ПОИСК
Культура та мистецтво

Актриса анна николаева: «алеша фатьянов написал свои знаменитые стихи «соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» и сказал: «это все тебе! Это все о тебе… »

0:00 11 травня 2002
Сегодня в Театре русской драмы имени Леси Украинки народная артистка Украины отмечает пятидесятилетие творческой деятельности

Анна Николаева, Нюся, как ее до сих пор ласково называют друзья, -- женщина легендарная. Это она во время войны была музой Алексея Фатьянова, знаменитого поэта, чьему перу принадлежат нетленные стихи «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», «На солнечной поляночке», «Когда проходит молодость»… Красота и неподдельная искренность Анны пленили голубоглазого красавца Фатьянова и оставили след на всю его жизнь. Он приезжал к ней, уже знаменитой актрисе, в Киев и умолял: «Нюся, я люблю тебя. Будь со мной… » Она была непреклонна. И не потому, что не питала к нему никаких чувств. Просто в ее жизни был другой мужчина. И еще ТЕАТР!

Анна Тимофеевна -- из тех удивительных женщин, над которыми не властны годы. Ее глаза до сих пор искрятся, а улыбка загадочна. Я понимаю тех мужчин, которые были готовы все бросить к ее ногам. Даже сейчас. Даже когда ей исполнилось… А, впрочем, какая разница?! Если она до сих пор играет в театре…

«Всю войну я носила с собой засушенную фиалочку, подаренную мне Алешей Фатьяновым»

-- Неужели мама не отговаривала вас от карьеры актрисы?

-- Ну что вы! Конечно, нет. Ведь получалась уже целая династия. Моя бабушка тоже была актрисой. Прадед -- опереточным актером, он выступал под псевдонимом Завадский. В начале двадцатого века так поступали почти все актеры. А мама… Просто она не знала, что я собираюсь поступать в театральную студию. Да и для меня самой это было неожиданностью. Моя подружка Тамара Федорова как-то сказала: «Нюся, я сегодня иду поступать в студию при Орловском театре». Я-то совсем была девчонка, пятнадцать лет. Говорю: «Можно, я посмотрю, как это происходит?» Пришла, стала за колонной и замерла. Я впервые попала в театр. До этого бывала только на кукольных спектаклях.

РЕКЛАМА

-- Даже на мамины не ходили?

-- Мама в то время уже оставила актерскую профессию. Была начальником планового отдела. Так получилось. Мой отец умер, когда мне было два года. Потом появился отчим. Денег не хватало…

РЕКЛАМА

На актерском экзамене было полным-полно людей. Все красивые! Я по сравнению с остальными была маленькой, полноватой девчушкой. И вдруг один человек из комиссии спрашивает: «А что это за девочка стоит за колонной? А ну-ка иди сюда… » Уж и не знаю, что его во мне привлекло. Может, моя коса до самых пят? Или модная в те времена шапочка «маленькая мама»? Он меня спросил: «Сможешь что-то прочитать?» Говорю: «Могу». И прочитала: «Яблони, полные сил, ароматные, в нашем саду расцвели… » «А петь умеешь?» -- спрашивают. «Могу», -- говорю. И затянула «Каховку», отказавшись даже от аккомпанемента. Начала звонко, а закончила басом. Аж сама своего голоса испугалась, так он сел от страха. Вижу, комиссия едва держится, чтобы не засмеяться. «А танцевать можешь?» Я тогда сняла свою «маленькую маму», положила ее на стул и станцевала польку-бабочку. Сама себе при этом напевая. Комиссия расхохоталась. Мне было так стыдно и обидно! Я была мокрая как мышь. И от расстройства подошла к своему стулу и села на «маленькую маму». Ну это было уже совсем… Но я поступила. Увы.

-- Почему увы?

РЕКЛАМА

-- Ни я, никто другой этого не ожидали. Что их во мне покорило? Наверное, моя непосредственность. После того, как я прочитала свое имя в списках поступивших, меня вызвали в дирекцию театра и спросили: «Сколько ты получаешь?» А я в то время ходила на курсы бухгалтеров. Говорю: «67 рублей». «Ну, -- отвечают, -- у нас ты в лучшем случае будешь получать пятьдесят. Согласна?» «Конечно!» И тут же побежала к маме. Она как услышала, что я поступила в студию, очень серьезно посмотрела на меня, потом опустила голову и по ее щекам потекли слезы…

Это был 1937 год. Студенты театральной студии сразу стали играть в спектаклях театра. Поэтому, когда через три года я закончила студию, уже свободно и без страха выходила на сцену. Первую свою роль я сыграла в сказке Светлова. Там меня и увидел Алеша Фатьянов…

-- Это была любовь с первого взгляда?

-- Наверное. После моего первого спектакля всю труппу, задействованную в нем, пригласили в редакцию газеты «Орловская правда», редактором которой был Иван Батов. Мой будущий муж. Алеша Фатьянов в то время был художественным руководителем по текстовой части ансамбля Орловского военного округа. Я вошла в кабинет редактора и сразу наткнулась на Алешин взгляд. У него были безумно красивые голубые глаза. Алеша был в военной форме, стройный, подтянутый, красивый. До сих пор, закрыв глаза, вижу его. После той встречи в редакции мы долго бродили вдвоем по городу. В городском парке сели на скамеечку, он придвинулся ко мне и на каком-то обрывке листа написал стих. «Это для тебя», -- сказал Алеша. Я положила листок в сумочку и… со временем он потерялся. Молода была. Только его фиалочку, желтую с синими краешками, засушенную, проносила в записной книжке всю войну.

-- Когда вы встретились, Фатьянов уже был знаменитым поэтом?

-- Он только начинал как поэт. Ему исполнилось 26 лет. Работал в основном для ансамбля. Если бы не война… После той нашей встречи мы с Алешей увиделись во время первой бомбежки Орла. Был поздний вечер, я возвращалась с комсомольского собрания. Вдруг страшный гул, аж уши заложило. До сих пор кажется, что я его слышу. Все побежали в убежище. Вдруг -- Алеша! Мы бросились друг к другу. Вокруг война, а у нас чувства! Алеша пошел меня провожать. А у дома уже дежурили мама с бабушкой. «Передаю вам Нюсю с рук на руки», -- говорит. А потом он провожал нас в эвакуацию. Это был июль 1941 года. Он пришел прямо к вагону. И принес фиалочку. «Это тебе». По наивности мы думали, что война долго не продлится. Ну, может, пару недель. Поэтому, прощаясь, не расставались навсегда.

«Первый раз я упала в обморок, когда отмывала от брюк чьи-то кишки»

-- Алексей не предлагал вам выйти за него замуж?

-- Нет! Он говорил о большой любви ко мне. Все время повторял, что не может забыть мои глаза. Что счастлив, что встретил меня. Но я-то была совсем девчонка.

-- То есть у вас были платонические отношения?

-- И только. Мы надеялись, что когда-нибудь, после войны, будем вместе навсегда. Не случилось. Хотя во время войны мы вновь встретились. Это было в Челябинске. Мы выступали там с театром, жили недалеко, в Златоусте. Помню, я шла вечером после спектакля по гостиничному коридору и вдруг навстречу мне в распахнутой шинели Алеша! Это невозможно описать! На меня как будто напал столбняк. Я не могла произнести ни слова, просто стояла на месте. Алеша подошел, нежно обнял меня и расцеловал. Он был свободен лишь сутки. На следующий день с ансамблем уезжал в Уфу. Алеша отпросился у своего директора Марка Блюмена проводить меня, и последним поездом мы уехали в Златоуст. К маме. Мама знала о нас все. Она быстро сообразила что-то на стол. А на центральное место поставила маленькую бутылочку с медицинским спиртом. Мы развели его водой и выпили по рюмке. Мама постелила себе на кухне. А нам -- в комнате. Наверное, теперь скажут, что наш век был наивен до глупости. Я легла на лежанку у печки, а Алеша на раскладушку. Мы проговорили всю ночь! Обо всем. Конечно, целовались, обнимались. Но никаких поползновений с его стороны на мою честь не было. Он оберегал меня. Мою невинность. А утром подарил мне книгу своих песен. И сказал: «Это только тебе! Это все про тебя!»

-- Он писал вам письма?

-- Когда он уехал в Уфу, то буквально забросал меня телеграммами и письмами. А потом стал писать все реже и реже. Позже я узнала, что на фронте он познакомился с женщиной, Анной Казаковой. Увлекся, был близок с ней. А я как чувствовала, что что-то происходит.

-- Страдали?

-- Война иссушила мои чувства. Она была гораздо страшнее моих переживаний. Я работала в госпитале, в армии. В огромных железных корытах железной щеткой и зеленым мылом в ледяной воде я отмывала солдатские шинели. Первый раз упала в обморок, когда увидела на брюках чьи-то кишки. А потом кусочек глаза… Сердце мое закалилось. Я переболела воспалением почек, цингой, чесоткой, фурункулезом. Какие чувства? Мама приносила домой очистки, мы их мыли, проворачивали и готовили обед. Всю войну у меня была одна пара фильдеперсовых чулок со стрелками. Я все мечтала: вот наступит мир, куплю себе целую дюжину… Конец войны я застала в Орле. Мы с мамой вернулись голые и босые, жили в каморке. В это время тот самый главный редактор «Орловской правды» и сделал мне предложение.

-- А как же любовь?

-- Наверное, то, что предложил мне Иван Григорьевич после страшной войны, было для меня важнее всего. Он защитил меня, спас от нищеты. У него была хорошая квартира, достаток. А любовь… В первую ночь я не смогла лечь с ним в постель. Убежала. Потом вернулась. Пришла привязанность…

-- Неужели вы никогда так и не встретились больше с Фатьяновым?

-- Это было сразу после войны. Я приехала в Москву, а Алеша уже тогда был знаменитым поэтом, писал песни с Соловьевым-Седым. Я нашла Алешу через его сестру, Татьяну. Пришла к ней, она открыла дверь и сразу мне с порога: «Нюся! Где ты пропадала! Алеша все время только и говорит, что о тебе!» И мы с ним встретились. Он был все так же красив. А я уже одевалась в роскошные платья. Алеша вновь клялся мне в любви. А я зачарованно за ним наблюдала. Как-то он взял меня к себе, посмотреть, как они работают с Соловьевым-Седым. Это было в гостинице, я забилась в угол комнаты и наблюдала. Они записывали какую-то песню. Алеша стоял у фортепиано, посылал мне воздушные поцелуи и все твердил: «Это тебе, это тебе… » А вечером я ему сообщила, что собираюсь выйти замуж. Алеша только сказал: «Наша любовь останется с нами до конца нашей жизни. Поступай как знаешь». На следующий день он уезжал в Ленинград. Я и его сестра пошли его провожать. Помню, он стоял на подножке вагона, в военной шинели, красивый, голубоглазый, и мы попрощались. Я безумно ревела у Тани на груди…

«Чтобы сосчитать всех, кто предлагал мне руку и сердце, пальцев на руке не хватит»

-- Правда, что в Театр русской драмы имени Леси Украинки вас пригласил зять Хрущева, Виктор Гонтарь?

-- Да. Это случилось в Одессе. Я работала там в театре Советской Армии. Как-то к нам приехал Гонтарь и увидел меня в нескольких спектаклях. Потом пригласил меня на встречу и сказал: «Подумайте, не перейти ли вам работать в Театр Леси Украинки». В то время он был его директором. По правде говоря, меня не очень тянуло в Киев. Да и понятий тогда, что это столица, престижно -- не было. Но в театре мне сказали: «Нюся, о чем ты думаешь? Конечно, переходи! Там же Хохлов! Такая величина!» И я согласилась. Забрала из Одессы все вещи, маму и вместе с Батовым приехала в Киев. Он тоже стал работать в столичной редакции. Ему дали однокомнатную квартиру на одиннадцатом этаже высотного дома на Крещатике. Но вместе мы прожили недолго. Он мне изменил. Я это узнала. И ушла от него без каких-либо сожалений.

-- Поступок сильной женщины.

-- Мне нечего было бояться. У меня была любимая работа, перспектива. И потом… море поклонников.

-- Сколько раз вам предлагали руку и сердце?

-- Ну… Наверное, не хватит пальцев на руках, чтобы сосчитать. Мое жизнелюбие, эмоциональный настрой привлекали ко мне молодых людей. Я всегда была в центре внимания.

-- Завистников, наверняка, тоже.

-- Конечно! Но я проходила мимо косых взглядов. Никогда ни с кем не воевала. Но если мне надо было показать и доказать, что я лучше, могла и побороться. Ночь не спала -- учила роль и добивалась своего. На самом деле главным в моей жизни всегда был театр.

-- Тем не менее вы вышли замуж во второй раз.

-- Николай был необычным человеком. Я не смогла ему отказать и полюбила всем сердцем. В прошлом он был актером, играл в Львовском драматическом театре. У нас была замечательная семья, взаимопонимание. Кстати, я познакомила Колю с Алешей Фатьяновым.

-- Значит, вы встретились еще раз?

-- Это было уже в Киеве. Алеша приехал на Киностудию имени Довженко писать песню к какому-то фильму. Мы вместе гуляли, ходили в гости к Павлу Вирскому. И он мне опять клялся в любви. На следующий день Алеша встретился с моим мужем в ресторане, где был заказан банкет. Они много говорили, плакали, и Коля ему сказал: «Алеша, она -- первая твоя любовь. Я понимаю тебя. И если Нюся хочет остаться с тобой, я не против».

-- И что вы?

-- Я не могла бросить Колю! Да и потом… по правде говоря, я так и не смогла простить Фатьянову той его измены во время войны с Анной Казаковой. Конечно, теперь сложно судить, кто из нас был прав…

«Олег Борисов хотел вернуться в Киев, но ему не позволили»

-- Муж вас не ревновал к поклонникам?

-- Он относился ко всему с пониманием. Помню, я как-то возвращалась домой поздно вечером с концерта в окружении поклонников из прокуратуры. Шумные, веселые. А у двери нашей квартиры уже стоял мой Коля. Я говорю: «Познакомьтесь, это мой Коля». А они ему: «Мы любим вашу Анну». А Коля им так просто отвечает: «Я ее тоже очень люблю». Ему было приятно, что я нравлюсь… Конечно, я много глупостей наделала в своей жизни. Очень! Как же без них? Я жила так, как подсказывало мне сердце. И воспитала свою дочь и внучку так, чтобы они были независимы. Героев среди мужчин осталось, увы, мало. Хотя я сохранила еще какой-то дурацкий оптимизм. Люблю жизнь и людей.

-- Когда вы пришли работать в Театр Леси Украинки, там работали такие корифеи, как Хохлов, Лавров, Борисов…

-- Хохлов был необычайно красив. И безумно талантлив. Когда у нас было собрание труппы и входил Константин Хохлов, все вставали. Он покорял своим величием. Это он предложил Кириллу Лаврову, единственному из труппы нашего театра, уехать с ним в Москву. И его отец, Юрий Лавров, обладавший потрясающей этакой белогвардейской пикантностью, благословил сына. Правда, к сожалению, Константин Павлович недолго прожил без нашего театра. Как и Романов. В день открытия нашего сезона он умер в гостинице в Москве.

-- Почему Романов ушел из театра?

-- Не было работы. Без Хохлова ему было трудно. Я как-то встретила его на улице, он шел ужасно расстроенный. Сказал, что подал заявление об уходе из театра. Его никто не уговаривал остаться. Потом я провожала его на вокзале. Михаил Федорович был грустен и почти не разговаривал…

-- Олег Борисов ушел из театра тоже при вас?

-- Да. Он уезжал из Киева не по собственной воле. Его попросту выгнали. По приказу министерства культуры он уехал в Польшу на презентацию фильма «За двумя зайцами», а в это время в театре на собрании труппы его клеймили почем зря. Олег приехал, узнал об этом и на следующий же день подал заявление об уходе. Он был очень эмоциональным человеком. Сразу же был вывешен приказ о его увольнении. Олег уехал в Ленинград, к Товстоногову. Правда, ему и там пришлось нелегко. Семь лет он был без дела, пока режиссеры его заметили. Но я, бывая на гастролях в Ленинграде, всегда заходила к нему домой. Знаю, что Олег хотел вернуться в Киев. Но ему не позволили. В театре против него были настроены очень многие. И Павел Луспекаев хотел вернуться в наш театр. Ему тоже не разрешили. Помню, как, узнав об этом, плакала его жена Инна.

-- Правда, что сам Кавалеридзе не хотел никого снимать в своей картине «Сковорода», кроме вас?

-- Причем я была на восьмом месяце беременности! Каждый день за мной приезжал помощник режиссера и боялся позвонить в дверь, молясь, чтобы я еще не родила. Кавалеридзе был потрясающим мастером! Вся съемочная группа была влюблена в него. Он работал тихо, как будто боясь кого-то спугнуть. Это было потрясающее время!

-- Вы жалеете о чем-то в своей жизни?

-- Всей своей бурной жизнью я не была подготовлена, что в конце концов останусь жить одна. Одиночество тяготит меня. Я конечно, все понимаю -- у Ксюши муж, Дашенька. Им хорошо вместе… Но мне ТАК ОДИНОКО…

-- А как же театр?

-- Если бы не было его, я бы сошла с ума…

838

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів