ПОИСК
Події

Первый автомобиль вождя мирового пролетариата владимира ленина -- роскошный французский лимузин -- угнали прямо со двора смольного

0:00 19 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
А первое «близкое» знакомство Ильича с машиной произошло после того, как швейцарский фабрикант сбил его на своем авто

Исследователи-автомобилисты утверждают, что именно годы, проведенные в эмиграции, изменили скромные вкусы вождя мирового пролетариата в отношении автомобилей. Когда Ленин пришел к власти, он стал ездить исключительно на машинах из бывшего царского гаража или безумно дорогих британских «Роллс-Ройсах».

Ленин ввел новую моду -- стал ездить рядом с водителем, пренебрегая удобством заднего салона

Доподлинно известно, что однажды, находясь в эмиграции, Ленин подал в суд на швейцарского владельца «Роллс-Ройса», который едва не сбил его на улице. Поскольку Ильич не мог себе позволить невероятно дорогой по тем временам автомобиль, он пользовался велосипедом. И как-то раз, зазевавшись, чуть не угодил под колеса американского лимузина. Невзирая на то, что в то время еще не было четких правил дорожного движения, амбициозный революционер выиграл процесс о транспортном происшествии у состоятельного буржуа. И хотя сумма выигранного иска точно неизвестна, можно предположить, что она не была маленькой. После этого случая Ленин не без ехидства писал, что, достойно попортив кровь капиталисту, он пришел к выводу: неплохо бы и правительству диктатуры пролетариата, если она будет установлена, пользоваться такими же превосходными «Роллс-Ройсами». Однако тогда, в 1910-м, это были лишь мечты фанатика.

Узнав о свершившейся февральской революции, Ленин из Цюриха отправился домой -- ему удалось договориться с правительством Германии, воюющей с Россией, о беспрепятственном проезде через оккупированные немцами территории. После прибытия пломбированного вагона на Финляндский вокзал Петрограда Ленина встречали большевистски настроенные массы. А для демонстрации своей силы Петроградский совет приказал пригнать на площадь перед вокзалом два учебных броневика «Остин-50». Эти мощные боевые машины, собранные на Путиловском заводе в период Первой мировой войны, были оснащены двумя пулеметами «Максим» и вторым постом управления в корме. Хотя броневики и были учебными, могли вести боевые действия и считались грозным оружием. Стоя на одном из них, носившем название «Враг капитала», Ильич произнес знаменитые «Апрельские тезисы» о захвате власти.

Первым ленинским автомобилем стала роскошная французская «Тюрка-Мери-28» 1915 года выпуска. Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным 4-цилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом. Неизвестно, как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя, но в царском гараже его точно не было. Водителем этого автомобиля был назначен служивший когда-то в царском гараже Степан Казимирович Гиль. Ленин ввел новую моду и стал ездить рядом с шофером, пренебрегая удобством и роскошью заднего салона. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть демократичность вождя. К слову, к таким шагам прибегали и Берия, и Гитлер. Кроме французского лимузина «Тюрка-Мери», за Лениным были закреплены и другие машины — как, к примеру, «Делонэ-Белльвиль» из гаража Николая II, которым управляли другие водители. Однако Ленину нравилось ездить с Гилем: он не только быстро и умело доставлял его в в любую точку города, но и был превосходным собеседником.

РЕКЛАМА

После первого покушения на Ильича машину, в которой он находился, пришлось отправить на свалку

«Тюрка-Мери-28» оказалась какой-то невезучей, в декабре 1917 года ее угнали прямо со двора Смольного. Все сразу же подумали, что это дело рук эсеров. На поиски автомобиля были брошены самые лучшие кадры ЧК. Автомобиль нашли на финской границе в гараже пожарной части. Но, как выяснилось, похитили его не эсеры, а контрабандисты, так что политической подоплеки в похищении не было.

Конец «карьеры» роскошного французского автомобиля пришелся на 1 января 1918 года, когда водитель Гороховик вез Ленина с выступления в Михайловском манеже. Какие-то люди перегородили грузовиком дорогу темно-зеленому лимузину. Не растерявшийся Гороховик крутанул руль, и машина нырнула в боковой переулок, а неизвестные открыли огонь вслед автомобилю. Когда отъехали на безопасное расстояние, оказалось, что Ленин не пострадал, а сидящий с ним рядом агент швейцарской и немецкой разведок Фриц Платтен был легко ранен в плечо. Правда, кузов лимузина настолько изрешетили, что гнутая задняя часть не поддавалась ремонту. Машину списали, и она затерялась на свалках Петрограда. После этого несостоявшегося покушения Ленин пересел на царский «Делонэ-Белльвиль».

РЕКЛАМА

Когда в 1918 году советское правительство переехало в Москву, в распоряжении Ильича оставался открытый «Делонэ-Белльвиль». В этом мощном автомобиле Ленин любил совершать прогулки. Интересна судьба этой машины. В январе 1919 года Ленин вместе с сестрой Марией и охранником Чабановым ехали в Сокольники на новогоднюю елку в детдом. Чабанов придерживал у ног на полу бидон с молоком (которое в то время было большим дефицитом) -- подарок Ильича детям. Неожиданно автомобиль остановил вооруженный патруль. Владимир Ильич приказал своему шоферу Гилю притормозить и показать удостоверение командиру патруля. Но «командиром» оказался известный московский уголовник Яков Кошельков. Он разоружил сжимавшего бидон охранника, забрал у всех документы и угнал машину. Сначала полуграмотный бандит прочитал фамилию пролетарского вождя как Левин. Позже, узнав, кого он ограбил, Кошельков сокрушался, что не пристрелил главу советского правительства и не получил вознаграждения, обещанного эсерами. На поиски незадачливого бандита Дзержинский бросил все силы, и вскоре его нашли в одном из домов на окраине Питера. Дом окружили чекисты, началась перестрелка. Кошельков понял, во что он вляпался, и, не желая достаться чекистам живым, застрелился.

«Роллс-Ройс» для Ленина был куплен за 3 000 фунтов-стерлингов

Только после этого авантюрного ограбления Ленин стал пользоваться открытым «Роллс-Ройсом Сильвер Гоуст». Это был автомобиль с облегченным кузовом мощностью 55 лошадиных сил, предназначенный для горных гонок. Этот «Роллс-Ройс» до революции принадлежал одному из братьев Рябушинских, родному дяде писателя А. И. Солженицына. На этом открытом автомобиле 1914 года выпуска Ленин любил совершать загородные прогулки, на одной из которых он облюбовал охотничьи угодья вблизи Завидова (впоследствии это место очень любил Брежнев).

РЕКЛАМА

Любопытно, что в день покушения на Ильича террористки Каплан постоянный водитель Ленина Гиль «совершенно случайно» повез его не на «Роллс-Ройсе», в кузове которого неудобно было перевозить раненого, а на большом комфортабельном «Рено».

В 1920 году Ленин попросил полпреда Красина начать переговоры о закупках в Манчестере «Роллс-Ройсов» для Страны Советов. Надо заметить, что эта автостроительная фирма в те годы выпускала лишь голое шасси, а кузова и внутреннее оборудование производились фирмами-партнерами по особому указанию клиента. Средний «Роллс-Ройс» в начале 20-х годов стоил порядка 3 000 фунтов стерлингов (за эти деньги можно было купить в Москве хороший особняк). Первая партия «Роллс-Ройсов» поступила в советскую Россию уже через год.

Одним из последних автомобилей Ленина стал вездеход «Кегресс». Напомним, что Адольф Кегресс был механиком в царском гараже и специально для царя, любившего кататься по заснеженным целинам, сконструировал специальный вездеход. Вместо заднего колеса он пристроил к к обычному автомобилю гусеницы, а вместо передних -- лыжи, что позволяло лихо носиться по заснеженным полям. Эти автосани придворного царского механика Адольфа Кегресса прекрасно зарекомендовали себя на снежной целине. Гусеницы на задних колесах и лыжи на передних обеспечивали полную проходимость. Пребывая на отдыхе в Горках, Ленин вспомнил об этом уникальном автомобиле и тоже решил заиметь в своем гараже царский «Кегресс».

Просьба Ильича была выполнена, и в начале 1921 года он получил созданные на Путиловском заводе автосани, механической частью которых стал зеленый длиннообразный «Роллс-Ройс Сильвер Гоуст Континенталь» (уникальность этого автомобиля заключается в том, что это единственные автосани, построенные на базе «Роллса»). Когда Ленин жил в Горках, зимой эти автосани становились единственным способом связи с окружающим миром. Правда, летом Владимир Ильич пользовался легким фаэтоном «Гордый орел» 1915 года выпуска. Интересно, когда вождь мирового пролетариата умер, о его смерти сообщил Гиль, добравшийся до Москвы на все тех же автосанях, которые были медленней стандартного «Роллс- Ройса» и вместо 125 километров в час шли со скоростью 60.

948

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів