ПОИСК
Події

«гросс-мерседес», на котором ездил андрей миронов, его жена лариса голубкина продала за 4,5 миллиона долларов

0:00 29 березня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Вырученные деньги должны были поступить не бывшим владельцам раритетных машин, а в партийную казну

О скандалах, связанных с попытками иностранных контрабандистов разжиться на советских автомобильных раритетах, «ФАКТЫ» писали уже неоднократно. Однако не только заграничные дельцы хотели нагреть на этом руки. Оказывается, таковых было немало и в Советском Союзе. Причем в некоторых аферах фигурировали первые лица партии и государства.

В марсельском автомузее возле уникального «Бугатти» стоит табличка с надписью: «Куплен в СССР за бесценок»

«Бугатти» -- одна из старейших фирм мира, автомобили которой во все времена ценились на вес золота. Ее основатель Эторе Изидоро Арко Бугатти внес в автомобильное конструирование элементы искусства. Поначалу работавший для других фирм, он в 1910 году в Мольсхайме основал собственную. За право считать Бугатти своим до сих пор спорят несколько стран: Италия -- поскольку знаменитый конструктор урожденный итальянец, Германия -- потому что до Первой мировой Мольсхайм принадлежал ей, Франция -- из-за того, что на ее территории сейчас находится этот город и ее национальные цвета отстаивала команда «Бугатти». Первой мелкосерийной (крупносерийных просто не существовало) стала модель «13», принесшая славу фирме. С 1910 по 1920 годы было построено 250 таких машин. Именно подобный спортивный автомобиль в начале прошлого века приобрел купец из Тульской губернии. Но предпринимателю долго наслаждаться машиной не довелось…

В 1959 году легендарный «Бугатти-13» самых первых выпусков оказался у коллекционера Евгения Гуревича -- энтузиаста, считавшего реставрацию старинных автомобилей смыслом своей жизни.

Автомобиль, доставшийся Гуревичу в ужасном состоянии, со временем был отреставрирован. Появление спортивного «Бугатти» стало значительным событием для страны, поскольку ходовые спортивные машины данной модели почти не сохранились. Более того, автомобиль Гуревича смог участвовать в пробеге по Москве, который летом 1966 года для староходов был организован журналом «За рулем». Об этом редком экземпляре стало известно французским коллекционерам, братьям Фрицу и Гансу Шлюмпф. Владельцы текстильных предприятий, они всю свою прибыль пускали на приобретение старинных машин. Особой популярностью у братьев пользовались именно «Бугатти», которых им удалось собрать 189 экземпляров. К описываемому периоду в их коллекции имелось два автомобиля 13 типа, но раннего открытого варианта не было. Обещая небывалые скидки на текстиль, братья Шлюмпф замучили Внешторг СССР предложениями о покупке «Бугатти-13». И советские чиновники пошли на хитрость: направили к Гуревичу эмиссара, представившегося сотрудником «Мосфильма», который коллекционирует атомобили. Лжемосфильмовец попросил реставратора безвозмездно, из патриотических побуждений, передать «Бугатти» для автомобильного стенда создаваемого в те годы Политехнического музея. Гуревич согласился. Однако «Бугатти-13» оказался не в музее, а на корабле, отправившемся из Одессы в Марсель. Советским чиновникам, не знавшим истинной ценности раритета, братья Шлюмпф заплатили 12 000 долларов, хотя реальная стоимость авто достигала сотен тысяч долларов. Эти гроши пошли в пользу государства, а реставратор не получил ни копейки. Вскоре после случившегося Евгений Гуревич умер.

РЕКЛАМА

В 1977 году чрезмерное увлечение ретро-автомобилями разорило заводы братьев Шлюмпф, они скрылись в Швейцарии, а их коллекция стала достоянием Франции, заслуженно получив титул автомобильного Лувра. Автомобиль 1913 года «Бугатти-13» стоит там и сегодня, а на табличке рядом с ним значится: «Куплен за бесценок в СССР».

Чтобы похитить «Альфа-Ромео» с автостоянки в Москве, пришлось нанимать преступную группировку

Славу «Бугатти» оспаривали автомобили «Альфа-Ромео», которые в 20-40-х годах прошлого века создавал гениальный миланский конструктор Витторио Яно. Эти автомобили выпускались небольшими сериями, а их кузова строились на заказ в специализированных ателье. Не была исключением и роскошная «Альфа-Ромео-6ц-2500» с заказным кузовом от ателье «Туринг». Этот очень красивый спортивный кабриолет 1940 года выпуска привез из Румынии за день до начала войны наш разведчик Андрей Рево. Несмотря на все перипетии, ему удалось сохранять раритетный автомобиль в течение многих лет. На выставках старинных машин 70-80-х годов его шикарный кабриолет блистал неоднократно. На любые предложения о продаже своего любимца Андрей Рево отвечал отказом.

РЕКЛАМА

В середине 80-х годов Михаил Горбачев, побывав в Англии, посетил аукцион старинных автомобилей и понял, насколько прибыльно это дело. После этого он дал указание на подготовку соответствующего распоряжения, согласно которому планировалось изъять самые ценные автораритеты у владельцев, нелегально вывезти их за рубеж и продать с аукционов. Вырученные средства должны были поступить в партийную казну. Но президенты клубов автомобилистов-антикварщиков Таллинна, Москвы и Риги написали в Политбюро открытое письмо, в котором выразили негативное отношение к указу и подчеркивали, что неприлично торговать историческим достоянием нации. Цэковская затея потерпела фиаско.

Но «Альфа-Ромео» бывшего разведчика оказалась на особом учете. Во Франкфурте-на-Майне к тому времени был создан музей «Россо-Бианко», среди экспонатов которого были самые знаменитые спортивные и гоночные машины прошлых лет. Его владельцу и основателю Петеру Каусу за 10 лет удалось собрать даже более значимую коллекцию спортивных авто «Альфа-Ромео», чем ту, что находилась в знаменитом музее в Милане. Управляющий музея Донбахер, который был партнером Кауса, положил глаз на красавец-автомобиль из Москвы…

РЕКЛАМА

Пожилой Рево редко наведывался в свой металлический гараж на платной стоянке, особенно зимой. Он был крайне удивлен, когда весной 1990 года на воротах гаража обнаружил новый замок. Когда замок взломала милиция, автомобиля внутри не оказалось. Три следователя из МУРа, бросив свои дела, занялись похищением, подключился Интерпол.

Что же произошло на самом деле? Поздним вечером в январе 1990 года на «СуперМАЗе» на стоянку заехали белорусские дальнобойщики и попросились переночевать. Шоферы щедро угостили сторожей водочкой… с клофелином. Пока сторожа спали, водители взломали ворота гаража, затолкали уникальную машину в фуру, навесили новый, похожий на прежний замок, а с первыми лучами солнца, опломбировав свой груз, отправились за запад. В Бресте их ожидал перекупщик антиквариата из Вильнюса Петрович, который за деньги Донбахера разработал операцию похищения. Чтобы получить одну «Альфа-Ромео», действовала целая преступная группировка. Петрович навесил на перекрашенную «Альфу» номера и эмблемы от своего «Хорьха», после чего без проблем пересек границу (ведь таможенники не знают истинной ценности раритетов). На территории Польши Петрович передал автомобиль реставратору итальянских машин Гжегошу Кисицкому, тот провел реставрационные работы и летом 1991 года передал машину Донбахеру. Немец щедро оплатил все расходы и премировал участников операции современными «опелями» и «мерседесами». Когда же представитель музея стал регистрировать машину в полиции, его арестовали сотрудники Интерпола. Правда, дело замяли, а Рево, решив, что в музее за машиной будет лучший уход, оставил ее там. Многие утверждают, что наш соотечественник не случайно отсутствовал той зимой на стоянке -- за это он получил кругленькую сумму.

В середине 80-х годов по распоряжению Михаила Горбачева готовился специальный указ цк об изъятии лучших антикварных автомобилей у коллекционеров для перепродажи за границу

В СССР всегда было много «мерседесов». В 20-е годы их закупали для правительства, в 40-е получали в качестве боевых трофеев, а в 60-е привозили дипломаты. Популярность старинных «мерседесов» особенно возросла после фильма «17 мгновений весны». Режиссер фильма Татьяна Лиознова, решив, что разведчик должен ездить на типичном для нации автомобиле, пересадила Штирлица с фешенебельного «Хорьх-851», который был описан в романе Юлиана Семенова, на неприметный «Мерседес-Бенц-230» -- он не соответствовал должности, но был самым типичным автомобилем Германии. С тех пор и повелось, что каждый начинающий антикварщик желал приобрести машину, «как у Штирлица». Многие владельцы «мерседесов», пытаясь увеличить цену, стали придумывать легенды о происхождении и принадлежности своих машин. К примеру, киевлянин Алексей Бубликов рассказывал байку о принадлежности его среднеклассового «Мерседеса» со всеми «родными» агрегатами гауляйтеру Украины и Польши Эрику Коху. Хотя гараж гауляйтера хорошо описан в литературе и такой машины, как у Бубликова, там не значится.

Тем не менее доподлинно известно, что в странах СНГ и сегодня находятся несколько самых ценных компрессорных «мерседесов», цена которых переваливает за миллион долларов. С этими автомобилями связано немало драматических моментов.

Осенью 1939 года на автосалоне в Берлине огромная толпа журналистов, профессионалов и зевак собралась у стенда концерна «Мерседеса». Все глазели на исполинский «Мерседес-Бенц 770к» цвета слоновой кости. Такие автомобили серии «Дубльве 150» были хорошо известны в нацистской Германии и получили полуофициальное прозвище «Гросс-Мерседес». Предназначались они для верхушки Рейха: Гитлера, Гиммлера, Геббельса. Но ни один из 87 выпущенных экземпляров не имел такого изысканного кузова кабриолет, как представленный на автосалоне. Плавные ниспадающие линии, обилие хрома и светотехники подчеркивали безупречность этого «Мерседеса». Прямо с выставки автомобиль приобрел наследный принц иранского престола. Молодой Пехлеви учился в Германии, параллельно занимался автогонками и высшим пилотажем. Дорогую игрушку восточного принца пожелал заиметь Геринг, обожавший роскошные машины. Но молодой перс пожаловался на фельдмаршала Борману. В 1942 Пехлеви решил вернуться в Тегеран, поскольку был противником нацизма и не желал, чтобы отец вовлек Иран в войну на стороне Гитлера. Для возвращения нужен был транспорт, и молодой Пехлеви решил попросить самолет у ничего не подозревавшего Гиммлера, оставив ему взамен свой «Мерседес». Когда в 1945 году советские войска заняли Берлин, машины из гаража рейхсканцелярии перешли к победителям. Великолепный кабриолет цвета слоновой кости стал собственностью командира разведроты Родислава Чижикова. После войны Чижиков стал знаменитым велогонщиком, завоевавшим множество побед на международных соревнованиях. В 1957 году за победу в Велогонке Мира Хрущев вручил ему ключи от новенькой 21-й «Волги». И старый кабриолет спортсмен подарил своим друзьям -- артистам Марии Мироновой и Александру Менакеру. Их сын Андрей Миронов быстро научился управлять папиным «Мерседесом» и катал на нем друзей. В 1978 году этот кабриолет был признан лучшим на Московском авторетрофестивале, правда, управлял им тогда сводный брат артиста Александр. Предложения о продаже поступали Андрею Миронову неоднократно, но он шутил, что коллекция джазовых пластинок и «Мерседес» -- самые дорогие вещи в его жизни.

Когда в 1987 году артиста не стало, его вдова Лариса Голубкина решила продать раритет за рубеж. Она договорилась с одной харьковской преступной группировкой, которая занималась ввозом в СНГ современных автомобилей и вывозом раритетов. Эти «бизнесмены» представлялись сотрудниками несуществующего автомузея, сулили клиентам большие деньги, а когда это не помогало, шли на взлом и бандитизм. Поначалу Лариса Голубкина дала согласие на продажу «Мерседеса». А потом, почувствовав, что ее могут обмануть, забрала «Мерседес-770» обратно в Москву. Все же машина не задержалась у Голубкиной надолго. С помощью посредников она продала автомобиль калифорнийскому миллионеру Полу Карасику за 4,5 миллиона долларов!

2585

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів