Події

В «мертвом» слое сероводорода в черном море ученые обнаружили жизнь

0:00 21 травня 2002
Откуда здешние живые организмы берут кислород и чем питаются в ядовитой среде, остается загадкой

Общеизвестным является тот факт, что в Черном море на глубине 200-250 метров начинается «мертвый» насыщенный сероводородом слой воды. Считалось, что в нем обитают лишь особые бактерии вроде сероводородной: они расщепляют химические соединения и «питаются» выделяемой при этом энергией. Однако севастопольским ученым из Института биологии южных морей Национальной АН Украины удалось обнаружить на дне моря в слое сероводорода бактерии, обычные для насыщенного кислородом мелководья! Кроме того, там найдены неизвестные науке многоклеточные организмы, приспособившиеся к жизни в агрессивной среде.

Размеры обитателей «мертвых» глубин не превышают одного миллиметра

О находке ученые заявили, изучив пробы донных отложений, отобранные в пределах сероводородного слоя с глубин более 1000 метров в январе. Тогда в украинских территориальных водах работало немецкое научно-исследовательское судно «Метеор». Ученые из ФРГ взяли на борт украинских специалистов, которым удалось поднять глубоководные пробы.

-- Впервые многоклеточные организмы в сероводородной зоне мы обнаружили еще в середине восьмидесятых на глубине 650 метров, -- рассказывает заведующая отделом Института биологии южных морей НАНУ доктор биологических наук Нелли Сергеева. -- Тогда же на 600-метровой глубине обычные аэробные организмы (те, что дышат кислородом) нашли наши одесские коллеги. Однако для окончательных выводов было необходимо многократное подтверждение этих результатов. Я считаю, что сейчас у нас достаточно доказательств. Мы можем утверждать, что многоклеточные, характерные для кислородной среды, живут и в пределах сероводородного слоя. Их размеры до одного миллиметра. Но это открытие из разряда тех, которые ставят больше вопросов, чем дают ответов. Ведь не ясно, что позволяет кислородолюбивым организмам выжить в агрессивной несвойственной им среде.

Остаются вопросы по поводу еще одного проявления жизни под слоями «мертвой» воды. Речь идет об образованиях, напоминающих разноцветный мох -- серый, красноватый, зеленый. Их обнаружили на глубине 1700 метров минувшим летом киевские ученые из отдела морской геологии и рудообразований Национальной АН Украины.

-- На дне среди безжизненного пейзажа торчат природные конструкции из карбоната, напоминающие куски труб, -- рассказал директор отдела академик Евгений Шнюков. -- Через них выходит из-под дна газ. Так вот, «трубы» покрыты этим самым «мхом» Мы предположили, что он создан какими-то организмами. Поэтому передали образцы в Институт биологии южных морей.

-- Мы завершили исследования этих кораллобразных построек, -- заявил заведующий отделом института доктор биологических наук Виктор Егоров. -- «Мох», которым они покрыты, называется матами. Эти подводные образования действительно созданы живыми организмами, приспособившимися к воде, насыщенной сероводородом. Но пока не совсем ясно, каким образом они возводят свои сооружения.

В Черном море намеревались добывать сероводород, построив для этого 20 атомных энергоблоков

Любопытно, представляет ли угрозу сероводородный слой воды для людей? В Институте геологии НАНУ даже была создана комиссия для изучения этого вопроса.

-- Ее организовали после того, как генерального секретаря ЦК КПСС Черненко кто-то напугал угрозой взрыва сероводородного слоя, -- говорит академик Евгений Шнюков. -- Поднялся переполох, к исследованиям привлекли многие научные организации. Ученые убедительно доказали, что сероводородный слой, действительно, периодически растет, но это обычные природные колебания, которые не способны привести к катастрофе. Впрочем, сразу после землетрясения, разрушившего в 1927 году Ялту, был замечен грандиозный взрыв и пожар в море на расстоянии 30--50 миль от берега. Стена огня, якобы, растянулась на несколько километров. К ней был послан катер, но у него заглох мотор, и суденышко прибило к берегу. Однако экипажи проходивших поблизости судов подтверждали, что в море произошел гигантский пожар.

В годы перестройки тема сероводородного взрыва стала весьма популярной после публикации в «Литературной газете» статьи «Сгорит ли Черное море?» Ее автор -- некий Ахметов, руководитель одного союзного НИИ. Он выдвинул утопический план сродни проекту переброски северных рек: добывать из воды Черного моря сероводород, построив для этого на берегу моря двадцать атомных реакторов. В течение нескольких лет под эту идею выделяли деньги, но затем на ней был поставлен крест.