ПОИСК
Події

За шесть месяцев ареста у берегов мавритании два украинских судна превратились для экипажей в плавучие «тюрьмы»

0:00 29 травня 2002
Моряки не могут сойти на берег: у них отобрали паспорта. На кораблях острейшая нехватка питьевой воды, пищи, лекарств, электроэнергии. Нечем даже вывести крыс, которые размножились в неимоверном количестве

Уже почти полтора года практически не сходили на берег 159 моряков с плавучих рыбзаводов «Иван Бурмистров» и «Федор Коробков»: девять месяцев трудились в море, а с ноября корабли стоят в мавританском порту Нуадибу под арестом. Официальной его причиной стали долги десятилетней давности владельца теплоходов -- государственного ПО «Керчьрыбпром» -- перед мавританской фирмой. Этот арест отличается от многих подобных: речь идет о судьбе самых современных и дорогих теплоходов отечественного рыболовецкого флота. Еще в январе Президент Украины поручил ряду ведомств вернуть на родину моряков и суда. На минувшей неделе в МИДе Украины сообщили, что наконец-то найден выход из создавшегося положения. Однако точка в этой затянувшейся истории, похоже, будет поставлена еще не скоро.

Ходить по коридорам кораблей приходится на ощупь

За семь месяцев суда-рыбзаводы «Иван Бурмистров» и «Федор Коробков» превратились для экипажей в места заточения. Мавританские власти ни разу не разрешили морякам сойти на берег (лишь одного тяжелобольного поместили в госпиталь Нуадибу). Положение на судах угрожающее. Вот одна из телеграмм с «Федора Коробкова»: «На «Коробкове» и «Бурмистрове» заканчивается дизтопливо, продуктов нет, воды -- на 5--6 суток при жесткой экономии». При таком дефиците пресной воды о соблюдении элементарных норм гигиены остается только мечтать. На судах много больных, но почти нет лекарств.

Вольготно в этой ситуации только крысам. Запас ядов против них давно израсходован. Полчища грызунов разрослись до того, что во многие корабельные помещения стало опасно заходить. Кстати, на судах царит темнота: моряки экономят каждый литр солярки, поэтому электричество вырабатывают только при крайней необходимости. Капитан, судну которого пришлось пережить длительный арест, рассказал «ФАКТАМ», что электроэнергией прежде всего подпитывают холодильники -- нельзя ведь дать испортиться скудному запасу продуктов. А когда готовят еду, то и холодильники отключают, чтобы обеспечить работу электроплит.

Все остальные механизмы остаются без электроснабжения, в том числе установки для опреснения морской воды. Энергетический голод создает не только массу неудобств (кондиционеры, например, не включишь, несмотря на сорокаградусную жару), но и резко уменьшает шанс на спасение людей и теплохода при возникновении серьезных ЧП. А их вероятность повышается: специалисты утверждают, что при многомесячной стоянке на якоре может, например, лопнуть якорная цепь. В порту Нуадибу это особенно опасно: его акватория -- настоящее кладбище затонувших кораблей. Сорвись судно с якоря, и налететь на затонувшую «посудину» проще простого.

РЕКЛАМА

Моряки ходят по темным коридорам на ощупь -- благо, этому их специально обучали на случай аварийных ситуаций и обесточивания корабля. Экипажи продолжают нести вахты, но работы не много. «Вахты в таких ситуациях не спасают от скуки и депрессий, -- говорит капитан, переживший арест судна. Он просил не называть его имени. -- Некоторые мои люди, отстояв положенное на вахте, укладывались в койку в темном кубрике и не поднимались до следующей смены. Понятно, что причиной тому -- тяжелое психологическое состояние. Ведь полноценной жизнь на судне делает напряженный труд, а во время ареста мы этого лишены. Не удивительно, что некоторые моряки замыкаются в себе, становятся угрюмыми, раздражительными».

Моряки добровольно идут на страдания, чтобы добиться выдачи зарплаты

Еще в ноябре минувшего года, сразу после ареста судов, мавританские власти изъяли у экипажей служебные паспорта и даже направили на корабли жандармов. Похоже, опасались повторения почти детективной истории, когда из порта Нуадибу в девяностых годах самовольно ушли сразу пять украинских рыболовецких судов. Теплоходы тогда простояли здесь на якоре около двух месяцев. Экипажи голодали, нуждались в самом необходимом. Так что уход «по-английски», не прощаясь, был единственным разумным решением для них… Но охрана давно покинула «Бурмистров» и «Коробков». Ведь для их экипажей главное сейчас вовсе не продолжение плавания -- моряки добиваются выдачи зарплаты (порядка миллиона долларов) за девять отработанных месяцев.

РЕКЛАМА

-- За этот срок они выловили для нанявшей их иностранной частной фирмы около 18 тысяч тонн рыбы, -- говорит начальник управления Департамента рыбного хозяйства Минагрополитики Украины Анатолий Кожухов. -- Средняя цена одной тонны -- 350 долларов. Так что деньги моряки заработали. Но фирма, которая в начале минувшего года взяла «Бурмистров» и»Коробков» в аренду у ПО «Керчьрыбпром», еще не расплатилась. Мавританская сторона хоть сейчас готова отпустить экипажи, ведь под арестом находятся только теплоходы. В феврале к ним было послано судно «Рица», которое могло принять на борт 68 моряков. Весной оно отправилось в Мавританию вновь. Но возвратиться на родину согласился лишь один человек, механик Захаров, да и то из-за серьезной болезни. Моряки добровольно идут на страдания, чтобы добиться выплаты денег, и полагают, что если покинут суда, то зарплаты уж точно не дождутся… По рекомендации департамента, ПО «Керчьрыбпром» ныне добивается расторжения договоров об аренде. Этого же требует прокуратура. Дело в том, у нас есть серьезные претензии к этим документам. Кстати, спросить за их подписание пока не с кого: бывший директор «Керчьрыбпрома» исчез еще в минувшем году. Его поиски с привлечением Интерпола результатов пока не дали.

Объединение «Керчьрыбпром» пытается обеспечивать экипажи необходимыми припасами. Правда, по ряду причин грузы доставляются с большими трудностями и в недостаточных объемах. Руководство объединения недавно согласовало с мавританской стороной условия освобождения своих судов и берет кредит, часть которого пойдет на выплату долга морякам -- возврата этих денег можно будет потребовать затем у иностранной фирмы через суд.

РЕКЛАМА

Казалось бы, дело идет на лад. Дополнительные проблемы возникли из-за ареста (на этот раз в порту родной Керчи) еще одного теплохода -- «Капитан Бутримов». Часть его улова договорились направлять на погашение долга «Керчьрыбпрома» перед мавританской фирмой. Когда этот теплоход был готов выйти в море, Керченский горсуд наложил на него арест. Основанием стал иск все той же иностранной фирмы, арендовавшей суда «Иван Бурмистров» и «Федор Коробков». Она претендует и на аренду «Капитана Бутримова»…

Заложниками этой запутанной, кажущейся бесконечной истории стали 159 моряков и их семьи, которые ныне взывают к различным государственным инстанциям с просьбами о помощи.

773

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів