня рождения Т. Г. Шевченко Но качество работы и трудовая дисциплина оставались достаточно высокими, чтобы в годы Первой мировой войны Днепровский завод получил военные заказы. Во время войны гражданской, чтобы свести концы с концами, здешним мастерам пришлось перебиваться случайными заработками, вплоть до производства самодельных зажигалок. А в октябре 1940 года Киевский машиностроительный завод им. Артема (это название он получил в 1922-м) стал оборонным предприятием, выпускавшим авиационное вооружение.
Пока нет заказов на боевые ракеты, завод готовится к выпуску «Ракет» для домохозяек
Именно на заводе им. Артема, который 23 июня 1941 года начали готовить к эвакуации в Куйбышев (ныне Самара), в начале Великой Отечественной был выпущен один из первых гранатометов в истории человечества. Он выбрасывал на расстояние до 600 метров «гранату» -- своеобразную ампулу, наполненную зажигательной смесью, и был грозным оружием против танков, особенно на городских улицах. На знаменитых штурмовиках Ил-2 и Ил-10 использовались реактивные установки типа «Катюша», тоже изготовленные артемовцами, советские истребители и бомбардировщики вооружались артемовскими крупнокалиберными пулеметами и автоматическими пушками. А когда в 1943-м завод вернулся в Киев и выяснилось, что от его цехов почти ничего не осталось, предприятие вновь обрело статус мастерских со штатом примерно сто человек.
-- Завод быстро восстановили, с 1959 года здесь начали выпускать управляемые авиационные, затем зенитные ракеты. С тех пор более 95% нашей продукции составляла военная техника и авиационное оборудование, -- говорит председатель правления Государственной акционерной холдинговой компании «Артем» Александр Качура. -- В начале 90-х военные заказы прекратились. Для многих оборонных предприятий это стало трагедией, очень трудно было и нам. Благо, мы оказались готовыми к этому: еще до развала Союза думали о создании отдельных заводов на базе наших цехов и филиалов. Все они принадлежат компании «Артем», выполняют наши заказы (это позволяет нам оставаться одним из ведущих предприятий авиационной промышленности Украины), а также производят что-то свое: от мебели и полимеров до медицинского оборудования и бытовой техники.
Из досье «ФАКТОВ». В холдинговой компании «Артем» нет задолженности по зарплатам. Удалось избежать массовых увольнений и «текучки» кадров. В основном сохранены жилищно-коммунальное хозяйство компании, объекты социальной и медицинской сферы: спортклуб «Сокол», детский дом культуры «Юный Артемовец», спортивно-оздоровительный лагерь им. Ю. Гагарина в Ирпене, санаторий-профилакторий «Тетерев», база отдыха «Пирново» и другие, государственная поддержка которых прекратилась семь лет назад.
-- Тяжело было «переключить» рабочего, который всю жизнь занимался изготовлением военной или авиационной техники, на производство гражданской продукции?
-- Кстати, на заводе им. Артема и раньше выпускали ветродвигатели, сельхозтехнику, алюминиевую посуду и даже игрушки, -- заметил Александр Качура. -- Когда пришло время конверсии, все понимали, что нужно заново учиться зарабатывать на жизнь, поэтому «переключались» быстро. Мы купили в Германии патент на производство добротных пылесосов и наладили их выпуск: недорогие «Артем», «Супер» уже хорошо известны в Украине, в ближайших планах -- выпуск маленьких пылесосов «Ракета-40». Освоены отечественные сварочные полуавтоматы совместно с заводом имени Патона. Для троллейбусов, тракторов, комбайнов производим электротехническое оборудование по нашим «авиационным» технологиям
-- Здесь вспоминается старый анекдот о советском тракторе, который мирно работал в поле, потом вдруг дал залп ракетами в сторону противника, вертикально взлетел и скрылся в облаках. Обладает ли какими-то особыми свойствами мирная продукция «Артема»?
-- Прежде всего «военной» надежностью, неприхотливостью. И, конечно, эта продукция должна быть «умной». Нашими конструкторами разрабатываются новые технологии либо используются авиационные для производства, например, инвалидных колясок с электрическим и рычажным приводом, комнатных, спортивных, детских, дорожных Создаются датчики для ориентирования в пространстве, высокоточные станки. Построена современная линия гальванических покрытий «никель-хром». Изготовили на базе наших авиационных механизмов универсальный хирургический стол, которому можно придать любой угол наклона, стремимся обеспечить украинских врачей хирургическими инструментами, совместно с медиками создали камеру зональной декомпрессии для быстрого заживления ран и улучшения кровообращения Мы знаем, кто в мире выпускает аналогичную продукцию. Не скажу, что мы вне конкуренции, но наше качество не хуже.
«Все, что могут производить предприятия в Украине, нужно делать здесь»
-- Александр Степанович, ныне «модны» жалобы: мол, научный потенциал Украины утрачен, лучшие умы покидают страну, предприятия уже не способны работать с высокими технологиями Такая потеря неизбежна или «умам» все же найдется работа на родине?
-- Хороший специалист знает, во сколько его работа будет оценена за границей. Значит, здесь его нужно привлечь приемлемой зарплатой, жильем, интересной работой, перспективой роста, социальным и медицинским обеспечением Компании «Артем» это в какой-то степени удается. По крайней мере, мы сохранили всех своих специалистов, которые нужны для работы по нашим сложным технологиям.
Из досье «ФАКТОВ». Александр Степанович Качура, президент -- председатель правления Государственной акционерной холдинговой компании «Артем», возглавляет предприятие с 1988 года. Под его руководством реконструированы объекты социальной сферы предприятия, при ведомственной поликлинике открыт стоматологический центр, налажен выпуск бытовой техники и электронного оборудования, ранее завозившихся из-за рубежа, компания «Артем» стала единственной в Киеве, добровольно взявшей под свою опеку десятки детей из Закарпатья, чьи семьи пострадали от наводнения Александр Качура -- член коллегии Госкомитета промышленной политики Украины, член правления ассоциации «Киев» по вопросам промышленности и связи, ныне кандидат в народные депутаты Украины.
-- Вы сумели обеспечить своих сотрудников стабильной работой и регулярной зарплатой. Возможна ли такая благодать на других предприятиях Киева, Украины?
-- Несколько лет назад в столице была создана ассоциация «Киев», в которой добровольно объединились руководители городских предприятий все отраслей промышленности. Одна из важнейших задач -- обеспечить работой киевские, украинские предприятия, дать заказы на производство нужных стране товаров нашим производителям, а не закупать импорт, который дороже и зачастую недостаточного качества, -- говорит Александр Качура. -- Так, мы наладили в столице производство кассовых аппаратов, газовых счетчиков, совместно с городской госадминистрацией и министерствами решаем социальные вопросы, помогаем отечественным предприятиям подняться на ноги. Необходимо принимать законы, которые поддержат украинскую промышленность, сельское хозяйство. Тогда будут деньги и на зарплату, и на пенсию, и на ученых, чтобы не уезжали из страны
2862Читайте нас у Facebook