ПОИСК
Події

Когда на свежую могилу 21-летней наташи медведевой, погибшей от удара молнии, положили венки, прогремел гром такой силы, что у многих пошли мурашки по телу

0:00 16 травня 2002
В поле возле райцентра Печенеги Харьковской области разряд молнии насмерть убил двух человек. Шедшая следом за ними молодая женщина чудом осталась жива

27 апреля Карина Олейник была доставлена в отделение нейрохирургии областной больницы с признаками поражения электрическим разрядом большой мощности. На восьмые сутки молодая женщина написала расписку, что претензий в случае осложнений к врачам иметь не будет, и вернулась домой. Однако пока рано говорить о ее полном выздоровлении. Следы от термических ожогов на теле -- самое безобидное напоминание о пережитом.

«Мои лосины были все в мелких прожженных точках, а слуховой аппарат разлетелся на кусочки»

Только я ступила на порог покосившейся крохотной глинобитной хатки семьи Олейник, входная дверь которой была открыта, как навстречу мне вышла молодая женщина. Представившись, я начала объяснять причину своего визита, но хозяйка дома перебила меня и попросила говорить громче. «Это последствия удара молнии?» -- спросила ее, чеканя каждое слово. Оказывается, Карина родилась со слабым слухом, а в семье ее мужа все глухонемые. Полуторагодовалый сын Карины и Гриши Данька тоже унаследовал недуг своих предков. Лежа в больнице, женщина больше всего переживала о малыше -- инвалиде детства.

Из рассказа потерпевшей стало известно, что она, как и многие другие безработные в Печенегах, этой весной нанялась на работу к фермеру, арендующему несколько гектаров земли в селе Мартовая, в десятке километров от райцентра. Фермер который год подряд выращивает овощи и привлекает к этому местное население. За час работы платит по гривне, за день получается гривен 9-10. В прошлом сезоне у фермера работала свекровь, а в этом, когда Данька немного подрос, она стала присматривать за внуком, а Карина взяла на себя материальное обеспечение семьи. Ведь пенсии по инвалидности у всех очень маленькие: сама Карина получает 50 гривен, а муж со свекровью -- по 60.

-- В ту субботу мы были заняты прополкой капусты, -- вспоминает Карина, -- уже заканчивали работу, как начал греметь гром и сверкать молнии, потом припустил дождь, но мы продолжали натягивать пленку над рассадой. Я всю жизнь боялась грозы, всегда старалась куда-то спрятаться и не смотреть на небо. Поэтому, когда разрешили уйти с поля, выключила слуховой аппарат и на дороге оказалась одной из первых. Позади меня шли все остальные, а впереди -- только Наташа Медведева, моя подружка, с мужчиной, которого я практически не знала. Они смеялись, взявшись за руки. Это все, что у меня осталось в памяти.

РЕКЛАМА

… Позже свидетели рассказывали ей, что она наклонилась поправить обувь. Отстав на несколько шагов от идущих впереди, Карина спасла свою жизнь. Ибо в этот момент разряд молнии насквозь прошил тело Александра Старикова, который поддерживал Наташу на скользкой дороге. Мужчина нес с собой металлический опрыскиватель и, понятно, был сильным притяжением для разряда. Смерть Александра и Натальи была мгновенной. Карина, попавшая в радиус поражения, пострадала от взрывной волны.

-- Я очнулась на полевой дороге от холода, -- вспоминает Карина Олейник. -- И поняла, что Наташа и ее спутник умерли -- они лежали в неестественных позах. А меня кто-то накрыл одеялом и сверху -- полиэтиленовой пленкой. Так я и лежала, пока не приехала «скорая помощь». Шел дождь, гроза продолжалась, и было страшно. Я попыталась подняться, но не смогла: сильно болела шея, не чувствовала ног. Мои лосины были все в мелких дырочках, в нескольких местах прожжена футболка, обуви вообще не было, а слуховой аппарат разлетелся на кусочки.

РЕКЛАМА

Карина говорит, что ее родные сожгли лосины, чтобы они не напоминали о пережитом. А вот ожоги и ссадины на теле никуда не деть. На лбу у женщины до сих пор не сошла шишка: видно, когда падала, сильно ударилась о землю. Но откуда взялась шишка на шее, непонятно. Опалены волосы с правой стороны и ухо, а три ожога будто пунктиром прошли наискосок от груди к левому бедру. До сих пор она ощущает слабость, тошноту, особенно в жару, болят руки, плечи, ноги, поэтому муж не разрешает ей поднимать тяжести и отходить далеко от дома. «Еще неизвестно, чем все это закончится», -- как-то грустно улыбается Карина.

-- Почему же ты тогда так рано выписалась из больницы? -- спрашиваю.

РЕКЛАМА

-- На вторые сутки после случившегося мне стало лучше. Перестала болеть голова, прошла тошнота, я уже могла ходить. Считала, что уколы и таблетки, которыми меня пичкали в больнице, вряд ли уже сильно мне помогут. Да и по дому соскучилась, родным накладно было навещать меня. Хорошо еще, что фермер оплатил лечение.

Врач отделения нейрохирургии Харьковской областной больницы Вячеслав Сенчук сказал корреспонденту «ФАКТОВ», что Карина Олейник поступила к ним с легкой степенью поражения. Ей был поставлен диагноз сотрясение головного мозга (полученное в результате удара взрывной волны в радиусе поражения). Ожоги минимальные. Выписана домой в удовлетворительном состоянии, осложнений быть не должно.

«Когда ударил гром, я подумала, что начались военные учения на полигоне», -- говорит мама погибшей

Того, чтобы кто-то погиб во время грозы, не припомнят даже старожилы Печенег. А родные погибших корят себя за то, что отправили своих детей на верную смерть. Если бы прислушались они к внутреннему состоянию их, еще живых, если бы поверили предчувствиям…

Марина, мама 21-летней Наташи Медведевой, уже после похорон дочери узнала о сне, который с четверга на пятницу, за полтора суток до смерти, приснился Наташе. Одной из своих подружек она рассказала, что видела сон, будто она в белом свадебном наряде танцует перед зеркалом, только платье ей немного жмет, но она в хорошем настроении. Свадебный наряд, да еще смех, во сне толкуются как очень плохое предзнаменование.

-- Дочка была очень жизнерадостным человеком, душой любой компании, -- рассказывает Марина Медведева. -- Старалась поддержать семью, лишний раз не просила у меня денег на развлечения. Мечтала за весну заработать денег и купить сестричке Тамаре кроссовки.

Тамара приехала накануне трагедии из Люботина, где учится в ПТУ. Мама в тот вечер задержалась на работе (с декабря прошлого года Марина торгует в киоске на автостанции, а до этого два сезона подряд тоже работала у того же фермера), а когда пришла домой, старшая дочь уже спала. Тома почему-то не решилась сказать ей, что Наташа предлагала ей попросить маминого разрешения не ходить завтра на работу. Ей хотелось провести время с сестричкой. А, может, Тома не придала тогда значения этим словам. Об этом желании старшей дочери Марина тоже узнала уже после трагедии. А разбудив Наташу рано утром в субботу, мать заметила, что проснулась она без настроения, хотя обычно поднималась легко и с улыбкой. Они попрощались до вечера. Оказалось, навсегда.

-- Я слышала тот страшный удар грома, -- говорит убитая горем женщина. -- Сначала у меня промелькнула мысль, что начались военные учения на полигоне, а потом глянула на небо и увидела надвигающуюся черную тучу со стороны Мартовой. Предчувствия беды у меня в тот момент не было.

… К сожалению, родные не смогли похоронить свою незамужнюю дочь как полагается, в подвенечном наряде. Это оказалось для них слишком дорого. Только надели на голову веночек из розовых цветков. А 400 гривен, выделенных фермером, хватило на то, чтобы забрать тело из морга и рассчитаться с музыкантами.

Свекровь Марины, Надежда Сергеевна Пасмар, говорит, что Наташа была очень внимательна к другим. Саша, с которым они вместе погибли (он был инвалидом, без пальцев на обеих руках), рассказывал как-то ей, что Наташа ему всегда помогала, чем могла: и яйцо в обед очистит, и хлеб разрежет.

-- Когда Наташу несли на кладбище, дважды начинался дождь, а как только на свежевырытую могилку положили венки, ударил гром такой силы, что у многих мурашки по коже пошли, -- сквозь слезы говорит Надежда Сергеевна. -- Ни до этого, ни после больше не гремело. Говорят, это природа просила у Наташи прощения. Сейчас все вокруг распускается, тянется к солнышку, а она, такой цветочек, навсегда увяла!..

«Саша возвращался домой с кровавыми мозолями на культях, но был счастлив, что у него есть работа»

-- Услышав, как ударил гром, я сказала своим: «Бозя свариться» (Бог сердится. -- Авт. ). -- А он моего ребенка забрал, -- плачет Елена Никитична, мама погибшего 41-летнего Александра Старикова.

27 апреля вместе с семьей она сажала картошку в поле. Чтобы помочь родным, из Харькова приехал старший сын Стариковых Михаил. Натрудившись за день, мать напекла на ужин коржики. И только сняла фартук, чтобы прилечь отдохнуть, как в окно кто-то постучал. Оказалось, сосед, Максим Гуляев, принес сумку с Сашиными вещами. А вместе с ней и страшное известие. Кстати, с того дня Максим не работает у фермера -- не может спокойно смотреть на место, где погибли близкие ему люди.

-- Саша так радовался, что у него есть работа, -- рассказывает Елена Никитична, то и дело заходясь в плаче. -- Мечтал Алеше, своему старшему сыну, на выпускной вечер подсобрать денег. Приходил домой с натертыми кровавыми мозолями на культях, но все равно был счастлив. Тем более что в этот сезон ему платили наравне со всеми -- по гривне в час. Раньше, как инвалиду, который не мог справляться с нормой, ему платили на две-три гривни меньше. Но он быстро наловчился: если надо, воду подносил, ставил дуги для теплиц, натягивал пленки, опрыскивал саженцы ядохимикатами, разве что не полол. Дома, правда, помогал в прополке огорода -- у него была специальная сапка с длинной ручкой. До инвалидности Саша работал сварщиком. Очень трудолюбивый был мой сын, только невезучий.

На Сашу, рассказывают, и дерево падало, но он вовремя увернулся. А семь лет назад отморозил все пальцы на руках, после чего стал инвалидом второй группы. А тут еще жена, забрав детей, ушла от него. И только, казалось бы, начала налаживаться у него жизнь с другой женщиной, как на тебе.

-- В последний раз мы виделись с сыном в четверг, -- продолжает Елена Никитична. -- Мы с отцом зашли к нему, чтобы поговорить по поводу посадки огорода. Саша вернулся с работы такой уставший, аж черный -- целый день таскал на себе опрыскиватель. Они ж на той работе трудились, как каторжные. Работали по девять--десять часов в день, перерыва было два: первый -- 45 минут, и второй -- 15. Там у них строго. Говорит он мне: «Завтра у всех выходной, а в субботу надо на работу, иначе выгонят». Я ему ответила: «Конечно, иди на работу, сынок, иди». Как будто сама отправила на смерть…

… Разряд молнии попал Александру Старикову в висок, возле уха образовалась глубокая рана. Одна нога полностью обуглилась, а волосы на затылке моментально побелели. Опрыскиватель отшвырнуло на полтора метра от погибшего.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ЗАСТАЛА ГРОЗА НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ?

* Увидев надвигающуюся грозовую тучу, следует подыскать низину и спрятаться в ней -- присесть или даже лечь, укрывшись от дождя.

* Не бежать, идти спокойно.

* Не прятаться под высоким деревом.

* Выложить металлические предметы на землю и отойти от них минимум на 15 метров.

 


730

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів