ПОИСК
Події

Только благодаря разрешению леонида ильича брежнева состоялся развод валентины терешковой и андриян николаева

0:00 27 березня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
О первой женщине-космонавте, отметившей недавно свое 65-летие, рассказывает заместитель председателя, а затем председатель Президиума Верховного Совета УССР 1975-1990 годов Валентина Шевченко

В день полета в космос Валентине Терешковой было всего 26. Возвращалась она уже Героем Советского Союза, но звездной болезнью не заболела. Наоборот, слава доставляла этой женщине определенные неудобства. Например, чтобы получить добро на развод с Андрияном Николаевым (казалось бы, сугубо личное дело супругов), ей пришлось отправиться на прием к генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу.

Еще с комсомольских времен дружеские отношения с Валентиной Терешковой поддерживает экс-председатель Президиума Верховного Совета УССР Валентина Шевченко, у которой побывал корреспондент «ФАКТОВ».

«Смещенные в результате приземления диски Терешковой вправлял наш земляк Николай Касьян»

-- Я познакомилась с Валентиной Терешковой уже после ее полета в космос в 1963 году, -- вспоминает Валентина Шевченко. -- Это произошло в ЦК ВЛКСМ на встрече космонавтов с комсомольским активом (в те годы я была секретарем ЦК ЛКСМ Украины). Мы сразу же подружились. Терешкова вообще очень тепло относилась к Украине, во время наших встреч она с нетерпением ждала, когда зазвучат украинские песни. Особенно любила «Два кольори», «Рiдна мати моя» в исполнении народного артиста СССР Дмитрия Гнатюка.

Помню, как однажды Валентина Владимировна обратилась ко мне с необычной просьбой. Дело в том, что после сильного удара спускаемого аппарата о землю у нее сместились диски позвонков. Как оказалось, такая же проблема возникала и у других космонавтов. Выяснив, у кого они вправляют диски, Валентина Владимировна попросила меня, тогда уже первого заместителя председателя Президиума Верховного Совета УССР, организовать ей встречу с нашим народным целителем Николаем Андреевичем Касьяном. Он и помог Терешковой избавиться от болей.

РЕКЛАМА

В 1968 году было принято мудрое решение рекомендовать Терешкову председателем Комитета советских женщин. С ее приходом на эту должность авторитет организации, созданной еще в 1946 году, сразу же возрос. В любой стране Валентину Владимировну принимали на самом высоком уровне. Она была заинтересована, чтобы делегации комитета (обычно в них входили один представитель и переводчик) возглавлялись известными женщинами, умеющими отстаивать политику нашей страны. Случилось так, что я стала первым официальным представителем СССР в Таиланде за все годы советской власти. В 1981 году там даже посольства не существовало. Нашу делегацию принимала королева Таиланда. И хотя по протоколу полагалась 30-минутная аудиенция, мы общались полтора часа. После этого между нашими странами установились тесные контакты.

Скажу откровенно, Владимир Васильевич Щербицкий неохотно отпускал меня в такие поездки, длившиеся обычно не меньше недели. Виной тому была постоянная загруженность по работе. Надо было готовиться к сессиям Верховного Совета республики и к поездкам на форумы в Москву, выезжать в регионы Украины, заниматься бюджетом, разработкой проектов указов и законов и многими другими неотложными делами. Поэтому мне не раз приходилось отказываться от интересных предложений. Да что там вспоминать о несостоявшихся поездках в Англию или Австралию! Сколько раз Валя Терешкова приглашала меня в свой родной Ярославль. Во время каждой нашей встречи в Москве она говорила: «Все, обязательно едем!» А я так ни разу и не выбралась -- надо было спешить в Киев.

РЕКЛАМА

«Принимая приглашение в гости, Валентина Владимировна с улыбкой поинтересовалась, будет ли сало и «Киевский торт»

-- По инициативе ООН 1975 год был объявлен годом женщины, -- продолжает Валентина Семеновна. -- В Москве проходил съезд советских женщин, в числе делегатов была и я. В президиуме форума, работой которого руководила Валентина Терешкова, присутствовали все члены Политбюро и советского правительства. Украинская делегация поручила мне уговорить Валентину Владимировну прийти к нам в гости. Хорошо запомнила, как, принимая приглашение, она с улыбкой уточнила: «Только если будет сало и «Киевский торт». А можно еще взять самых близких мне космонавтов?»

Когда девчата узнали, что Терешкова собирается к нам в гости, они принесли в мой номер-люкс гостиницы «Россия» продукты. И такой шикарный стол получился! Были и традиционные украинские угощения -- сало, «Горiлка з перцем», «Киевский торт». Чтобы нашу гостью не «похитили» делегаты других республик, я заранее заехала за ней в Комитет советских женщин. Вместе с Терешковой с нами поехали Андриян Николаев, Петр Климук и молодая женщина, которую Валентина Владимировна представила нам так: «Девочки, это моя подружка Таня. Вместе с ней мы готовились к полету. Но в последний момент выбрали меня». (Со временем Таня ушла из отряда космонавтов и работала в Комитете советских женщин помощником Терешковой). Конечно, мы выпили-закусили, пошутили, а потом Валентина Владимировна попросила: «Девчата, спойте украинские песни!» И наши песни звучали в «России» до поздней ночи.

РЕКЛАМА

Тесная дружба также связывала Валентину Терешкову с Юрием Гагариным. После трагической гибели космонавта в 1968 году она не оставляла без внимания его жену и двух дочерей. Каждый раз, приезжая из-за границы, Терешкова обязательно привозила подарки своей Алене и дочкам Юрия Алексеевича. Им она постоянно помогала, как могла.

Однажды, когда я приехала в Москву на заседание Президиума Верховного Совета СССР в апреле 1985 года, Терешкова обратилась ко мне: «Валюша, мне очень нужно заказать в Киеве памятник на могилу маме. Можно нам приехать?» -- «Нет вопросов», -- ответила я. Мама жила с Валентиной Владимировной постоянно. Собственно говоря, она вырастила и поставила на ноги внучку Алену. Смерть родного человека стала для Вали большим горем, и мне хотелось хоть чем-то ей помочь. Уже 2 мая я встречала Терешкову, ее второго мужа -- профессора, врача-ортопеда клиники имени Склифосовского генерала Шапошникова и дочь Алену, студентку третьего курса 2-го Московского медицинского института.

Посаженным отцом на свадьбе Николаева и Терешковой был Никита Хрущев

-- Валентина Терешкова не любила говорить о своей личной жизни. Она была инициатором развода с Андрияном Николаевым, долго мучилась и переживала из-за этого, -- вспоминает Валентина Шевченко. -- Вы же помните, как отрицательно в те времена партийные органы относились к разводным делам. Тем более в таких случаях, когда коммунист был на виду не только у всей страны, но и во всем мире. В конце концов, Валентина Владимировна набралась храбрости и пошла на прием к генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу. Леонид Ильич проявил понимание и «благословил» развод звездных супругов. Андриян Григорьевич очень переживал по этому поводу, у него случился инфаркт, и после этого он долго болел.

Прошлой осенью мы встретились с космонавтом в Москве на праздновании дня рождения комсомола. Андриян Николаев выглядел отлично. Он по-прежнему работает в Центре подготовки космонавтов, поддерживает теплые отношения с дочерью Аленой, занимается воспитанием внука Алешки, но второй раз так и не женился. А Валентина Терешкова вышла замуж через некоторое время после развода.

Был ли брак Николаева и Терешковой результатом любви -- эту тему мы не обсуждали. Я знаю только, что посаженным отцом на этой свадьбе был Никита Сергеевич Хрущев. На свадебных фотографиях Валюша Терешкова, в платьице выше колен и коротенькой фате, светилась от счастья. А подарки были самые обычные -- раньше ведь молодоженам не дарили ни машин, ни квартир. Как и другие космонавты, супруги жили в Звездном городке. Позже, уже занимая должность председателя Комитета советских женщин, Валентина Владимировна получила двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

Но вернусь к той нашей встрече в Киеве, когда помогала Терешковой с памятником для матери. Вместе с московскими гостями из «Борисполя» мы сразу отправились на правительственную дачу в Пуще-Водицу (которую впоследствии премьер-министр Павел Лазаренко превратил в резиденцию высокого класса, потратив на реконструкцию более пяти миллионов гривен государственных средств). Немного отдохнув, поехали на экскурсию в Софийский заповедник, Печерскую лавру, возложили цветы к памятнику Неизвестному солдату и прогулялись по Крещатику. Москвичи были в полном восторге от нашего города.

А потом Валентина Владимировна поехала на встречу с министром промышленности строительных материалов Александром Тихоновичем Шевченко (моим однофамильцем). По его совету она выбрала для памятника житомирский черный лабрадорит, на котором заказала портрет матери и склоненную русскую березку. После изготовления памятник отправили в Москву.

Через два дня супруги уехали, а Алена попросилась погостить еще. Мне она очень понравилась -- не избалованная, воспитанная, добрая девушка. Она решила поразить маму: «Тетя Валя, научите меня варить борщ и лепить вареники. Приеду домой, вот мама удивится, что я умею готовить самые популярные блюда украинской кухни!» Секретничая со мной на кухне, Алена сокрушалась, как ей сложно выйти замуж. Все ее подружки обзавелись семьями, у них уже есть дети, а маме постоянно кажется, что ребята ухаживают за Аленой только потому, что она -- дочка Терешковой.

В мой последний приезд в Москву в 1995 году Валентина Владимировна поделилась со мной новостью: Алена вышла замуж, родила сына. Так что Терешкова стала бабушкой. Два года назад она тяжело пережила внезапную смерть мужа, Юлия Георгиевича, с которым они дружно прожили 20 лет. В последнее время они вместе занимались строительством частного дома, и добротный коттедж появился в лесной зоне, прилегающей к Звездному городку. Но пожить здесь мужу не пришлось. Слишком поздно установили диагноз, и ничего уже нельзя было сделать.

«Авторитет Терешковой очень не нравился первой леди страны Раисе Горбачевой»

-- Считаю, что с приходом к власти Горбачева по отношению к Терешковой допустили ошибку, -- подытоживает свой рассказ Валентина Семеновна. -- У нее не сложились отношения с Раисой Максимовной. Видимо, определенную роль в этом сыграл элемент ревности. До этого первой женщиной страны однозначно считалась Валентина Терешкова. Она всегда выглядела подчеркнуто строго: идеальная прическа, классический костюм, великолепная блуза, изящные туфельки. Наряды шила в известном московском ателье, обслуживающем дамскую элиту страны. Из украшений Валентина Владимировна носила или одну цепочку, или одно колечко, но непременно тонкой, изысканной работы. Однако при всем своем женском обаянии имела твердый характер. Наверное, иначе Терешкову не приняли бы в отряд космонавтов.

Положение лидера и авторитет Терешковой не понравились первой леди государства Раисе Горбачевой. Раньше, как правило, с женами президентов, премьеров, королей и других высокопоставленных лиц, приезжающих с визитами в СССР, встречалась Валентина Терешкова. Она умела найти общий язык с любым человеком. Потом эти функции выполняла Раиса Максимовна -- в центре внимания должна была находиться только первая леди! Словом, в 1987 году руководство страны приняло решение о переводе Терешковой на должность председателя президиума Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Эти организации имели одинаковый уровень, но союз пропагандировал советский образ жизни и культуру, а комитет занимался развитием женского движения страны и укреплением его авторитета в мире. Последний с уходом Валентины Терешковой существенно ослабил свои позиции. Ее пост доверили ткачихе из Иваново, Герою Социалистического Труда Зое Пуховой, которая тоже была личностью незаурядной, но несколько иного уровня.

А об умении Валентины Терешковой, возглавившей Союз советских обществ дружбы, договариваться на самом высоком уровне я убедилась во время своих поездок в качестве главы делегаций этой организации в Индию. Ездила туда дважды -- в 1987 и 1989 годах. Поездки были приурочены соответственно к 40-й и 42-й годовщине независимости крупнейшего южно-азиатского государства. Оба раза нас принимал премьер-министр Индии Раджив Ганди. Благодаря неоспоримому авторитету Валентины Терешковой была достигнута важная договоренность. Премьер-министр государства Маврикий передал нашему руководству, что находящиеся в плавании в Индийском океане советские суда в любое время могут получить на острове Маврикий продукты питания и воду.

И сегодня Валентина Владимировна продолжает работать в этой организации, переименованной после распада СССР в Общество дружбы России с зарубежными странами.

 


1371

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів